Консультировать «Крокодилов» взялась Служба внешней разведки России.

Оцените материал

Просмотров: 17850

Хорошие, не артхаусные

Анна Меликова · 25/10/2010
Создатели тринадцати социально значимых блокбастеров рассказали OPENSPACE.RU, за что именно они получили средства в Федеральном фонде поддержки кинематографа

©  Gonduras Jitomirsky

Хорошие, не артхаусные
В конце сентября Федеральный фонд социальной и экономической поддержки кинематографа объявил список из тринадцати социально значимых кинокартин, которые будут финансироваться за счет средств фонда. Большинство из этих фильмов находятся на начальном этапе работы.

АННА МЕЛИКОВА поговорила с создателями патриотических блокбастеров и выяснила, что реальность превосходит самые смелые фантазии.


«Василиса Кожина». «Всемирные Русские Студии»
Фильм «Василиса Кожина» заявлен как «новый виток для развития российского кинематографа». Пока неизвестно, кто именно сыграет Василису – русскую героиню Отечественной войны 1812 года, создавшую партизанский отряд, чтобы отомстить оккупантам за смерть мужа. Нет информации и об исполнителе роли французского офицера Блие – это вымышленный персонаж, с которым у Василисы должен вспыхнуть роман. Режиссером картины считается Дмитрий Месхиев. Проект готовится к двухсотлетнему юбилею событий, в нем примет участие и Франция: снимать будут и здесь и там, актеры тоже общие. Поскольку комментировать проект, который еще не начат, дурная примета, Дмитрий Месхиев отказался добавить что-либо еще к имеющейся информации. Сценарист Илья Тилькин («Бандитский Петербург – 10», «Сталинград 3D»), в свою очередь, утверждает, что в фильме поднимаются вечные темы: «У нас не будет того, чего не быть не могло, – это для меня всегда было определяющим в работе над историческим материалом. Ориентироваться будем на воспоминания, документальные свидетельства, портреты, биографические справки, а также на источники, которые вообще повествуют о любой войне, о женщинах войны. Василиса Кожина – образ собирательный и вполне современный. Фильм не является байопиком, и тема его шире, чем жизнеописание конкретных людей. Именно поэтому Доменик Блие, как и Василиса, является собирательным образом».

«Скобелев». Фонд поддержки культуры и искусства «Люблю и точка»
Еще один международный проект (копродукция с Болгарией) также переносит зрителей в XIX век, снова на войну, но теперь уже русско-турецкую. Сценарий фильма держится в строжайшем секрете, известно только, что он «увлекательный» и что над ним работают Игорь Евсюков («Первый после Бога») и Федор Жданов, а кандидатура режиссера все еще под вопросом, хотя ведутся активные переговоры с Андреем Малюковым («Мы из будущего»). Однако уже сейчас компания «Каро продакшн» обещает выпустить фильм в декабре 2012 года, причем не только на российские и болгарские экраны, но и на мировые. «Нам стало обидно за державу: в Болгарии есть улицы, названные в честь Скобелева, а у нас многие о нем даже ни разу не слышали, – рассказывает Юрий Обухов, генеральный директор «Каро продакшн». – Он прожил всего 38 лет, но успел сделать много хороших дел. Родина должна знать своих героев. Сейчас таких уже нет». Обухов сообщил, что российская часть будет сниматься в Рязани, где находится имение и могила генерала, а также могилы его родителей: «Это гордость Рязани. Губернатор края уже откликнулся на проект».

«Сокровище озера Кабан». «Анно Домини»
«Сокровище озера Кабан» позиционируется как первый полномасштабный историко-приключенческий фильм о Казани. Не обойдется здесь и без хронопортации: примерно треть событий в фильме происходит в Средние века (режиссером называют Дмитрия Коробкина, создателя кинокартины «Ярослав. Тысячу лет назад»). Современные герои, попав в переделку, должны решить некую сложную задачу, из-за этого им и приходится шагнуть на несколько эпох назад. «Это удивительно, но, несмотря на богатство культуры и истории, несмотря на значение Казани для России, до сих пор не было ни одного широкоформатного игрового кино, посвященного этому городу, – рассказывает главный редактор кинокомпании Anno Domini Милана Забелло. – Проекты местных кинематографистов были ориентированы скорее на республиканского зрителя, но не на российскую и международную аудиторию. Это кино будет востребовано зрителем и послужит развитию добрососедских отношений между народами РФ». Интерес к проекту также проявило бизнес-сообщество Татарстана.

