Через две недели я обнаружил, что болен чесоткой. Заразился при выборе гитары.

Оцените материал

Просмотров: 30604

Что такое электрогитара?

12/04/2012
Страницы:
 

Gibson Firebird
Gibson Firebird

Gibson Firebird

Ее делали автомобильные дизайнеры — это такой детройтский стиль. У нее ужасные колки от банджо. Но зато очень длинная мензура и фантастически длинный звук. И на ней почти никто сейчас не играет, кроме пары блюзовиков типа Джонни Уинтера. У нее очень тонкий гриф. Все инструменты различаются шириной и глубиной грифа. Чем площе гриф, тем на нем легче играть быстро, а чем он толще и шире, тем это менее удобно.

Gibson J-200, она же Jumbo
Gibson J-200, она же Jumbo

Gibson J-200, она же Jumbo

Инструмент, который должен быть у любого гитариста, независимо от стиля и направления. Он есть у Джимми Пейджа, у The Rolling Stones, у Джона Леннона и Элвиса Пресли этот инструмент тоже был. Этот инструмент звучит как рояль. У него мощная playability — можно играть совершенно разные вещи. На ней сыграны, например, знаменитые акустические баллады The Rolling Stones типа «Wild Horses». При записи в студии она звучит как лучшее, что можно представить в плане гитары.


Николай ДЕВЛЕТ-КИЛЬДЕЕВ, «Моральный кодекс»
Я считаю, что самая гениальная гитара — это Fender Stratocaster. Никто ничего подобного не сделал. У меня с этой гитарой давняя дружба. Когда я был маленький, я очень любил Ричи Блэкмора, а тот, в свою очередь, любил Джими Хендрикса, и это все пошло именно от него. Мне очень нравится эта гитара, там правильно все сделано по эргономике. В плане переключения — все находится под руками. И на ней очень удобно играть. Собственно говоря, все другие фирмы в той или иной мере копируют эту гитару. Вообще у меня есть небольшая коллекция гитар, в каждой своя изюминка. А Fender Stratocaster — уже имя нарицательное.

Fender Stratocaster

Fender Stratocaster

Сейчас на фирме Fender существует подразделение Custom Shop. Там работают очень хорошие мастера. У меня есть гитара, которую сделал Юра Шишков — русский мастер, работающий в этом Custom Shop. Эта гитара — реплика 1954 года. У нее датчики потрескавшиеся, она сделана в винтажном стиле. Это как старые джинсы Levi's — затертые и красивые. Гитара шикарная. Она с толстым грифом, как раньше делали Fender. Я считаю, что толстый гриф — это очень важно для гитары. Например, он лучше передает вибрацию на корпус. Вообще раньше все лучше делали. Сейчас все какое-то одноразовое: попользовался и выбросил. А раньше делали на века. Это касается инструментов, машин — всего. Но все равно на крупных фирмах есть маленькие подразделения, которые делают очень хорошие гитары. Правда, они дорогие: три, четыре, пять, десять тысяч долларов.

Ritchie Blackmore Stratocaster

Ritchie Blackmore Stratocaster

Есть и хорошие серийные гитары. Вот я недавно зашел в магазин на Неглинной, а там Ritchie Blackmore Stratocaster мексиканский. Он мне понравился, и я на нем играю. У него скалопированный гриф — то есть в нем сделаны выемки для удобства игры, чтобы пальцы не соскальзывали. Ричи Блэкмор раньше играл на Gibson, а на Stratocaster перенес свои старые пристрастия. И его гитара сделана как Gibson. Во-первых, у нее нет среднего датчика, получается, что их только два. Во-вторых, датчики у нее — Seymour Duncan, это сингл, но они звучат громче, чем обыкновенные. Эта гитара приспособлена для довольно тяжелой музыки.

У меня в основном гитары Fender, и я очень люблю модель Telecaster. Это классика. Мне очень важно, как гитара выглядит. У Telecaster сюрреалистичный вид. The Rolling Stones, Кит Ричардс в частности, пользуются именно этой гитарой. У меня есть Telecaster, которую сделал мастер Джон Инглиш — он уже умер, но считается лучшим мастером Custom Shop. Она вся ободранная, винтажная на вид — никто даже не верит, что это новая гитара. Она сделана полностью по старым технологиям. На ней даже винты стоят не крестовые, как сейчас везде делают, а как раньше, под отвертку. Она мне очень нравится.


