Видео

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА / БЛОГ ДЕНИСА БОЯРИНОВА

Сны о Перми

Денис Бояринов · 29/05/2010

Имена:  Александр Буйнов · Владислав Троицкий · Инна Желанная · Катя Chilly · Лариса Долина · МакSим

Впечатления о новой культурной столице после уикенда украинского искусства

©  Виктор Мельник

Гайдамаки на «ГогольFest»

Гайдамаки на «ГогольFest»

«Круто в Перми?» — спрашивают друзья, узнав о том, что я провел три дня в самопровозглашенной культурной столице Урала, всей России и в скором времени Европы. Круто, конечно. Сейчас Пермь представляет собой высокоградусный коктейль из амбициозных культурных проектов и highbrow-инициатив, авантюрных замыслов заезжих пассионариев и глубинной российской простоты жизни — этот коктейль шибает в голову почище «Северного сияния» (или «Слезы комсомолки»). Одним гостям экс-индустриальный центр Урала, пытающийся изобрести себя заново через причащение к актуальным образцам современного искусства, театра и музыки, напоминает Москву начала 90-х, другим — Питер середины 90-х, третьим — Киев, воспрянувший после «оранжевой революции». Потому что в городе, медленно увядавшем в 80-е, 90-е и начале 2000-х, запульсировала энергия, появился драйв.

В минувший уикенд родина изобретателя Александра Попова, актера Георгия Буркова и диджея Smash особенно напоминала Киев. Пермь принимала в гости самолеты с украинскими художниками, актерами и музыкантами. Одновременно в Музее современного искусства PERMM открылась выставка «Якщо: Украинское искусство на переломе», придуманная и собранная куратором Екатериной Дёготь, а в театрах «Театр» и «Сцена-Молот» стартовал украинский фестиваль «ГогольFest», впервые вывезенный из Киева на территорию России музыкальным продюсером Александром Чепарухиным (GreenWave Music). О впечатляющей «Якщо» Екатерина, будем надеяться, когда-нибудь расскажет сама (к тому же выставка будет открыта до 10 июля, ее еще можно и нужно увидеть), а я попробую передать ощущения от не менее впечатляющего трехдневного «ГогольFest».

©  Виктор Мельник

Катя Chilly на «ГогольFest»

Катя Chilly на «ГогольFest»

Киевский полижанровый «ГогольFest» придуман Владиславом Троицким, основателем, режиссером и духовным лидером театра «Дах», провозглашающим закат цивилизации денег и наступление цивилизации альтруизма. Начавшись как частная инициатива Троицкого, в сентябре этого года фестиваль пройдет в четвертый раз — он откроется совместной постановкой театра «Дах» с испанским театром перформансов La Fura Del Baus на майдане Незалежности в Киеве, с параллельными программами еще в четырех украинских городах — Одессе, Львове, Харькове и Севастополе. Обходясь без государственной поддержки, «ГогольFest» и его президент Троицкий небезосновательно претендуют на статус главного культурного события Украины, представляющего национальное искусство на международном уровне и международное — на национальном. Как у них это получилось? Видимо, на чистом альтруизме.

Для Перми Александр Чепарухин, начавший свою культуртрегерскую деятельность в новой столице с непростых «Детей Выдры», сделал адаптированную версию фестиваля, перенеся акцент с театральных постановок и перформансов на концерты и пригласив под флаг «ГогольFest» хорошо известных в России украинцев, которые вряд ли смогли бы оказаться в программе киевского фестиваля. Потому что они из другой тусовки и вообще другого мира — скажем, лидер «Воплей Видоплясова» Олег Скрипка, истовый борец за все украинское в родной культуре, проводит в Киеве в некотором смысле конкурирующий этнофестиваль «Країна Мрій», а урбан-группу «Бумбокс», покорителя чартов Украины и России, легче представить себе на церемонии премии «Муз-ТВ», чем в одной компании с группой «ДахаБраха», обладателем Гран-при премии Сергея Курехина. Такой популизм (честно говоря, для Чепарухина и GreenWave не свойственный)

©  Виктор Мельник

Олег Скрипка на «ГогольFest»

Олег Скрипка на «ГогольFest»

пошел фестивалю на пользу — панорама украинской музыки шире, впечатлений у зрителей больше. В программу пермского «ГогольFest» также попали певица Катя Chilly, в конце 1990-х на знаменитом фестивале Fringe изумившая своим голосом основателя лейбла Mute Дэниела Миллера, давняя знакомая Чепарухина Инна Желанная, сейчас выступающая с заслуженным московским электронщиком Аркадием Марто, разбитной ска-ансамбль «Перкалаба», западноукраинские «козацкие» рокеры «Гайдамаки» и клубное этно-диско-шоу Олега Скрипки с ансамблем «Чоботы З Бугая». Главным же событием фестиваля, на чем неоднократно ставил ударение обожающий общение со зрителем Александр Чепарухин, должны были стать спектакли Влада Троицкого с участием «ДахиБрахи» — сеанс шаманизма по шекспировской пьесе «Король Лир» и мультимедийная мистерия «Сны заброшенных дорог», с успехом показанная недавно в Москве.

Слабых выступлений на пермском «ГогольFest» не было, были особенно сильные. Открывавшая фестиваль Катя Chilly, пребывающая, как и Жанна Агузарова, в образе Дитя Космоса, провела свое шоу, почти не поднимаясь с колен, однако смогла наэлектризовать слушателей до предела —- несмотря на то что поет фольклорный материал теперь не под грохот и треск электронного аккомпанемента, как прежде, а под камерный ансамбль — контрабас, клавишные и ударные. Но эта смена концепции и к лучшему.



