Паша сидел в партере, как бы невзначай заложив руку за край сюртука и чувствуя ладонью холодную сталь.

Оцените материал

Просмотров: 10359

История музыки для начинающих террористов, эскиз

Петр Поспелов · 02/10/2009
Трагедии бы не произошло, если бы в опере «Вертер» не оказалось той же музыки, что и в балете «Весна священная»

©  Getty Images / Fotobank

История музыки для начинающих террористов, эскиз
Сенатор Альфредо Солинас был застрелен в собственной ложе прямо во время спектакля. Пуля попала точно в сердце. Паша Горький и не думал бежать — отбросив дымящийся пистолет, он стоял среди партера, картинно закинув кудри назад. Публика в панике стремилась к выходам, оркестр разбежался, сцена опустела, занавес забыли закрыть. Близкие и приспешники сенатора молча окружили бездыханное тело. За несколько дней до президентских выборов демократическая партия лишилась лидера. Надвигающейся диктатуре теперь некому было противостоять. Будущее Республики тонуло во мраке.

Получив известие о гибели сенатора Альфредо Солинаса, сенатор Альфонсо Солинас побелел. Выйдя на террасу, он невидящим взглядом глядел в даль долины и думал: «Да, мои руки по локоть в крови. Да, во имя отчизны я готов пролить ее еще больше. Но ты, брат, знай: хоть ты и стоял поперек моей дороги, в твоей смерти я невиновен». И, рыдая, упал перед распятием…

Когда Паша Горький и Линка Шварц поступали в группу «Освобождение», они предупредили:
— Мы согласны стрелять только по диктаторам.
— Большего от вас и не потребуется, — заверили их.
И Паша с Линкой кровью подписали договор.

Теперь Линка не понимала, как такое могло произойти. Застрелить одного близнеца-сенатора вместо другого было технически невозможно. Они приходили в театр в разные дни. Так распорядилась жизнь: в детстве Альфредо и Альфонсо были неразлучны, в юности оба пережили романтическое увлечение Лоркой, но потом разошлись по разные стороны баррикад. Одного манил идеал свободы, другого — силы. Демократ Альфредо не был последователен в личной жизни, порхал и увлекался. Соратники по партии знали, что он не пропустит ни одного балета, где танцует Синтия Эпорхидос, с которой его связывали особые отношения. Склонный к диктатуре Альфонсо, напротив, был образцовым семьянином, его дети Хуан и Медея пели в детском хоре и выступали в опере. Так близнецы-соперники и ходили в семейную ложу в разные дни, пока пуля террориста не оборвала жизнь Альфредо, а с нею и надежду страны на свободное будущее.



Сначала Паша Горький недоумевал, почему сенатора нельзя застрелить где-нибудь на встрече с избирателями, или на пивном гулянье с простонародьем, или при посещении приюта для сирот, или во время визита к ликвидаторам. Но Линка объяснила ему, что уважающий себя политик должен быть застрелен в оперном театре. У Паши Горького были точный глаз, железные нервы и неплохая музыкальная память. У Линки — некоторые педагогические способности. Ей поручили инструктаж.

Линка заставила Пашу прослушать и выучить назубок маленький отрывок из оперы «Вертер».
Вот этот:


Паша запомнил.

«Этот отрывок, — объясняла Линка, — прозвучит ровно перед тем, как на сцене должны появиться Хуан и Медея. Сенатор привстанет и выглянет из-за занавески, чтобы разглядеть в хоре своих детей. Тогда стреляй».

Паша Горький вошел в театр безоружным, а пистолет соратники пронесли через другой вход вместе со спонсорским кофе. Когда спектакль начался, Паша сидел в партере, как бы невзначай заложив руку за край сюртука и чувствуя ладонью холодную сталь. Оркестр играл, неутомимый Абисалес дирижировал, занавеска ложи, за которой сидел сенатор, иногда чуть шевелилась, изредка виднелась чья-то тень. Но музыки, которой Паша ждал в качестве сигнала к действию, все не было и не было. Прошла уже целая картина, и Паша стал сомневаться, на тот ли спектакль он пришел. О, если бы рука Всевышнего остановила его в этот момент!

И вдруг — сомнений нет! — зазвучал этот мотив.


