Оцените материал

Просмотров: 9237

Русский сезон: ветер перемен

Анна Голубева · 26/06/2009
Страницы:
НТВ оптимизировал расходы. Если СТС — рекордсмен по количеству премьер, то НТВ — по числу отставок. Перестали выходить фирменные передачи «К барьеру!» с Владимиром Соловьевым, «Все сразу» с Петром Фадеевым и «Комната отдыха» с Людмилой Нарусовой. Не показали 3-й сезон песенного «Суперстара», который, правда, обещали вернуть осенью. Закрыты «Ты не поверишь!» и «Дас ист фантастиш», гремевшие в прошлом году. Новеньких тоже не щадили — эфир быстро покинули «Золотая утка», «Ты смешной!» и подростковая «Наша тема». Хотя несколько премьер в сетке удержались: «И снова здравствуйте!» с Глебом Пьяных, «Очная ставка», «Безумный день» и «Русские не сдаются» с лихвой компенсируют нам утрату Шкета и доктора Князькина. Общественно-политическая передача «Честный понедельник» призвана подчеркнуть социальную миссию канала. Очередное, уже третье на НТВ, кулинарное шоу «Повара и поварята», видимо, проходит по статье «передачи для детей и юношества», которые федеральный канал обязан показывать по условиям лицензии.

ТВЦ долго искал свое место и, кажется, нашел. Сюда теперь попадают не случайно, ошибаясь кнопкой, а вполне целенаправленно. Ради новой программы «Временно доступен» с Дмитрием Дибровым и Дмитрием Губиным, которые оказались самым симпатичным дуэтом интервьюеров и привлекли на ТВЦ звезд первой величины. Перелицованная передача «Ничего личного» с Татьяной Малкиной, став более камерной, только выиграла. И если ток-шоу Киры Прошутинской «Народ хочет знать», при всем обилии толковых людей и неглупых разговоров, всегда было пресновато, то весенняя дуэль Михалкова и Манского добавила ему перцу. Пока другие федеральные каналы ради песен и танцев выпалывали из эфира говорильню, ТВЦ делал наоборот — и собрал целый букет ток-шоу на все случаи жизни, вкусы и кошельки. Канал становится дискуссионной площадкой.

Классику разлюбили
Экранизациям в этом сезоне не помогли ни именитые режиссеры, ни хорошие актеры. «Без вины виноватые» Глеба Панфилова с Чуриковой и Сухоруковым, «Отцы и дети» Дуни Смирновой с Юрским, «Русская игра» Павла Чухрая с Маковецким и Гармашем, которые канал «Россия» показывал днем по воскресеньям, смотрели без энтузиазма, как и сериал «Братья Карамазовы» Юрия Мороза с Белым и Деревянко в прайме «Первого канала». Гораздо лучше шел на «Первом» сериал по роману Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок» — все-таки книга ХХ века. Судя по рейтингам сериала «Иван Грозный» (канал «Россия»), историей в этом сезоне интересовались не больше, чем литературой.

Серийные убийцы
Сериал окончательно перестал считаться дамским зрелищем. Мужские сериалы НТВ — «Глухарь», «Зверобой», «Морские дьяволы», «Братки» — в этом сезоне бойко отбивали аудиторию у лидеров традиционного серийного зрелища «Первого» и «России». Третий по рыночной доле федеральный канал НТВ все время дышал в спину «России» и периодически опережал конкурента по показателям в Москве.

Документалка наступает
Документальное кино продолжает наступление на прайм, тесня игровые сериалы. В этом сезоне лучше всего развивались три жанра.

Документальная мелодрама — мыльный сюжет под видом подлинной биографии. Тут преуспел «Первый канал»: фильмы о Светлане Аллилуевой, физике Льве Ландау, разведчике Алексее Ботяне принимали очень хорошо.

Документальный триллер — фантастика под маской научного открытия. Освоение передовой техники съемки и монтажа позволяет нашим производителем иллюстрировать самые смелые гипотезы и сомнительные опыты не хуже, чем на ВВС. Раньше блокбастеры в жанре науч-попса были редкостью («Вода» в позапрошлом сезоне, «Осторожно, еда» в прошлом), а сейчас ТВ просто балует любителей острых ощущений. Хоррор «Плесень» на «Первом», мистико-исторический «Моцарт» и фильм ужасов про ГМО — генетически модифицированный организм — «Ген скорпиона» на канале «Россия». Роскошный науч-попс могут себе позволить не все каналы, технология пока не на потоке («Моцарта» и «Плесень» делали те же люди, что и «Воду»). Поэтому так важен пример НТВ, с его криминальным боевиком «Мясо». Это был хит сезона. Отказавшись от всех этих пролетов камеры сквозь микроскоп, его авторы умело сочетали репортажи с ток-шоу, научный подход — с насущной темой и близкими каждому зрителю НТВ видами расчлененки. Фильм прошел с долей, втрое превышающей показатели канала, и заставил общественность всерьез задуматься о переходе на растительный корм.

Документальный артхаус — авторское телекино, которое если не раздвигает горизонты ТВ, то по крайней мере оправдывает его существование. В этом сезоне его было на удивление много. Помимо «Современницы» Леонида Парфенова в декабре и его же «Птицы-Гоголя» в марте на «Первом», был осенний сериал продюсера Джаника Файзиева «И ты, Брут! Всемирная история предательств» на ТВЦ, февральский фильм Алексея Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» на НТВ и апрельское «Метро» Елизаветы Листовой на «России». Надо ли напоминать, что все авторы — птенцы гнезда Парфенова (соратники или ученики).

Кто ведет?
Телеведущему «намбер ван» в этом сезоне полагалось выглядеть небрежным, небритым, несладким, неаппетитным для пожилых дам и «желтой» прессы.
В терминах той же прессы, Иван Ургант — in, а Андрей Малахов и Максим Галкин — out. При желании можно и тут увидеть тенденцию, например переход от метро- к ретросексуалам или от истовой периферийной гламурности к пижонской столичной расслабухе. Так или иначе, это был год Урганта. Ему удавалось шутить быстрее, сильнее и чаще всех, выглядеть серьезно в беседе с Познером на «Первом» и с Дибровым на ТВЦ, привлекать широкие массы и при этом умилять суровых телекритикесс.

Шоу продолжаются?
«Последний герой» «Первого канала» маячил в эфире всю осень и зиму. А «Ледниковый период» тянулся и вовсе до конца мая. «Танцы со звездами» на «России», начавшись в 2009-м, продолжались до глубокого июня. Может быть, их выжимали досуха, чтобы уже не возвращать в новом сезоне?

Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›