Это – столкновение, знакомство, снюхивание совершенно обособленных друг от друга миров.

Оцените материал

Просмотров: 8563

Письмо из Красноярска: «Сибирский Ла Скала»

Екатерина Бирюкова · 11/11/2010
Кто и как завтра будет ставить оперу на просторах России, если она, конечно, там выживет

©  Антон Сташевич

Письмо из Красноярска: «Сибирский Ла Скала»
Прямо с самолета Москва — Красноярск меня, как котенка в воду, забрасывают на текущий спектакль местного Музыкального театра (то есть Театра музкомедии). На сцене вроде «Сильва», но с намеками на Третий рейх (это, как выяснилось, переделка оперетты Кальмана, сделанная драматургом Вячеславом Вербиным, действие происходит в 30-е годы в Германии, Сильва — еврейка, в финале ей отказывают в американской визе) и шутками ниже пояса. Меня не покидает ощущение неловкости и удивления. Но залу — в самый раз. Актеры стараются, привычно, без лишних тонкостей работают на публику, неукомплектованный оркестрик, состоящий все больше из скрипок и альтов, производит грустное впечатление бедного родственника. А в целом — смелое и неожиданное, так сказать, переосмысление классики.

Еще неожиданнее — хлебосольное застолье директора театра Натальи Русановой, где соленья, картошечка и даже свиное сало оказываются дарами ее собственного приусадебного хозяйства. «Меня от деревни до кабинета мой шофер за двадцать минут довозит», — просто объясняет она.

Следующий вечер. Закрытый город-спутник Красноярска Железногорск, построен в пятидесятые годы. Но потребность в чем-то тайно-оборонительном у страны с тех пор не отпала, уже приезжал Путин. Въезд по заранее заказанным пропускам. Сталинская симметрия, чисто, пусто, спокойно, враг не проберется даже с Енисея, отгороженного от города колючей проволокой. Мода на изменение политически устаревших названий улиц сюда не дошла. На центральной площади — большой, торжественный, подсвеченный театр с колоннадой, как положено. Понятное дело, это театр оперетты (может, это и странно кажется внутри Садового кольца, но именно бесчисленные театры оперетты и музкомедии — устои музыкальной культуры нашей страны).

Внутри театра никаких переосмыслений. Идет советская классика «Бабий бунт», про бытовые неурядицы донских казаков в эпоху подступившей женской эмансипации. Стога, колосья, цветистые юбки и закрученные чубы. «Давай, давай его коромыслом», — подбадривают из зала старуху на сцене, осерчавшую на своего выпивоху-старика. Штатных единиц в оркестре, правда, и тут анекдотично мало — девять человек; духовиков приглашают из местного военного коллектива. Но актеры невероятно бодры, исполнительница главной роли напоминает Любовь Орлову в «Волге-Волге».

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • asl· 2010-11-11 19:18:37
    спасибо за текст. всегда интересно читать о не-столичных театрах и их "социологических" аспектах существования. Хотелось бы уточнить, как "распугала" современная опера зрителя - уходили во время выступления и больше не возвращались? уходили, но потом возвращались? просто не пришли на концерт? насколько вообще это событие заинтересовало зрителя?
    Ну и главный вопрос. А что же так сало удивило на столе директора? на контрасте с трактовкой Сильвы?
  • dalys· 2010-11-12 13:51:11
    http://www.newslab.ru/news/article/345513 - взгляд на это же событие красноярского культурного обозревателя, с оценкой в комментариях текста г-жи Бирюковой, которую я, не смотря на резкость, полностью разделяю.
    удивительно по-масковски выступили.
  • Oriadna· 2010-11-13 07:03:17
    Удивительно маасковское лицемерие - проехаться катком по иной трактовке оперетты Вербиным с "шутками ниже пояса" (с) только потому что это идет в "провинциальном театрике" с "оркестриком"(с) - и в то же время взахлеб расхваливать напрочь перековерканного "Гамлета" с обсценной лексикой - потому что это сцена театра им. Станиславского. К сожалению, авторитет автора как думающего критика от этого просто падает.
  • JulNim· 2010-11-14 11:37:27
    Самая безграмотно написанная статья, что мне доводилось читать! Некоторые высказывания просто коробят. Такое ощущение, что писал человек с неполным средним образованием."меня, как котенка в воду ","самая-разсамая режиссура" , "вместо нее мимо нот тараторили три ее подружки". Про отсутствие запятых я просто молчу! Но "МИМО НОТ ТАРАТОРИЛИ" - это, простите, как? Если девушки не пели, а проговаривали текст, как драматические актеры.
    Вся статья пронизана пренебрежением и раздражением на то, что этой самой Бирюковой пришлось приехать в Красноярск (а мы, собственно говоря, вас и не звали - таких безграмотных "критиков" у нас и самих хватает!)
    Мероприятие было очень интересным, запоминающимся. Если и были недоработки, так ведь все проходило впервые (особенно для актеров театров, которые впряглись с интересом в новое , хотя у тех же оперников своей работы не в проворот!)
  • il-canone· 2010-11-14 22:41:53
    Интересно написано, спасибо
  • bf· 2010-11-15 00:44:39
    Катя, очень толковая и мягкая статья, спасибо. Непонятно, чего вдруг красноярские люди обиделись, между строк принялись чего-то вычитывать.
  • helen· 2010-11-19 10:10:04
    Дешевый снобизм.
  • Oriadna· 2010-11-22 08:30:38
    bf, "красноярские люди", верите - нет, точно такие же, как и московские. Со своим образованием, воспитанием, уровнем восприятия. Здесь, несомненно, ценят слово профессионала, у которого существенно больше возможностей набираться самого разнообразного опыта вблизи различных культур просто потому, что он живет в столице; но относиться к к нам, как к индейцам, приезжая с бусиками и зеркальцами, право слово, не стоит. Мы не старший и младший братья, мы равные граждане одного государства. Если бы господа московские публицисты больше следили за корректностью тона в своих высказываниях, то и противостояния "Москва-провинция" было бы существенно меньше.
    О качестве подготовки самого мероприятия и местными журналистами было сказано немало нелицеприятного. Но, действительно - первый блин пусть комом, но он необходим как воздух для местных артистов, чтобы была хоть какая-то возможность прыгнуть на более высокий уровень.
    Если это статья профессионала-аналитика, то касаться все же нужно самих ошибок и недочетов в работе, но никак не "проезжаться" по личностям - это не путевые заметки с субъективным мнением. Работе самой лаборатории и режиссеров из 15 абзацев статьи посвящено лишь три; остальное - личным впечатлениям себя любимой. Такое позволительно в ЖЖ, но никак не в колонке профессионала.
  • bf· 2010-11-22 17:23:01
    to Oriadna

    Вы продолжаете вычитывать между строк. Под "красноярскими людьми" – не поверите – подразумевались люди из Красноярска, а не люди некоей красноярской породы. Вы ведь сами себя маркируете убогими, а потом приписываете этот взгляд автору статьи.

    Вы также напрасно сетуете на засилие "личных впечатлений" – это просто описание местных реалий, которое лично мне, например, весьма интересно и которое многое объясняет. А то ведь и правда можно подумать, что "красноярские люди" не такие как все. Нет, они такие как все, только условия у них специальные. Менее благоприятные, чем в Мааскве.
Все новости ›