Паша взглянул: сенатор выглянул из ложи, а на сцену вышли — нет, вовсе не дети, вышла рафинированная, изломанная Синтия Эпорхидос. Но Паша глядел уже не на сцену: мушка совместилась с прицелом, палец нажал на спуск…

Бывает, что большие политические потрясения объясняются сущей ерундой. Роковой причиной, по которой сорвался план группы «Освобождение», стало то, что в афише фестиваля «Кокосовая маска» поменяли местами оперу «Вертер» и балет «Весна священная». Но трагедии бы не произошло и в этом случае, не окажись в балете «Весна священная» той же музыки, что есть в опере «Вертер».

Задним числом Линка, конечно, кусала локти. Горе я, а не инструктор, маялась женщина. Я ведь знала, знала, что важен не только текст, но и контекст! В опере «Вертер» сначала заканчивает свою реплику этот чудак судья, а потом звучит этот мотив — вскользь, переходом к пению детей. Вот так:


А в балете «Весна священная» этот же мотив звучит уже не вскользь, а как настоящая тема. Перед этим круг девушек, танцевавших вступление, расходится, и появляется Синтия Эпорхидос. Вот так:


Паше Горькому удалось понять причину своей ошибки лишь позже, когда он вышел на свободу по амнистии. Оба они с Линкой бросили освободительную деятельность и основали каждый по рок-группе — «Парк Горького» и «Линкин парк». На концертах они разогревали друг друга, теперь понимая, как это важно, когда один художник внимательно прислушивается к другому, впитывая, пусть безотчетно, все перспективное.

Вопреки ожиданиям, правление диктатора Альфонсо Солинаса не оказалось излишне кровавым. Он взял под государственное покровительство искусства и театр. Синтия Эпорхидос стала депутатом парламента. Хуан и Медея основали благотворительный фонд. Республика живет по конституции, текст которой успел написать покойный Альфредо Солинас. В память брата президент воздвиг стелу на площади Республики. Он отдал жизнь за текст, не ведая о контексте, сказали бы мы. У подножия стелы написано проще: «Он обожал балет».

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • AScannerDarkly· 2009-10-03 14:26:50
    На мой взгляд, требование к редакторам и персоналу убрать функцию: "ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ" очень уместно в вашей колонке.
  • karambolina· 2009-10-05 20:42:23
    а почему?
  • spacemangrechko· 2009-10-06 00:28:41
    круто!
  • biber2006· 2009-10-09 02:11:19
    не слишком ли натянута близость между мотивами?
  • borzenkov· 2009-10-09 19:08:28
    Мощщный гон, но я как-то не уловил большого сходства мотивов. Может быть "настроение" схожее, но ритм и мелодия соверешнно разные. Или я чего-то не слышу?
  • AScannerDarkly· 2009-10-18 11:15:27
    2karambolina
    Потомучто автор практически на комментарии не реагирует.
    - -
    - -
    - -
    Пишет самодостаточные Часто комментарии никак
    статьи. не связаны с темой его статей.
    А может он вообще не понимает откуда берутся эти приписки или ему плевать, работает себе...
  • AScannerDarkly· 2009-10-18 11:17:08
    2karambolina
    Потомучто автор практически на комментарии не реагирует.

    1.Пишет самодостаточные статьи.
    2.Часто комментарии никак
    не связаны с темой его статей.

    А может он вообще не понимает откуда берутся эти приписки или ему плевать, работает себе...
  • petrpospelov· 2009-10-18 15:55:59
    2 AScannerDarkly
    Почему же, я внимательно читаю комментарии. Просто мне кажется, что мое дело - написать текст, а дело читателей - комментировать, если им того захочется. Если я вынужден буду что-то разъяснять читателям в комментариях, значит, я не справился со своей задачей в тексте.

    Отвечаю 2 borzenkov
    Гармоническая схема и голосоведение в этих фрагментах абсолютно идентичны. Ритм немного отличается, следовательно, и мелодия. Инструментовка и тональность тоже отличаются. "Настроение" не совпадает, но это термин не из области музыковедения. Побудительным мотивом к написанию колонки был мой поход на "Вертера" в Театр Имени Станиславского и Немировича-Данченко. Я вдруг явственно услышал музыку из "Весны священной". Дома внимательно переслушал это место с партитурой и убедился, что именно так и было: Стравинский безотчетно запомнил музыку Массне и потом повторил ее. В истории музыки таких сюжетов множество.

  • AScannerDarkly· 2009-10-22 13:17:01
    2petrpospelov: Ок, чаще всего я ощущаю себя читателем журнала "Аврора", когда есть возможность вникать в вашей колонке в излогаемое, а потому для меня это совсем другое... (текст на цветных страницах)
    Ежели вам можно знать, то со своей задачей вы действительно не справились, однако, до сего момента пинял на себя!
Все новости ›