«Орда» («Святитель Алексий»). Кинокомпания Русской православной церкви «Православная энциклопедия»
Культурный фонд «Кинотелекомпания “Православная энциклопедия”», выпустивший вместе с телеканалом «Россия» картину Владимира Хотиненко «Поп», свой новый проект – о святителе Алексии – предложил Андрею Прошкину. Тот поставил условие: чужой сценарий должен переписать Юрий Арабов, во многом отвечающий в нашем новом кино за духовность. Арабов интерпретировал сюжет по-своему: история о том, как Алексий исцелил ослепшую жену хана Золотой Орды, превращается в притчу о жертве, которую надо принести во имя сотворения чуда. Мифологизированного святителя играет Максим Суханов, а просторы Золотой Орды воссоздавали в Астрахани, Владимире и Москве. Оставшийся от съемок «город, которого не было», в Астрахани собираются превратить в музей. «Мы обратились к Андрею Прошкину, потому что нам нравится та стилистическая манера, в которой он работает: хорошая, не артхаусная, – говорит продюсер Наталья Гостюшина («Солженицын. Жизнь не по лжи», «Поп». – OS). – В нашей стране поражает большая степень бездуховности, а «Кинотелекомпания “Православная энциклопедия”» напоминает о том, что есть еще какие-то константы. При этом мы надеемся, что фильм “Орда” привлечет многих зрителей. Съемочной группе приходилось преодолевать массу препятствий: были и змеи, и песчаные бури, и отравления... Но картина должна получиться очень зрелищной: много неожиданных поворотов событий, экзотики, роскошных костюмов. Материал действительно красочный. Это будет высокохудожественный фильм». Проект поддержал лично председатель Госдумы Борис Грызлов.

«Сибирь. Монамур». «Тундра фильм»
Несмотря на название, это вовсе не альманах из серии «Очередная географическая точка, я люблю тебя». Монамур – не признание в любви, а название сибирской деревни, в которой живет набожный, но ожесточенный старик (Петр Зайченко) со своим семилетним внуком (Миша Процько). В числе других обитателей – свора одичавших собак, пожирающих все вокруг (они, по замыслу создателей, символизируют одичание современного общества). Герои помогают друг другу выживать в непростых условиях. Внук выхаживает деда после налета грабителей, отнявших у него самое важное – икону. Дед, в свою очередь, плетется через всю тайгу, когда внук попадает в беду, и просит помощи у тех, кого всегда считал низкими в их неверии. Несколько сюжетных линий, идущих параллельно с основной историей, должны поставить вопрос ребром: чего в человеке больше – человеческого или животного? Этот вопрос Слава Росс (не псевдоним) обдумывал десять лет: именно столько прошло с момента написания им короткой новеллы «Забытые в Сибири». «Съемки начались осенью 2008 года в Красноярском крае и продолжались, несмотря на разразившийся кризис и на то, что половина группы покинула место съемок, – рассказывает Слава, автор короткометражки «Мясо» и полнометражного фильма «Тупой жирный заяц». – В связи с тотальным безденежьем мы закончили только через год, в том же Красноярском крае. Последние кадры были сняты зимой 2010 года в Свердловской области. Главная идея фильма в том, что милосердие выше справедливости. Мы живем в окружении разных людей, среди них много циничных, ожесточенных, равнодушных. Но и в таких людях есть частичка Бога. Нужно только рассмотреть ее, помочь ей раскрыться, пожалеть, простить. “Не говори мне, что Бог справедлив, ибо если Бог справедлив, то я погиб”».

«Дикое счастье». Второе продюсерское управление Свердловской киностудии
Режиссер Андрей Мармонтов, известный по телевизионным экранизациям Дарьи Донцовой, взялся за роман Мамина-Сибиряка о золотопромышленниках. В роли золотодобытчика Гордея Брагина, который находит золотую жилу и теряет разум из-за гордыни, вседозволенности и любви к золоту, – Сергей Безруков. У фильма Мармонтова самый звездный актерский состав из всех тринадцати социально значимых проектов: в остальных ролях – Андрей Мерзликин, Михаил Пореченков, Федор Бондарчук, Ирина Скобцева. Появлением Скобцевой в кадре режиссер гордится особенно: Элен из «Войны и мира» получила роль уральской крестьянки. Литературный источник подвергся серьезной обработке. «Менять пришлось многое, в первую очередь язык, – рассказывает Мармонтов, – стилистика Мамина-Сибиряка была естественна для общества конца XIX века. Современный – даже литературный – язык существенно отличается от того, на котором говорили его персонажи. Поскольку это не стилизация, а попытка разговора с сегодняшним зрителем, то и сюжет, и язык максимально приближены к современному. Жанр “русская драма”, в моем понимании, востребован в обществе, но он не выдерживает коммерческой конкуренции, если говорить о кино как о бизнесе. Мне бы хотелось верить, что кино – не только и не столько бизнес. Видимо, поэтому и существует господдержка».

