Поиски правды, выявление подлинной сути и срывание масок – основной пафос ТВ этой осенью.

Оцените материал

Просмотров: 4791

Осеннее обострение

Анна Голубева · 25/09/2009
Начав раскачиваться в августе, к середине сентября ТВ разошлось вовсю, что ни день — премьера

©  Варвара Аляй

Осеннее обострение
Один коллега недавно упрекнул меня в черной меланхолии, мешающей разглядеть на телевидении то новое, что принес новый сезон и о чем жужжит все «Останкино». Хотела я было возразить, что новым все это можно будет называть, когда жужжать станут не только производители в своем цеху, а конечные потребители, публика то есть. Но передумала — оппонент наверняка бы напомнил про инерцию восприятия, про то, как не сразу публика замечает новые явления на экране, и был бы, в общем, прав. Не все нам упрекать ТВ в неповоротливости. Мы (публика) сами ленивы, нелюбопытны и ненаблюдательны, а некоторые из нас вообще ничего на экране не замечают, потому что туда не смотрят.

Итак, отбросим меланхолию, будем любопытны, терпеливы, вооружимся лупой. Посмотреть есть на что: начав раскачиваться в августе, к середине сентября ТВ разошлось вовсю, что ни день — премьера. Конца этим веселым стартам не видно, так что полную картину новой сетки пока обозреть не получится, но основные мотивы и тренды сезона 2009/10 ясно видны уже сейчас. Они и раньше были видны — про это когда еще было говорено, хотя насчет сроков я ошибалась, наивно думая, что все состоится раньше.


Время свежего телевидения. Дискуссионные передачи

Пришло время говорить. Телеканал «Россия» переформатировал воскресный альманах «Специальный корреспондент» в дискуссионную программу. Теперь репортаж смотрят, а после обсуждают в прямом эфире его автор, приглашенные эксперты и ведущая передачи Мария Ситтель, а также звонящие в студию зрители. Первый выпуск наделал шуму: свиной грипп — тема и так горячая, а тут еще директор Института вирусологии РАМН Дмитрий Львов рассказал в эфире о первом в России случае смерти от «актуального штамма». На следующий день это было квалифицировано главным санитарным врачом страны Геннадием Онищенко как «информационная террористическая атака». Вопрос о готовности родного здравоохранения к борьбе с вирусом получил, таким образом, красноречивый ответ, дискуссия завязалась — передача попала в точку.

Это сглаживает некоторые странности нового «Спецкора». Например, непонятно, почему репортер Александр Рогаткин участвовал в беседе при помощи видеосвязи. Это было бы оправдано, находись он где-то на месте событий, как бывает в новостях, но телемост с соседней аппаратной — уж очень затейливо. Возможно, сидя вместе со всеми, он бы активнее общался с собеседниками, а не висел над ними лицом почти без речей.

На днях свой новый формат, «Поздний разговор», представляет канал НТВ. А СТС обещает этой осенью выпустить дискуссионную передачу «InterСеть», темы и экспертов для которой будет поставлять блогосфера.


Право на защиту. Социально-правовые передачи

Процент «социалки» на ТВ тоже, как и следовало ожидать, растет. Особенно повезло правовой теме. Причем вековая традиция изображать на всех каналах одинаково неубедительные судебные процессы с одинаково фальшивыми актерами наконец нарушена. Кому-то вдруг пришло в голову, что лицензионное условие «отражать правовую тематику» можно выполнить и еще каким-нибудь способом. На ДТВ вышло ток-шоу «Двенадцать» с Андреем Ургантом, где гости — не актеры, а известные люди, представители разных профессий — обсуждают реальные судебные дела, оспаривают справедливость приговоров и даже надеются на их пересмотр. Скоро там же появится «Расследование Олега Тактарова», посвященное проблеме работорговли в России. Цикловых проектов на эту тему у нас точно никогда не делали.

На «Первом» стартовало ток-шоу «Участок» с Анастасией Мельниковой, где выясняют, как не стать жертвой преступления и что делать, если это случилось. Каждый выпуск посвящен одной теме — насилие, угон, ограбление. В студии настоящие потерпевшие (обещают, что будут среди них и селебритиз), их близкие, свидетели, чьи действия оценивают эксперты- криминалисты, соцработники, психологи. Каждую историю сопровождает краткий сюжет, снятый на месте преступления, игровые эпизоды-реконструкции и реальная оперативная хроника. Атмосферу в студии (где снимаются многие ток-шоу «Первого») непринужденной не назовешь: ведущая в данном случае лишний раз не улыбнется, а кто-то из участников может заплакать, вспоминая то, что пережил. Тема эта больнее, чем конфликт художника и толпы или даже национальное пьянство. Там, где речь идет о жертвах — и не только тех, кто выжил, — наблюдать наши цеховые недодумки и небрежности особенно обидно. Зачем-то периодически мигает резкий синий или красный свет. Эксперты зачем-то посажены в неуютные металлические беседки, напоминающие КПЗ. Их зачем-то опять слишком много, как и потерпевших, и гостей: немногим удается сказать хоть реплику, хотя кое-кого стоило бы послушать. Жизненно важные советы в конце передачи дают письменно, но так быстро и многословно, таким мелким шрифтом, что ни запомнить, ни прочесть не получается даже с лупой.

