Предполагается, что публика должна насмотреться нормальных «Дон Жуанов» – так, чтобы уж тошнило.

Оцените материал

Просмотров: 17144

«Дон Жуан» в Большом театре

Екатерина Бирюкова · 01/11/2010
Чернякову и Курентзису тесно в одном спектакле

Имена:  Алина Яровая · Вольфганг Амадей Моцарт · Димитриос Тилякос · Дмитрий Черняков · Екатерина Щербаченко · Колин Бальцер · Теодор Курентзис · Франко Помпони

©  Дамир Юсупов / Большой театр

Сцена из оперы «Дон Жуан»

Сцена из оперы «Дон Жуан»

В Большом театре проходит премьерная серия первой оперной постановки сезона, которой еще до ее рождения было уготовано место главного оперного события года. Помимо имен Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса, которые сами по себе являются этакими опознавательными сигналами, есть еще название престижного французского фестиваля в Экс-ан-Провансе, где премьера спектакля – правда, с наполовину другим кастингом и другим дирижером – прошла этим летом. «Дон Жуан» – это копродукция с Эксом, а также с мадридским театром «Реал» (где теперь правит знаменитый оперный интендант и горячий поклонник Чернякова с Курентзисом Жерар Мортье) и Оперой Торонто. Можно сказать, актуальная европейская новинка с пылу с жару.

Про режиссерскую концепцию Чернякова, которую можно было посмотреть (в зависимости от финансовых возможностей) живьем или в сети, уже написаны тома красивых исследований, в том числе и на OPENSPACE.RU. Поэтому напомню только три главные постановочные идеи.

1. Нет никаких сверхчеловеческих сил. Вместо эффектной загробной жизни – тихий семейный ад, в который погружены все восемь героев оперы, превращенные в членов одной респектабельной семьи. Вместо пришельца с того света на финальное застолье семьи приходит специально нанятый родственниками, загримированный под Командора человек, который доводит Дон Жуана до сердечного приступа. Вот и все. Зато все остальные, совершив совместную гадость и успешно перешагнув через испытание под названием «Дон Жуан», испытывают наконец облегчение, расслабляются, немедленно излечиваются от неврозов и очень уместно поют заключительный мажорный ансамбль.

©  Дамир Юсупов / Большой театр

Сцена из оперы «Дон Жуан»

Сцена из оперы «Дон Жуан»

2. Дон Жуан никакой не мачо, а довольно слабый, но симпатичный человек, который от женщин все больше склоняется к бутылке. Одна из самых щемящих сцен – Серенада, которую он почти шепотом, кружась в одиноком пьяном танце, напевает вовсе не служанке, а самому себе. Дело, конечно, не в сексуальной распущенности, которая в спектакле показана с какой-то детской неловкостью. Главное в том, что он другой, лишний; он и притягивает, и несет с собой разрушение.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • nobirukova· 2010-11-01 20:38:01
    Красиво выкрутились, Екатерина! Соглашусь с Черняковым - какая разница жильные струны или нежильные, если Курентзис не сходится с певцами процентах в семидесяти. Как же вы с Поспеловм лукавы! Если бы такой процент нестыковки выдавал Ведерников - ну, четно скажите - вы бы его растоптали и смешали с грязью. Почему же вы теперь гладите по головке (Ой, сорри за каламбур) своего любимца Курентзиса и журите его только. Свинство, да и только. Политика двойных стандартов.
    Мало того, не хватило духу поругать плохих - очень плохих! - пррвинциальных певцов. Но их же пригласил другой ваш друг...И, наконец, надо честно сказать. Нельзя было отмененный спектакль Васильева заменять Черняковым. Конечно, за это руководство театра опять получило высший от неразборчивых критикесс, да и Золотую маску дадут наверняка. Но даже самые больше поклонники Черянковы могут признать, что этот спектакль - не из лучших черняковских. Да и в Москве ему делать нечего. Особенно когда премьерный спектакли закончатся, и на спектакль будут ходить бабушки и рядовые зрители. Впрочем,не жалко Дмитрия, он сам себя высек как унтерофицерская вдова. Не надо было соглашаться и переносить фестивальный продукт в прогнивший насквозь репертуарный театр. Спасибо журналисту Ходневу в Коммерсанте, он единственный не побоялся сказать правду про Курентзиса. А вы, Бирюкова и Поспелов, просто трусы
  • prostipoma· 2010-11-01 21:43:10
    Раскосец в мюнхенском Дон Жуане, щедро описанный местной прессой, послужил поводом для непродления контракта с Нагано.
    Но добрые феи из Опенспейса, не в пример злобным немецким коллегам, не оставят своих крошек Цахес в беде.
  • nobirukova· 2010-11-01 22:14:33
    да те, кто здесь пишут, они и сами крошки Цахес настоящие :) всех обманывают, а им верят :)
    Вы только почитайте пассаи из этой статьи, написаной почти детской ручонкой и несмышленышем:
    "Главное в том, что он другой, лишний; он и притягивает, и несет с собой разрушение".
    <moderated>
    Далее по тексту, убогость изложения только подчеркивает убогость увиденного в театре.
Читать все комментарии ›
Все новости ›