«Тихая застава». «Арт Медиа Групп Юкон»
В основу фильма Сергея Маховикова «Тихая застава» легла одноименная повесть писателя Валерия Поволяева. Начало 1990-х. Российские пограничники пытаются защитить таджикскую границу, которую атакуют афганские и таджикские боевики. Продолжительный бой уносит жизни двадцати пяти российских военных. Шесть пограничников получают звание Героя Российской Федерации, четверо из них – посмертно. Сергей Маховиков и раньше поднимал патриотический дух соотечественников: как актер он сыграл в фильмах «Мужская работа», «Тайная стража», «Диверсант (конец войны)» и «Новая жизнь сыщика Гурова». «Съемки проходили в Новороссийске, в ущелье, где добывается горная порода, – рассказывает участник проекта актер Андрей Чадов. – Там построили на пустом месте настоящую заставу. Перед съемками я проходил спецподготовку – учения, марш-броски в горах, чтобы иметь хоть какое-то представление о пограничниках в тех местах, об их задачах. Мы все работали за идею: хороший сценарий, хорошая команда, которая старалась сделать настоящее кино про настоящих пограничников. Для меня эта картина дорога тем, что она про людей; про одиночество тех ребят, которые там служат, про нашу страну, про патриотизм и героизм наших пограничников, а главное – про любовь!»

«Охота на крокодилов». «Еврофильм»
Образцом для картины «Охота на крокодилов» стала советская шпионская классика. Александр Бородянский написал сценарий о семейной паре разведчиков-нелегалов, взяв за образец Анну Камаеву и Михаила Филоненко, которые в 1950-е годы были посланы в Латинскую Америку на задание. Занявшись предпринимательской деятельностью, Филоненко добился признания среди военной и творческой элиты континента. Своим экзотичным названием фильм обязан эпизоду из жизни нелегалов, когда парагвайский диктатор Альфредо Стресснер пригласил нашего разведчика поохотиться на крокодилов, а тот продемонстрировал чудеса снайперской сноровки. «Это не автобиографическая лента, – рассказывает продюсер Павел Черновалов, – у главных героев есть реальные прототипы. Вся работа над проектом началась с биографии семейной пары Михаила и Анны Филоненко, на которой она основывалась. Это действительно уникальные люди. Их героический характер проявился еще в годы Второй мировой войны. Они участвовали в обороне Москвы, в партизанских рейдах. После войны пришли в разведку и на этом поприще добились выдающихся результатов. Сценарий насыщен эпизодами из деятельности и других выдающихся разведчиков. Все это сделано для того, чтобы фильм получился напряженным, насыщенным яркими драматическими событиями. Сейчас идет работа по подбору актерского состава. Все понимают, что от них будет во многом зависеть успех всего кинопроекта». Опыт Камаевой и Филоненко не впервые используется в отечественном кинематографе: чета разведчиков уже была консультантами на съемках фильма «Семнадцать мгновений весны». Консультировать «Крокодилов» взялась Служба внешней разведки России.

«Август, восьмого» («Проект “Осетия”»). «Главкино»
По словам создателей, фильм Джаника Файзиева («Турецкий гамбит») должен каким-то образом стать пацифистской «философской и психологической» картиной, занимающей нейтральную позицию в грузино-осетинском военном конфликте 2008 года. Для самого режиссера и сценариста война – «лишь одно из обстоятельств», а все его внимание будет сосредоточено на судьбах простых людей и их драмах. «Мои друзья, простые, негероические люди, отдыхали на Кавказе, когда началась эта война, — рассказывает Файзиев. — Их рассказы послужили основой для этой истории. Война — это трагедия! И каждая новая — повод кричать о необходимости предотвратить каждую следующую. Выявление правых и виноватых — работа группы разборов отдела ДПС. Мы снимаем историю про обычных людей, которые могут допускать ошибки и которые, в зависимости от обстоятельств, совершают или не совершают героические поступки, — про нас с вами. Общий бюджет пока не сформирован, но уже понятно, что господдержка не покроет всех затрат. Мы уверенны, недостающая часть средств будет найдена на рынке, потому что мы собираемся сделать кино интересным для самой широкой аудитории».

«Парень из нашего города». «Кинобюро»
В основе фильма — реальный подвиг 25-летнего омоновца из Белгорода, во время боевой операции в Ингушетии спасшего основную группу от неминуемой гибели и заслужившего звание Героя России. Продюсированием займется Юсуп Бахшиев, специализирующийся на огнестрельных ранениях в кинематографе (три части «Антикиллера», «Жесть», «Параграф»). С «Проектом "Осетия"» «Парня из нашего города» сближает обращение к современности: это одни из немногих в списке кинолент, действия которых будут происходить в XXI веке. «Мы находимся на самом начальном этапе производства картины, в этой связи считаем преждевременным фиксацию какой-либо информации о проекте, — заявил генеральный директор ООО «Кинобюро» Андрей Александров. — Название проекта рабочее, и основная команда находится в стадии согласования. Касаемо выбранной истории, нас как продюсеров она искренне задела: герой, с которым мы встречались, — обычный парень из соседнего подъезда, и его поступок, на наш взгляд, будет понят и принят его ровесниками, пришедшими смотреть наш фильм».