И тем не менее появление передачи с таким практическим подходом к делу обнадеживает.


Время погрузиться. Мистика

Как выяснилось в прошлом сезоне, не все феномены, уникумы, маги и волшебники одинаково хороши. Что не отбило у ТВ охоту все-таки искать новые подступы к их соблазнительной мистической практике. «Первый» и «Россия» на этот раз рисковать не стали — обратились к фигуре бесспорно авторитетной, благо у легендарного медиума и прорицателя Вольфа Мессинга в этом году юбилей, 110 лет. На «Первом» его жизни и деятельности посвятили двухсерийную докудраму, а зрителям канала «Россия» предстоит увидеть об этом целый сериал.

На НТВ состоялась долгожданная премьера передачи Анатолия Кашпировского. Здесь риски тоже в границах разумного — по крайней мере, никто при виде этого феномена не впадает в транс, не падает на пол и не бьется в судорогах.

ТНТ начал показ документального цикла Эдуарда Сагалаева «Мистические путешествия». Проект немного неожиданный — и для канала, не чуждого мистике, но обычно находящего к ней игровой подход («Битва экстрасенсов», «Интуиция»), и для самого автора. Хотя председатель НАТ (Национальная ассоциация телерадиовещателей. — OS) очень давно не выступал в этой роли, тем более на молодежном канале, он, похоже, в форме: нашел в разговоре о своем личном, да еще и экстраординарном опыте (который побудил его снять фильм) адекватную интонацию, не пытается учить детей жить, не заискивает перед ними. Телеязык здесь тоже адекватный: съемки яркие, монтаж бойкий, хроника на месте, графика эффектна и изобильна — всё на европейском уровне. Конечно, кому-то эскапады уважаемого мэтра, открывшего для себя холотропное дыхание лет через 30 после европейской молодежи, покажется забавной. Кого-то смущают впадающие в транс и бьющиеся в судорогах на полу холонавты, которые в этот момент действительно мало отличаются от адептов г-на Кашпировского. Ну, Сагалаев, по крайней мере, впадает и бьется вместе с ними, а не дает установку нам и не пытается заставить нас верить.


Пора узнать правду. Научпопс

Поиски правды, выявление подлинной сути и срывание масок — основной пафос ТВ этой осенью. Желательно делать это в научно-популярном формате с экспериментальным уклоном: весной мы окончательно убедились, что эксперимент — штука страшно зрелищная.

В авангарде, естественно, молодежь. На СТС вышла программа Бориса Корчевникова «Хочу верить!», где автор лично исследует загадку древней Трои, ищет Святой Грааль и выясняет, кто отравил Моцарта.

На MTV скоро выйдет первая научно-популярная передача «Физика нереального». А вслед за ней — шоу «Детектор правды», в котором известные персоны будут давать интервью при помощи детектора лжи. На ДТВ пускают в ход еще более высокие технологии — в новом проекте «Только правда!» наших соотечественников будут выводить на чистую воду при помощи «детища израильских спецслужб» ПГА (послойного голосового анализа).

Рядом с этими опытами пытливой молодежи новая репортажная передача ТВЦ «В большом городе» с Михаилом Кожуховым выглядит как привет от молодежи 80-х. Тогда вольный кавалерийский стиль — со стендапами в каске, залезанием в подземелья и воздушной необязательностью в отношении темы, — видимо, мог производить впечатление прорыва. Сейчас это трудно воспринять однозначно: для репортажа не хватает содержательной части, а для видовой открытки слишком неказисто. О высоких или хотя бы просто современных технологиях съемки и постпродакшна здесь решили не заботиться. Наверное, это и следует считать настоящей олдскульностью. А мечту, что кто-то наконец сделает передачу про Москву, которая, как всякий мегаполис, прямо просится в физиологический очерк, лучше оставить. (Хотя остается еще некоторая надежда на продюсера Алексея Казакова, готовящего для СТС что-то под названием «Большой город».)

Крепнет жанр гастрономического хоррора. На «Первом» на днях вышел новый документальный фильм «Среда обитания. Что мы едим?», явно навеянный прошлогодним энтэвэшным блокбастером «Мясо», со всеми положенными атрибутами. Тут и купание куриной тушки в отбеливателе «Белизна», и массовые расправы общепита над студентами, и леденящие душу откровения бывшего продавца супермаркета. Это, надо думать, только начало цикла: тема поистине неисчерпаема, а жанр востребован.

Да и новую передачу Кашпировского следует, строго говоря, отнести к разделу «научно-популярные и познавательные передачи». Маг и волшебник теперь выступает с благородной просветительской миссией — инспектирует паранормальные явления, разоблачает псевдомагов и лжеволшебников. Кто, как не он, откроет нам правду?

Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»

 

 

 

 

 

Все новости ›