Юрий ЦАЛЕР, «Мумий Тролль»
Не существует гитар плохих и хороших. Когда я был моложе, я, как и, наверное, любой гитарист, хотел Fender Stratocaster. Потом хотелось Gibson, ведь эти две фирмы — основополагающие в гитарном деле. А когда ты приобретаешь Fender Stratocaster и у тебя уже есть Gibson, начинаешь думать: что еще есть? Инструментов такое огромное количество, что все модели, наверное, ни один гитарист не попробует. В какой-то момент нужно сказать себе «стоп». Доля аскетизма не вредила еще никому, а излишки всегда вредят.

Сначала у меня был Fender Stratocaster, потом Telecaster — мне ее подарил Сергей Мазаев после первого концерта «Мумий Тролль» в Москве. Потом у меня появилась Gibson Catalina, на которой я играл довольно долго. Мы приобрели ее в Лондоне перед записью альбома «Точно ртуть алоэ». В записи всех хитов с предыдущих альбомов группы — «Морская» и «Икра» мы с Олегом Пунгиным и Евгением Звиденным не принимали участия. То есть мы впервые собирались записывать что-то вчетвером, именно этим составом. До этого у нас был только концертный опыт общения. И мы пошли на поиски гитары, которая в итоге стала символом этой пластинки. Три дня ходили в Лондоне по Денмарк-стрит, где собраны музыкальные магазины, и выбрали именно голубую Gibson Catalina. Она потом принимала участие в записи других альбомов, и на концертах я на ней играл лет 5—6.

Конструктивно эта гитара отличается от других. Она не цельная, внутри у нее есть пазы, в которых находятся воздушные камеры. Они скрыты от глаз, я даже не сразу узнал, что они есть. У Gibson есть и другие модели с такими пазами, но Catalina — одна из первых. Благодаря этому она принципиально легче других гитар. Звук у нее более мягкий, более теплый. Она очень красивая. Эти гитары производились недолго, их было выпущено всего около 70, и я счастливый обладатель одной из них. Каталина — название острова в Атлантическом океане, рядом с Лос-Анджелесом. Я никого с такой гитарой не видел. Только один раз такой же инструмент я увидел в Японии, где у нас было три концерта. В Токио нас повели в музыкальный магазин, где были просто миллионы гитар, — и там висела такая же, только насыщенного лимонного цвета.

У меня есть интересная история покупки Fender Stratocaster. Я искал гитару в Америке, потому что их там огромный выбор, что позволяет тебе углубиться в тему. Там для тебя делают все, чтобы ты пробовал эти гитары, играл, выбирал и покупал, а у нас все делается для того, чтобы ты быстренько ушел. Я искал Stratocaster 60-х годов и зашел в один магазин в Москве. Владелец посоветовал инструмент, который мне очень понравился, и я решил его купить. Когда я пришел домой, у меня на руке появилась какая-то сыпь. Было жаркое время, лето. И через две недели я обнаружил, что болен чесоткой. Заразился при выборе гитары. Это было очень символично — я словно сроднился с этой гитарой, мы единое целое. Но теперь я всем советую после того, как вы пробовали гитару в магазине, мыть руки.

Винтажные гитары, конечно, более наиграны. Первый плюс в том, что старые гитары делались вручную. Сегодняшнее производство зачастую унифицированное, массовое. В процессе создания гитары человек вкладывает в нее душу. С 1954 и до 70-х годов — самые гитарные сливки, и большинство моих гитар — именно этого периода. Они сделаны вручную, из деревьев, высушенных естественным образом, на солнце, а не в печи. Не хочу ругать новые гитары — среди них есть достойные инструменты. Среди старых тоже есть достаточно тривиальные. Но чем дольше играют на инструменте, тем ярче он раскрывается. Любой музыкальный инструмент — живой.

Записала Маргарита Остроменская
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • AScannerDarkly· 2012-04-13 16:37:10
    Систейн одним словом!!!
    Однобокие русские гитаристы...
    Статью нужно назвать, что такое гитара глазами Хавтана, Мальцева и ДЕВЛЕТ-КИЛЬДЕЕВа.
    Эти люди знают многое о музыке, но гитары по их описанию это что-то жутко субъективное.
    ЛИКБЕЗ чтобы пофаниться!!!
Все новости ›