«Калачи». «Продюсерская компания Александра Литвинова»
Семья Егорки Калача страдает из-за забывчивости военкомата: парню, единственному во всей округе, не прислали повестку в армию. Родственники-казаки, испокон веков доблестно служившие Отечеству, не готовы мириться с такой дискриминацией. Когда заботливая семья добивается справедливости и выпроваживает Егорку из дома, он случайным образом попадает в полк не простой, а Кремлевский. Недоверчивые соседи требуют фактического подтверждения небывалого везения: фотографии с президентом. И вся соль в том, справится ли Егорка с этим заданием. Бабу Катю (мать Калача) играет Ирина Купченко, отца – Владимир Ильин, Егорку – молодой актер Андрей Назимов («Черная молния»). «Олег Тимошишин и Нурбек Эген – сложившийся дуэт сценариста и режиссера, – рассказывает Мария Ясинская, редактор «Продюсерской компании Александра Литвинова». – До этого они вместе работали над фильмом “Борцу не больно”, который еще не вышел в прокат. Фильм “Калачи” задуман как комедия, поэтому его нельзя назвать пропагандистским. В данном жанре довольно проблематично вести пропаганду. Понятно, что тематика фильма может рождать такие предположения, но судить о фильме можно будет только тогда, когда он выйдет на экраны». Фильму уже дал положительную оценку военный комиссар Тверской области Владимир Сереф.

«Сорок семь». ТПО «РОК»
Режиссер Алексей Учитель когда-то был известным документалистом, в 1980-е снял известную картину «Рок» о советской андеграундной музыке. Одним из героев фильма был Виктор Цой (о нем же картина Учителя «Последний герой»). Теперь режиссер вместе со сценаристом «Края» Александром Гоноровским работает над проектом «Сорок семь». Название фильма объясняют так: режиссер уверен, что во время фатальной поездки Цой слушал в машине материалы нового альбома «47» и ненадолго выпал из реальности. Самого Цоя играть не будет никто; фильм не столько о нем, сколько о его окружении: о подруге и жене Цоя, которые оказались вместе в одной машине рядом с гробом. Фильм планируется закончить к 2012 году, к пятидесятилетнему юбилею музыканта. «Можно сказать, что Цой стал для меня в свое время талисманом: после того как он одобрил отснятый материал в кочегарке, остальная рок-тусовка приняла меня в свой мир, благодаря чему и получился фильм “Рок”, – рассказывает Учитель. – “47” будет о людях, которые не должны были встретиться и все же встретились именно при таких печальных обстоятельствах: жена, подруга, водитель “Икаруса”, с которым столкнулась машина Цоя. Поскольку все отказывались везти машину с гробом, это непростое задание поручили именно ему».

«Гагарин. Первый в космосе». «Кремлин Филмз»
В октябре 2009 года компания Олега Капанца «Кремлин Филмз» зарегистрировала лицензионный договор на использование товарного знака «Юрий Гагарин», а сам Олег написал сценарий для фильма. Планируется, что размах съемок будет по-настоящему космическим. С актером на заглавную роль пока не определились. Ходили слухи, что за сценарий Капанца возьмется Алексей Учитель, автор фильма «Космос как предчувствие», но тот от проекта открещивается: да, быть режиссером ему предлагали, но он отказался из-за непригодного сценария. «В основе фильма борьба за космос между СССР и США, – рассказывает Олег Капанец. – Борьба внутри страны между организациями и ведомствами за право кураторства покорения космоса, за использование технологий. Борьба космонавтов за право быть первым. Борьба Ю.А. Гагарина за право повторного полета, на который был наложен негласный запрет. Руководство СССР боялось за жизнь первого космонавта; он им был нужен как посол мира, как бренд; его использовали как политическую карту в борьбе за мировое лидерство».

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • Fedya· 2010-10-25 15:33:54
    Не верится, что картина, у которой продюсер Федор Бондарчук, займет "нейтральную позицию в грузино-осетинском военном конфликте 2008 года".
  • IvanDobsky· 2010-10-25 16:17:21
    Мрак.
  • muscovite· 2010-10-25 16:23:26
    Боже мой, какая роскошная иллюстрация у этой статьи!
Читать все комментарии ›
Все новости ›