Герои сидят с лопатами на стройке – и в это время вершатся их судьбы.

Оцените материал

Просмотров: 91705

10 лучших фильмов самого киноманского фестиваля

Борис Нелепо · 15/08/2011
Спайк Джонз, Хосе Луис Герин и гангстер Стас: БОРИС НЕЛЕПО комментирует итоги кинофестиваля в Локарно и называет десять своих фаворитов

©  Festival del film Locarno

10 лучших фильмов самого киноманского фестиваля
БОРИС НЕЛЕПО рассказывает о том, как распределились награды на фестивале в Локарно, и называет еще десять интересных картин.

Жюри под председательством знаменитого португальского продюсера Пауло Бранко должно было распределить награды в основном конкурсе, а второй конкурс, «Режиссеры настоящего», составленный из первых и вторых картин, также судила представительная режиссерская делегация — Кристоф Хоххойслер (президент жюри), Афина Рейчел Цангари, Микеланджело Фраммартино, филиппинец Рая Мартин.

«Золотой леопард» и приз за лучшую женскую роль достался аргентинско-швейцарской картине «Открыть двери и окна» Милагрос Мументалер, а главная награда «Режиссеров настоящего» — «Лету Джакомо» итальянца Алессандро Комодина. Два фильма-победителя неожиданным образом срифмовались. Эти два камерных дебюта стоят в своих программах особняком, в обоих занят минимальный актерский состав, повествование сведено к минимуму, а действие происходит летом с его мягким и теплым светом, запечатленным камерой.

«Открыть двери и окна» рассказывает про трех сестер, живущих в особняке своей умершей бабушки в Буэнос-Айресе. Мументалер без лишних предисловий погружает зрителя в слегка загадочную атмосферу странных отношений, установившихся между героинями. Как и чеховские сестры, Марина, София и Виолета стремятся покинуть дом, но пребывают в каком-то заторможенном оцепенении. Одна из них, например, проводит время на механической кровати, пока другая пытается навести порядок в их общем доме. Однажды Виолета исчезает, оставив своих сестер в одиночестве. Вот и весь сюжет, но Мументалер удается держать психологическое напряжение между героинями, о психологических мотивациях которых порой приходится только догадываться. Нежнейшие «Открыть двери и окна» посвящены умению начинать новую жизнь и расставаться с завершившейся прежней, и важнее всего в этом маленьком и порой очень женском фильме — правильно выбранная интимная интонация.

Еще интимнее победившее в «Режиссерах настоящего» «Лето Джакомо», сыгранное всего лишь тремя актерами где-то на просторах итальянской провинции. Слабослышащий девятнадцатилетний Джакомо бродит по лесу и валяется на пляже со своей близкой подругой. Лето: он дурачится в воде, кидается в подругу песком, дурным голосом напевает песенки и затевает шуточные игры. Затем на пляж он отправляется уже с другой девушкой… Не поддающееся пересказу чувственное кино Комодина (поклонника поэзии Пазолини, как сообщает фестивальный каталог) — это снова малый нарратив, фиксация едва уловимых связей между людьми — устанавливающихся и разрушающихся. Вместе с «Открыть двери и окна» — это редкое кино, где словно ничего не происходит в кадре и в то же время самое важное остается недосказанным, провалившимся между монтажными склейками.

©  Festival del film Locarno

Кадр из фильма «Лето Джакомо»

Кадр из фильма «Лето Джакомо»

Второй приз «Режиссеров настоящего» достался аргентинскому «Студенту» — невнятному дебюту о молодом человеке, который влюбился в преподавательницу левых взглядов и благодаря этой страсти открывает для себя мир политики. Особого упоминания второго конкурса удостоилась трехчасовая этнографическая документалистика «Это земля, а не луна», запечатлевшая в четырнадцати главах жизнь на Корву — самом маленьком острове Азорского архипелага с населением, насчитывающим чуть больше четырех сотен жителей.

