Витальность – сама генетика музыки Штрауса – отрицает декаданс.

Оцените материал

Просмотров: 8910

Ответ Гаевскому и Десятникову

Михаил Мугинштейн · 11/03/2010
Оперный критик и большой почитатель «Летучей мыши» МИХАИЛ МУГИНШТЕЙН полемизирует с предыдущими ораторами и считает, что ее не стоит относить к декадансу

Имена:  Вадим Гаевский · Гуго фон Гофмансталь · Жак Оффенбах · Иоганн Штраус · Леонид Десятников · Рихард Штраус

©  OPENSPACE.RU

Ответ Гаевскому и Десятникову
 

Дорогие Вадим Моисеевич и Леонид Аркадьевич,

продолжим «Летучку». Тема: «“Летучая мышь” — это рождение венского декаданса» (Гаевский). Предлагаю свою вариацию: «“Летучая мышь”: венский бидермайер — закат романтизма».

Периодизация венской оперетты на золотой век (И. Штраус-сын, Зуппе, Миллёкер) и серебряный, начавшийся с «Веселой вдовы» Легара (1905), стала классической. Этому и другим историческим, социокультурным и критическим, политическим и эстетическим аспектам оперетты посвящена, например, книга Морица Чаки «Идеология оперетты и венский модерн» (1998, Вена — Кельн — Веймар/2001, Санкт-Петербург). Очерчивая эпоху «Летучей мыши» (1874), автор неслучайно ссылается на Гуго фон Гофмансталя. Родившийся на год позже «Летучей мыши» (и на полвека моложе Штрауса), один из столпов венского модерна уже в 1893 году четко отделяет себя от «предыдущего поколения, отцов», которых он называет «современниками молодого Оффенбаха» (парижанин старше венца Штрауса всего на шесть лет). Это естественно для художественного слуха конца XIX века, различающего в музыке Штрауса интонации другой, романтической эпохи. Интонационный строй, сама муза Штрауса — оттуда, из первой половины века. Именно тогда вальс — главный герой Штрауса — предстал романтическим образом мира и романтической концепцией личности (через 100 лет все это погибнет в «Вальсе» Равеля).

Витальность — сама генетика музыки Штрауса — отрицает декаданс. Нет даже его предчувствия. И здесь кроется противоречие в размышлениях Гаевского: «А вот что в этой музыке не декадентское: она полна энергии». Гаевский тонко слышит тоскующую душу в чардаше Розалинды. Она «не хочет быть красавицей бидермайера, она не хочет быть богиней бидермайера — она хочет быть венгерской графиней. Венгрия для венцев — страна очень романтическая… а Вена в это время — город совершенно не романтический, но с поисками романтизма. В чардаше, да и в куплетах Адели это очевидно. Женщины в “Летучей мыши” — романтические существа».

Конечно, здесь летит венская мечта о Венгрии, таинственной стране — романтической земле обетованной (эхо слышно и в эпоху декаданса — парижская мечта веселой вдовы Ганны Гловари о Черногории в песне о вилье). Осталось признать: чардаш Розалинды — не только греза женщины бидермайера о романтизме. Мы слышим волнующий призыв романтической героини, причем «модельный», будто родом из романтической оперы.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:23