Выступавший в тот же день Олег Скрипка со своими «Воплями», наоборот, не показал ничего нового — все ту же молодецкую удаль. Видный украинский общественный деятель, как и ожидалось, рвал меха баяна, гулял по креслам зрительских рядов, кружил на руках детей и девушек из ансамбля «Воскресение», вышедших аккомпанировать ему в рамках специально подготовленного для фестиваля проекта. Вот так он начал с «Воскресением» — с потешного кавера на AC/DC «Галю, приходь».



Во второй день фестиваля публику трясли за грудки «Бумбокс», живьем оказавшиеся более интересной группой, чем в записи, и — особенно — гуцульский ВИА «Перкалаба», который поначалу потерялся на большой сцене «Театра», зато с лихвой компенсировал неудачный старт на афтепати в фойе «Сцены-Молот», заставив плясать под свои дудки и цимбалу девочек всех возрастов (от 5 лет).

В третий день самые лихие пляски слушателей наблюдались на закрытии, с которым отлично справилось гопак-рок-формирование «Гайдамаки» — музыкальные козаки так раздухарились, что к своей немаленькой программе отыграли еще и мини-сет из каверов на классику рока — от моторхедовской «Ace of Spades» до роллингстоунзовской «Satisfaction».

©  Виктор Мельник

Гайдамаки на «ГогольFest»

Гайдамаки на «ГогольFest»

Главным же событием «ГогольFest», как и заявлялось, стало шоу «Сны забытых дорог», на котором переполненный 600-местный зал «Театра» затаивал дыхание, чтобы захлебываться аплодисментами в каждой представившейся паузе, а в конце устроить театру Влада Троицкого стоячую овацию. «Сны» — очень удачная и сильная постановка, подающая вынимающие душу украинские песни, с любовью собираемые и исполняемые «ДахойБрахой», в технологичном, модном и доступном формате, который запомнится и будет понятен в любом уголке мира. На месте украинского правительства я бы озаботился организацией мирового тура «Снов», потому что это лучший способ сообщить об Украине, к примеру, молодежи Австрии, которая, если верить видеоработе харьковской группы SOSка, выставленной на «Якщо», ничего о такой стране не знает.

Под финал фестиваля Александр Чепарухин, сменивший на сцене мокрых «Гайдамаков», сообщил восторженному залу, что может собрать еще десять (!) таких же, не уступающих по силе украинских программ: «Верите?» Охотно верим. Жаль только, что собрать десять таких же по силе русских программ представляется маловероятным, и на условном «музыкальном ринге» России уж точно нечего противопоставить «Снам» театра «Дах».

©  Виктор Мельник

«Сны потерянных дорог» театра «Дах»

«Сны потерянных дорог» театра «Дах»

Важный вопрос: насколько поможет исправить эту ситуацию культурный бум, который сейчас искусственно устраивают в Перми? Инъекции хорошего вкуса и высокого искусства, безусловно, необходимы. Однако толпы пьяных людей, вываливающих с теплохода «Михаил Кутузов» на причал, расположенный позади музея PERMM (экс-Речной вокзал), и не подозревают о том, что рядом с ними открыт музей современного искусства мирового уровня. А любимой формой культурного досуга продвинутых пермяков, как показалось, по-прежнему остаются стрип-клубы и пляски вокруг распахнутых джипов. Даже в центре, что уж говорить про самые страшные (по рассказам местных) районы Перми вроде Зоокамска.

Увлекаясь шоковыми методами окультуривания города, не стоит забывать о более полезных ежедневных оздоровительных процедурах — к примеру, для того чтобы в Перми на регулярной основе не только выступали Буйнов, МакSим, Ноггано, Долина и Smash, но и доезжали из Екатеринбурга иностранные гастролеры (из последних — Roxette и The Prodigy), городу необходим современный концертный клуб-трансформер не меньше чем на тысячу человек. Минкульту края стоит также осознавать, что обратной стороной частого проведения грандиозных фестивалей-праздников является финансовое уничтожение местных клубов и промоутеров, и без того подкошенных после пожара в «Хромой лошади». Нужно подумать и о них.

И тогда в Перми будет не только круто, но и просто хорошо.

Гимн новой культурной столицы России

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • artsearch· 2010-05-29 21:37:23
    Про клуб-тысячник - это к Игорю Тонких. Ещё 2 года назад он поведал о своей мечте создать национальную сеть концертных клубов европейского уровня. Великая идея. Пока появился ГлавClub в Питере и Москве. Дай Бог ему сил и терпения в борьбе с серостью и архаичностью российских управленцев на местах.

    Денис, спасибо Вам за интересный материал!

    Немного пренебрежительно Вы отозвались о "Бумбокс". Они хорошие ребята, начинали покорение радиоэфиров ещё с программы "Магеллан Нон-Стоп" А.Ф. Скляра)
  • zavgosp· 2010-05-31 08:39:06
    поправка: "гайдамаки" родом из харькова
  • KimIrSen· 2010-05-31 12:04:43
    >вроде Зоокамска

    улыбнуло;) вообще-то Закамск

    а еще у нас есть Зоостровка (Заостровка), Зоопруд (Запруд), Зоозерье (Заозерье), Зоогарье (Загарье)

    с местным слэнгом надо все же поосторожнее;)
Читать все комментарии ›

Оцените материал

Просмотров: 33850

Смотрите также

Читайте также

Блог Дениса Бояринова

Все материалы ›
Все новости ›