Оцените материал

Просмотров: 12351

Пусть неудачник плачет

Петр Поспелов · 06/03/2009
Русский концептуализм — Кабакова или Сорокина — в Европе понимают. Но Мартынова совсем не поняли
Меня давно интересовала подоплека происшествия, случившегося в 1998-м в Мадриде, когда Венский филармонический оркестр крупно облажался, играя «Болеро» Равеля. Будто бы один за другим музыканты стали врать или киксовать, в итоге чего были освистаны.

Дирижер Андрей Борейко, с которым я обсуждал эту историю, говорил мне, что таких оркестров, где никто никогда не ошибается, нет. Но если в Венском филармоническом кому-то случается сфальшивить, то весь оркестр мгновенно так концентрируется, что остаток исполнения проходит еще лучше, чем если бы ошибки не произошло.

Выдвигалась и та версия, что музыканты лажали специально, чтобы зачем-то насолить дирижеру Лорину Маазелю. Запись эту версию опровергает. С тромбонистом, который действительно крупно лажается, видимо, что-то случилось: предположим, ему на губу сел мадридский комар. Никакого злонамеренного остроумия в его игре не слышится. Более того, к середине соло тромбонист комара сгоняет и доигрывает вполне благополучно.



Итак, перед нами обычный пример творческой неудачи, а речь о ней я завел потому, что и нам недавно хорошо досталось — правда, не от испанцев, а от пуритан.

Предыстория такая: в 2002 году по инициативе продюсера Эдуарда Боякова Большой театр и Мариинский театр одновременно заказали оперы современным композиторам, Леониду Десятникову и Владимиру Мартынову. Только Десятникова в Большом поставили, а Мартынова в Мариинском — нет. Вместо Мартынова Валерий Гергиев принял к постановке оперу Александра Смелкова «Братья Карамазовы». Опера же Мартынова («Vita nuova» по Данте, либретто Мартынова и Боякова) понравилась дирижеру Владимиру Юровскому, который и взялся за нее со своим Лондонским филармоническим оркестром.

Недавно Гергиев возил «Карамазовых» в Лондон. Композитору Смелкову досталось от лондонских критиков на орехи. Писали, что он передрал у Чайковского и Мусоргского все, да только не их талант. «А Валерий Гергиев, если думает, что теперь закрыл графу «современная опера», сильно ошибается», — писал один критик.

Так и надо Гергиеву, подумал я тогда. Променял Мартынова на Смелкова. Сам небось локти кусает, да поздно уж.

Через несколько дней в том же Лондоне Владимир Юровский дал премьеру, тоже в концертном исполнении, оперы Мартынова. Повезло англичанам на русские оперы. К сожалению, рецензии на Мартынова оказались еще хуже, чем на Смелкова.

Одна
Другая
Третья
Четвертая

Пятая

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:22

  • MP· 2009-03-07 17:20:40
    Лучшая защита - нападение. Если не поняли - пуритане. Если не приняли- из-за разности культур, причем они- перуанские индейцы, а мы, конечно, европейцы "все в белом"

    А что если на самом деле все не так? А что, если КОРОЛЬ-ГОЛЫЙ?? И вдруг нашлись люди, которые не знали, что если это сказать, то оппонент почувствует себя на одну интеллектуальную ступеньку выше? И не испугались этого.
    У Мартынова ничего , кроме мысли, на музыку не навешано? Или у него на мысль не навешано никакой музыки - может быть все дело в этом?

    И причем здесь непонимание культур, когда огромное количество людей русской культуры на дух не переваривают Мартынова? У них тоже не понимание культур? Или все мы недоразвиты интеллектуально?

    "Вероятнее всего, пуританам просто было скучно. Ту же самую смесь они бы переварили, составь Мартынов ее поувлекательнее, и в претензию бы поверили, прояви он больше уважения к человеческому терпению."
    То есть кто не понял - тот дурак? Откуда такая уверенность? В Лондоне и конкретно в этом зале исполняется абсолютно все - от Дауленда до Зорна. И люди там готовы ко всему и привыкли ко всему. Кроме Мартынова. Так может быть надо посмотреть правде в глаза и сказать себе: король и вправду голый. И переосмыслить наконец свое ,возможно ошибочное ощущение интеллектуального превосходства над людьми, которые поняли это раньше?
  • n-voice· 2009-03-07 17:54:30
    Лопнул мыльный пузырь который московские интеллектуалы усиленно надували больше десяти лет. Невежество и высокомерие оперных институций, толкающих под видом "возрожденной классики" бездарную попсу, оценили по заслугам. Может быть, это станет поводом немного задуматься о репертуарной политике.
  • petrpospelov· 2009-03-08 01:05:28
    Пишет автор колонки.
    Уважаемые комментаторы, призываю вас писать комментарии именно сюда, как это сделали MP и n-voice.
    В ЖЖ есть ряд откликов на эту же колонку
    http://petrpospelov.livejournal.com/3756.html
    но я считаю, что уместнее комментировать материал в этом же издании.
Читать все комментарии ›
Все новости ›