И снова вернемся к основному конкурсу. Отдельного «Золотого леопарда» удостоился японский режиссер Синдзи Аояма, за фильм «Токийский парк» и вклад в кино. О самом фильме мы уже писали, а решение о награде по-настоящему благородное, поскольку Аояма — автор, незаслуженно пропущенный зрителем и критикой не замеченный. Специальный приз жюри второму лучшему фильму конкурса достался «Полицейскому» Надава Лапида. О нем мы тоже вкратце уже писали — это кино неглупое, с четкой продуманной структурой, но все же выполненное на одном приеме (и мысли). Мысль эта для израильского кино небанальная, впрочем. Герои фильма, представители элитного спецназа и заложники своих мачистских представлений о мире, неожиданно осознают, что враг — не всегда Другой (то есть араб, как они привыкли). Им может оказаться и подросток из соседнего дома, вдохновившийся революционной риторикой и взявшийся за оружие.

©  Festival del film Locarno

Кадр из фильма «Полицейский»

Кадр из фильма «Полицейский»

Упрекнуть в формализме можно румынские «Благие намерения» Адриана Ситару. Жюри, впрочем, наградило его премией за режиссуру — к ней вопросов действительно нет. Это румынская волна at its best: Ситару берет рядовой сюжет, годный для короткометражки, и нагнетает трагикомическое напряжение. Невротичный Алекс узнает, что у его матери случился удар, и срочно уезжает из Бухареста к ней в госпиталь. Почти до самого финала Алекс будет бороться со своими неврозами, ругаясь со всеми окружающими — врачами, отцом, другими пациентами, ведь именно он знает, что будет лучше для его матери. Ситару постоянно разворачивает ситуацию под разными углами и вовлекает зрителя буквально в эпицентр каждый сцены, позволяя камере видеть то же, что и персонажам. Пусть и очень формальное, но по-своему искусное кино, обязанное понравиться всем любителям румынского кино. И Богдан Думитраче к тому же получил приз за лучшую мужскую роль.

©  Festival del film Locarno

Кадр из фильма «Благие намерения»

Кадр из фильма «Благие намерения»

Если в прошлом году художественный руководитель Локарно Оливье Пер сделал акцент на провокационное кино (говорят, консервативная швейцарская пресса до сих пор не может ему простить  «Зомби из Лос-Анджелеса»), то на второй год он собрал большой конкурс из фильмов более сдержанных и синефильских. Общие мотивы — энергия молодости, точнейшая драматургия человеческих отношений и, наконец, мощное присутствие политических картин левой окраски. Жюри позволило себе дать две дополнительные награды (уже упоминавшаяся — Аояме и специальное упоминание «Юношеской любви» Миа Хансен-Лёве), и все равно осталось множество достойных картин, не меньше других заслуживавших призов. Читайте о них на следующей странице.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Victor Zatsepin· 2011-08-16 12:30:05
    оооо, отлично получилось
  • InterFilmWostok· 2011-09-07 14:05:52
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00
    ИнтерФильмВосток InterFilmWostok presents:
    :ДОпремьерные показы новейших НЕМЕЦКОязычных фильмов

    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011:
    Только в «Доме Кино» на Толбухина штрассе +3 75 293 900217

    1.
    ПОЛЬСКАЯ ПАСХА
    POLNISCHE OSTERN / EASTER GOIS POLISH
    КОМЕДИЯ, 91 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2011
    Режиссер: Якоб Цимницки
    Сценарий: Катрин Милхан, Якоб Цимницки
    Оператор: Бенжамин Дернбехер
    Кастинг: Даниела Толкиен
    Композитор: Дирк Дрессельхаус
    Продюсеры: IШтеффи Аккерман
    Производство: Polyphon Film-und Fernsehgesellschaft,Das Kleine Fernsehspiel ZDF;DOKfilm Fernsehproduktion GmbH
    В ролях: Генри Хюбшен, Парашива Драгус, Адриан Тополь, Гражина Шаполовска, Барбара Высотска, Валера Канищев, Дорис Кунстман
    Новая комедия с Хенри Хюбхен Henry Huebchen в главной роли
    фильмография: Виски с водкой /Whisky mit Wodka/ Мои слова, моя ложь, моя любовь /Lila, Lila/ "Все за Цукеров" /Alles auf Zucker!/, Повар-вор /c(r)ook/, Дальний свет /Lichter/ и Гражина Шаполовска Grazyna Szapolowska филмография: Розочка /Rozyczka/, Пан Тадеуш /Pan tadeusz/, Три цвета: белый /Trois couleurs: Blanc/, Осуждение /Condanna, La/, Глядя друг на друга /Egymasra nezve/
    Булочник Вернер Грабош обеспокоен тем, что после смерти дочери в результате автокатастрофы, его единственная любимая внучка Матильда должна вернуться к своему польскому отцу и покинуть Германию. Матильду отправляют в Польшу,тем временем у Вернера созревает план. На Пасху он впервые решает посетить польских родственников…Звёздный Немецко-Польский актерский ансамбль (Хенри Хюбхен, Гражина Шаполовска), великолепный этнический саунд фильма, забавный монтаж; так мило и с юмором описывает, живущий в Берлине режиссер Якоб Цимницки, отношения между людьми, отношения между соседями: Германией и Польшей.
    Макс Офюльс Прайс, Саарбрюккен, Зоммер Нахт Фильм Фестиваль и т.д.
    ---