  • antiprostipoma· 2010-03-11 22:09:45
    Ужасно смешной материал -- даже комичный -- Михаил Мугинштейн, обложившись книжками, сопя и пыхтя, пытается во что бы то ни стало поправить Вадима Гаевского, говорившего a la prima. Завтра Гаевский скажет совсем по-другому (и про другое), послезавтра -- третье (и про третье). А Михаил Мугинштейн будет рыться в книжках, интернете (возможно, побежит в библиотеку) в поисках противоречий в разговорах Гаевского или Десятникова. Потому что очень хочет быть где-то рядом.
  • antiprostipoma· 2010-03-11 22:13:11
    И еще (в жанре "не могу молчать"): "Витальность <...> отрицает декаданс" (Мугинштейн) -- Крепко сказано.
  • tridi· 2010-03-11 22:19:29
    Ответ - прочитал с удовольствием)
    "Летучая мышь" - снова стала узнаваемой.
    Спасибо Михаилу Мугинштейну - вступился за Штрауса,
    которого - в декаденты записали))
    И языком изложен ответ - красивым и достойным.
  • antiprostipoma· 2010-03-11 22:36:22
    ага, узнаваемой, как в Свердловской оперетте :-)
  • tridi· 2010-03-11 22:39:32
    А Московская - лучше?))
  • antiprostipoma· 2010-03-11 22:41:28
    поглядим.
  • tridi· 2010-03-12 01:16:39
    Какое наслаждение - почитать с листа клавир оперетты "Летучая мышь" - журчание чистого родника, никакой зауми). В каждом такте - свежесть и мелодический дар и запечатлённая в звуках - любовь. А какое изобилие всё новых и новых тем - Штраус их дарит с щедростью). При этом - никакого надуманного симфонизма, почти всё - в куплетной форме). А сколько "кулинарных" тонкостей и экзотических пряностей!
    Надо же было написать такой шедевр - столь простыми средствами!
  • tridi· 2010-03-12 01:28:38
    А в БТ, вероятно, начнут "мудрить" - и вся свежесть наива уйдёт, а её место займёт какая-нибудь сексуальная гипертрофия или иные крайности с "шиворот-на-выворотами"))
  • tridi· 2010-03-12 21:05:07
    Судя по теленовостям, "нехорошие" прогнозы, скорее всего, сбудутся) -
    только-что показали декорацию в виде примитивно-гигантского современного океанского лайнера - "прекрасный" фон для почти камерной, нежно-изысканной оперетты)). Непонятно, почему дряхло-обрыдлый эпатаж, уже осточертевший на западе, нашим оперным руководителям представляется, как - последний "писк моды"? У меня смутное предчувствие, что музыку Штрауса - большие мастера "оформители-режиссёры" будут насиловать в БТ самыми изощрённо-примитивными и невежественными способами))
    Буду очень рад, если ошибусь)))))))
  • prostipoma· 2010-03-13 02:53:23
    А жанр "Магазин, в смысле ГАБТ на диване" - не смешной? Тут помнится месяц рыдали под Воццека,теперь вот "Мышь" рожает у Гаевского гору, в смысле венский декаданс. А опероведом за МКАДом тяжело быть, зря глумитесь. Бидермайер в Уралмаше это жестко.
  • aira· 2010-03-13 12:54:50
    Странный ракурс обсуждения дискуссии вокруг "Летучей мыши" задал(а) antiprostipoma, я бы сказала, недостойный столь уважаемого сайта. Что собственно обсуждается? Природа и сущность оперетты Штрауса или статус нестоличного критика? Как посмел Мугинштейн спорить с Гаевским? Замахнулся на святое! Дорогой(ая) antiprostipoma, в лице Мугинштейна Вы оскорбили всю "провинциальную" критику и, тем самым, оказали медвежью услугу Гаевском с Десятниковым, поставив их в неловкое положение. Впрочем, продолжать эту тему - значит, поставить себя на один уровень с antiprostipom'ой, а этого не хочется.
    Посему перейду к главной героине - "Летучей мыши". Высокий интеллектуальный уровень полемики, её энергийность сподвигли к собственным размышлениям. "Летучка", на мой скромный взгляд, - это ещё и ностальгия по идеологии и эстетики галантности, для которой маскарад (театральность) был частью жизни. Отвергнутая романтизмом, галантность, очевидно, до конца не была изжита.
  • tridi· 2010-03-13 13:22:46
    Да уж, врождённого "столичного лоска" точно нет во всех этих разновозрастных "худруках из-под окраин". Потому и сквозит: "чего изволите-с, товарищ незапятнанно-стирильный декаданствующе-авангардистический зарубеж?")). Закомплексованно-тщедушное внутреннее самоощущение. Сравните, навпример, с "богатырями духа" - с Дягилевым и плеядой - с носителями мирового русского влияния, которому внимали с замиранием сердца.
    Кстати, и "умных терминов" тогда не потребовалось, и без рекламы обошлись)).
    Родиться можно - где угодно, но дух подлинной свободы - "мировые столицы" дарят только божьим детям - не прогибающим спины ни перед кем!
    Дарят таким, как Штраус - ещё одним столично-божьим (по самоощущению) ребёнком, забавляющимся маршами, польками и вальсами и из них - "стряпающим" гениальные венские оперетты))
  • tridi· 2010-03-13 13:30:37
    Михаил Мугинштейн может находиться где угодно и при этом - мыслить "столично"))
  • tridi· 2010-03-13 13:41:58
    Про галантность - тонкое замечание...
    Не уверен, что в постановке БТ - она хоть где-нибудь проявится))
  • tridi· 2010-03-13 13:54:58
    Очень любопытно - как в постановке БТ проявится искусство разговорных диалогов и актёрского мастерства? Интересно, кто персонально будет за это нести ответственность?))
  • nastia_dimanche· 2010-03-17 11:25:53
    Друзья, очень жаль, что интеллектуальная беседа таких мастеров и такого высокого полета встретила столь неуместные, хоть, признаю, и образные комментарии о "пыхтении и сопении над книжками". Может стоит вдуматься в смысл, а не искать судорожно колкости и остроты, чтобы его затушевать. Попробуем хоть на время ощутить "полет" Летучей мыши"
  • tridi· 2010-03-17 13:02:21
    to nastia_dimanche
    пожалуйста, ещё раз о друзьях и смыслах)
  • abyrvalg· 2010-03-18 23:58:10
    кстати о Свердловской оперетке. именно там был впервые в середине 90-ых поставлена оригинальная пьеса, за что постановщики "схлопотали по полной" и от актеров и от зрителей за отказ от "нашего всего"- пьесы Вольпина и Эрдмана....))
    Касаясь видения eubyintqyf? могу сказать что точка золотого сечения этого произведения приходится на финал 2 акта- возвышенный и ,практически единственный, минорно окрашенный "Брудерляйн", что говорит о все-таки романтическом мышлении Штрауса....
  • abyrvalg· 2010-03-19 00:06:14
    следует читать:касаясь видения Мугинштейна
  • abyrvalg· 2010-03-21 09:33:54
    хорошо бы что б уважаемая редакция разместила ответ гг.Десятникова и Гаевского..Если конечно он есть:)))
  • tridi· 2010-03-21 13:05:44
    Наш ответ Чемберлену?)
    Но Десятников на вопросы не отвечает - уже проверено)
  • mugi555· 2010-03-23 08:23:16
    торгз
  • tridi· 2010-04-05 01:44:02
    //торгз//

    ?
Все новости ›