Профессиональный оркестрант – человек очень непростой.

Оцените материал

Просмотров: 23606

Андрей Борейко: «Оркестры превращаются в перфектные машины для производства звуковых комбинаций»

Роман Юсипей · 16/09/2011
Один из самых востребованных за рубежом российских дирижеров об оркестрантах, Десятникове и о том, что видно лишь вооруженным глазом

Имена:  Андрей Борейко

©  Christoph Rüttger

Андрей Борейко

Андрей Борейко

Формулировка «гражданин мира» применительно к дирижеру Андрею Борейко, кажется, ни у кого не вызывает сомнений. Польско-русская кровь, ленинградская школа. Карьерный старт на Урале, энергичное покорение Европы, творческая дозаправка в Америке. Его прошлогодняя версия шумановского «Манфреда» c сюрреалистическими видеоинсталляциями уже издана на DVD и готовится к трансляции по ZDF. «Песнью о Земле» Малера в Дюссельдорфе, где он сейчас работает музыкальным директором, Борейко только что открыл новый сезон.


— Андрей Викторович, готовясь к беседе, я нашел в сети отрывок американской телепередачи, где вы увлеченно читаете Бродского и рассказываете, что до сих пор находитесь в поисках своего оркестра. На сегодняшний день вы генеральный музыкальный директор немецкого Дюссельдорфа со всеми вытекающими последствиями. С 2012 года вступает в силу ваш пятилетний контракт с Национальным оркестром Бельгии. А, собственно, передача была посвящена вашему концерту с Нью-Йоркским филармоническим в Центральном парке города, собравшему 35 тысяч человек. Скажите, о чем еще можно мечтать?

— Понимаете, процесс поиска заключается не в том, чтобы найти место работы. С последним у меня проблем не было с 1986 года — времени моего трудоустройства в симфоническом оркестре Ульяновской филармонии. С той поры, честно говоря, творческих предложений ко мне поступало больше, чем было возможностей их принять. Поиск состоит в том, чтобы найти коллектив, для которого музыка, став профессией и средством существования, тем не менее не переставала бы быть радостью, событием и чудом. Где оркестранты, будучи профессионалами, готовы относиться к концертам и репетициям с энтузиазмом любителей.

Такой коллектив найти гораздо труднее, чем просто оркестр, который играет чисто, ритмично и с красивым звуком. Я отнюдь не случайно много лет работал с молодежью: European Union Youth Orchestra, Junge Deutsche Philharmonie, ирландским, итальянским, польским молодежными оркестрами. Они жадны до каждого слова, удачно реализованного фрагмента репетиции. Талантливые молодые исполнители хотят учиться, и для меня это самый главный показатель моей работы — ведь удовлетворение приносит не только осознание реализации того, что запланировал. Самую большую радость вызывают концерты, во время которых светятся лица людей, сидящих на сцене...

Читать текст полностью

КомментарииВсего:11

  • pavelkarmanov· 2011-09-17 17:32:41
    Прекрасное интервью.... сразу хочется с таким человеком сделать совместное дело...
  • baraban· 2011-09-18 09:57:03
    прекрасное и хочется) а вот некто дельгадо, от бывшей звукозаписывающей компании "мелодия",говорил мне, что у него есть несколько бобин с аудиозаписями репетиций мравинского, но он долгие годы не найдет ни одного заинтересованного лица, чтобы их издать...
  • MP· 2011-09-18 12:12:05
    А этично ли это- издавать репетиции? Тем более, в интервью говорится, что он никого на них не пускал.
  • Ilya Ovchinnikov· 2011-09-19 01:22:31
    "Возможно, вы имеете в виду историю с Андре Превеном, когда 80-летний маэстро заявил, что подпишет соглашение с очередным оркестром лишь при условии, что это будет контракт на 20 лет" - это был не Превен, а Пьер Монтё. Все же удивительно, с какой готовностью у нас любят ссылаться на Лебрехта, в чьих книгах столько ошибок, что серьезной экспертизой считать их никак нельзя. Вообще же чудесное интервью, и очень жаль, что в Москве нет такого дирижера, который хотел бы, чтобы публике было интересно. Рождественский, боюсь, не в счет, как и Лазарев. А чудесный Юровский на данный момент выступает здесь реже одного раза в сезон.
  • ru222· 2011-09-19 02:05:38
    по поводу этичности или неэтичности издания дисков с записью репетиций великих дирижёров: таких записей немало, и как мне кажется, далеко не все маэстро давали своё разрешение на их публикацию. Например, репетиции Челибадаке, Карлоса Клайбера. Думается, что многим было бы очень интересно послушать как репетировал Мравинский, или Кондрашин, или Светланов. Думается, что у наследников можно бы было получить разрешение. Вопрос только в фирме, которая бы взялась за издание.
    (если бы наши Мастера репетировали, скажем, на японском, то такая фирма нашлась бы немедленно! :-)
  • prostipoma· 2011-09-19 21:47:28
    Ну наконец-то. Свершилось.
  • MP· 2011-09-20 10:32:00
    Я не спорю, что такие записи есть и их интересно слушать. Но если известно, что дирижер был категорически против, то этично ли этот факт игнорировать?
  • kostikov· 2011-09-20 16:57:38
    2 prosripoma: а чего свершилось-то?
  • Alexey Solomatov· 2011-09-21 20:49:43
    Записи репетиций Мравинского изданы в Японии:

    http://www.hmv.co.jp/en/product/detail.asp?sku=1375297
    http://www.hmv.co.jp/en/product/detail.asp?sku=1412584
  • tridi· 2011-09-21 22:51:39
    Приятное лицо и говорит приятно, но не стоит вдумываться в смысл)
    /Из афоризмов tridi/
  • Insaria· 2011-10-02 08:19:08
    оочень согласна с мнением о Десятникове!!!!Обожаю его "Русские сезоны" - пока на мой взгляд это самое достойное произведение в 21 веке.
Все новости ›