    2.
    В ТЕНИ
    IM SCHATTEN
    ТРИЛЛЕР, 85 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Томас Арслан
    Сценарий: Томас Арслан
    Оператор: Райнхольд Форшнайдер
    Монтаж: Беттина Бликведе
    Художник-постановщик: Райнхильд Блашке
    Музыка: Гейр Йенсен
    Продюсеры: Флориан Кёрнер фон Густорф, Михаэль Вебер
    Производство: Schramm Film Koerner & Weber совместно с ZDF/3sat
    В ролях: Мишель Матишевич, Каролине Айххорн, Уве Бом, Райнер Бок, Давид Шелер, Петер Курт
    Профессиональный грабитель Троян, выйдя из тюрьмы, сразу оказывается в привычном для него криминальном мире. Ему нужны деньги, и он ищет себе дело, которое при минимальных усилиях принесло бы хорошую выручку. И такое дело находится: ограбление инкассаторов. В подготовке операции Троян крайне осторожен и предусмотрителен; всё говорит за то, что она должна пройти успешно. Есть, однако, человек, которого он не учитывает в своих планах…
    Участие в фестивалях:
    Берлинский Международный Кинофестиваль Берлинале 2010, Буэнос-Айрес 2010, Шанхай 2010 и т.д.
    ---

    3.
    ГРАНИЦА
    DIE GRENZE
    ТРИЛЛЕР, 120 МИН / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Роланд Зузо Рихтер
    Сценарий: Кристоф и Фридеманн Фромм по идее Нико Хофманна
    Оператор: Холли Финк
    Монтаж: Bernd Schlegel
    Художник-постановщик: Михаэль Кёнинг
    Музыка: Мартин Тодшаро
    Продюсер: Нико Хофманн
    Производство: teamWorks Television & Film GmbH по заказу SAT 1 совместно с Seven One International
    В ролях: Бенно Фюрманн, Мари Боймер, Томас Кречманн, Уве Кокиш, Аня Клинг, Инка Фридрих
    Рекламный дизайнер Рольф Хаас, человек финансово благополучный и уверенный в себе, в одночасье лишается всего. Из квартиры, за которую он в срок выплачивал аренду, его выселяют под предлогом многомесячной задержки платы. Все деньги с кредитных карт оказываются переведенными в швейцарский банк по его поручению, которого он никому никогда не давал. Семьи у него нет, а о том, как он поступил со своим лучшим другом, ему горько даже вспоминать. Он почти потерял надежду понять, что с ним произошло, как вдруг появляется женщина, обещающая вернуть все потери. Она – советник канцлера по вопросам государственной безопасности. Что нужно ей от него, а главное – какой ценой он может вернуть себе все, чего его лишили?

    ИнтерФильмВосток представляет
    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00 в Доме Кино на Толбухина Штрассе 18 инфо +375 293 900217
    Ахтунг! мой КИНОдруг и коллега. Передай ИНФО по-возможности ДАЛЬШЕ.
    Спасибо за КУЛЬТУРную поддержку!
Все новости ›