Оцените материал

Просмотров: 7406

Бархатная эволюция

Анна Голубева · 12/08/2008
Уже и они так больше не могут. То есть мочь-то могут, но не хотят. Телевизионные начальники, обычно склонные отрицать очевидное, не просто согласны, что дела в эфире выглядят не лучшим образом, но прямо говорят, что пора все это менять. И что они уже начали

©  Варвара Акатьева

Бархатная эволюция
Понимать их буквально не стоит: на ТВ быстрых изменений не бывает. Эту махину невозможно так вот взять, развернуть и положить на новый курс. Да и оснований недостаточно — мало ли что одни не могут больше это смотреть, а другие не хотят больше это показывать. А куда девать всю ту массу, что делает кассу и пока еще вполне может и хочет это смотреть? Инерцию, к которой ТВ и его верный зритель друг друга приучили? Экономические условия, при которых инерция — оптимальная форма существования, а эксперимент невыгоден? В общем, разговоры о революции в эфире пока больше пиар перед началом нового сезона.

Старый новый год

Канал СТС анонсирует новый проект с участием новой ведущей Ксении Собчак. Кроме того, здесь опять зажигают суперзвезду — возобновят прошлогодний песенный конкурс. Свой конкурс будет теперь и у ТВЦ — канал готовит к эфиру «Поющую компанию» с Антоном Макарским и Викторией Морозовой. Состязаться в вокале будут не отдельные граждане, а коллективы разных организаций и учреждений. Так и предвкушаешь, что они дружно грянут что-нибудь вроде «Славное море, священный Байкал».

Глеб Пьяных (бывший ведущий «Программы максимум») делает на НТВ новую программу с рабочим названием «И снова здравствуйте». Это — что бы вы думали? — истории о вышедших в тираж звездах. Зрителей ждет также продолжение начатых летом мужских репортажно-хроникальных форматов — про войну с Сергеем Шнуровым («Окопная жизнь») и про тюрьму с Кириллом Набутовым («Наказание»). Кроме того, НТВ покажет соревнование самодеятельных юмористов — по примеру продвинутого младшего брата ТНТ. Ясно, что и тут не без песенного конкурса: продолжение «Ты — суперстар» доверили вести Лолите.

На крупнейших федеральных каналах летом стартовали передачи на животрепещущую матримониальную тему — у нас в государстве, если вы забыли, Год семьи. «Как найти мужа» на «России» имеет, по обыкновению, более репортажный характер. А «Давай поженимся» на «Первом» исполнен, как водится, в коронном для канала жанре студийного шоу.

Что еще революционного? На СТС работают над проектом «Медиум» — о всяких паранормальных явлениях и эзотерических способностях. «Россия» анонсирует такого же рода передачу «Феномен». До сих пор госканал к этим вещам относился осторожно, совершая вылазки в область неизведанного разве что в документальном кино. Но тема уж очень соблазнительная. Стоит взглянуть на рейтинги «Битвы экстрасенсов» и «Гипноза» на ТНТ или вспомнить об успехах канала ТВ-3, с тех пор как там взят курс на мистику, — и устоять невозможно. Надо думать, заразительное эзотерическое движение увлечет в сезоне 2008/09 еще многие телекомпании.

Ну и, конечно, все каналы продолжат показывать свои самые популярные программы и копировать чужие. Будет вдоволь звездного пения, звездного катания, звездных танцев, профессионального аншлагового юмора и милых самодеятельных гривуазностей, а также народных талантов и народной смекалки в очередных выпусках «Минуты славы» на «Первом» и в новом проекте НТВ «Русские не сдаются».

Как ни смотри, трудно усмотреть тут полное обновление эфира. Но некоторые сдвиги все-таки наметились.

Небольшая разница

СТС зажигает суперзвезду по-новому: введен возрастной ценз, к конкурсу допускают исключительно юных участников музыкальных групп, и оценивать их будут герои подросткового сериала канала («Ранетки»). Среди зрителей СТС самый высокий процент детей и подростков, и хотя каналу пока трудно извлечь из этого выгоду (рекламодатели еще плоховато работают с этой аудиторией), но он понимает, что дети — его будущее, и старается учесть их интересы. В новом сезоне им покажут адаптацию сериала «Хана Монтана» — американской тинейджерской франшизы, с успехом идущей в разных странах.

На взрослого, но не совсем маразматического зрителя рассчитана новая воскресная передача ТВЦ «Политическая кухня», ведомая Константином Затулиным. Несколько известных людей — не певцы, а политики, аналитики, журналисты — готовят национальные блюда какой-нибудь страны, попутно беседуя о ее международном положении.

Другая премьера ТВЦ — программа «Временно доступен», где ведущие Игорь Васильков и Дмитрий Дибров раскручивают на разговор именитых гостей студии, — идет раз в две недели (таким манером трудно удержать зрителя), зато в прямом эфире, редкий для нашего нынешнего ТВ случай.

ТВЦ заявил и о намерении развивать жанр документальной драмы. Режиссер Джаник Файзиев снимает исторический сериал в этом жанре. Каким бы ни вышел результат, стремление занять пустующую нишу телевидения, где не столько пляшут, сколько дискутируют, достойно внимания.

Можно рассчитывать на продолжение летнего банкета для гурманов на «Первом канале», который с июля дает им возможность дегустировать в ночном эфире свежие американские сериалы и относительно свежее немассовое кино под вывеской «Городские пижоны». Правда, канал при этом навязывает компанию ведущих, видимо олицетворяющих понятие «городские пижоны», — то ли для антуражу, то ли боится, что без комментариев продвинутый зритель не разберется. Тем, чьи реплики предваряют и завершают показ каждой серии или фильма, в общем, совершенно нечего сказать друг другу и народу, а для уютного трепа нет ни повода, ни хронометража. Каналу-тяжеловесу, привыкшему накрывать своими шоу огромную аудиторию, трудно дается прицельное попадание в тон неформатной, камерной публики. Но за упорное стремление к цели и приличное кинозрелище можно многое простить.

Шоу «Большая разница» — самый впечатляющий пример пародии на ТВ в прошлом сезоне — «Первый» обещает сделать регулярным, отважно игнорируя опасения, что это его убьет.

И наконец, все пророчат приток на ТВ вертикальных сериалов. Таких, где сквозные герои, но в каждой серии — законченная история, что позволяет показывать по эпизоду в неделю. Это против обычаев нашего ТВ, где продолжение всегда должно следовать завтра, и даже законченные эпизоды принято выстраивать в горизонтальные линейки. В новой ситуации сериалы, по идее, должны поляризоваться: линейные станут проще, а вертикальные, наоборот, обретут качество, близкое к киношному. Но к этому еще нужно приучить неповоротливое производство и непривычного зрителя, а это процесс постепенный.

Так что если и ждать в новом сезоне революции, то бархатной. Но, скорее, впереди обычная эволюция.

Автор – руководитель Службы развития телеканала «Россия»

 

 

 

 

 

Все новости ›