В кино и в Каннах за 16 лет изменилось все — и только один режиссер все так же ездит сюда с «Утомленными солнцем».

Оцените материал

Просмотров: 30176

Джо против вулкана

Мария Кувшинова · 20/04/2010
Подробное превью Каннского конкурса

Имена:  Аббас Киаростами · Апичатпонг Вирасетакун · Бертран Тавернье · Даг Лайман · Даниэле Лукетти · Им Сан Су · Ксавье Бовуа · Ли Чан Дон · Майк Ли · Матье Амальрик · Махамат-Салех Харун · Никита Михалков · Рашид Бушареб · Сергей Лозница · Такеши Китано

©  Festival de Cannes 2010

Кадр из фильма «Турне»

Кадр из фильма «Турне»

Пока еще рано высказывать опасения, что Каннский фестиваль может не состояться из-за вулкана (тем более что авиасообщение потихоньку восстанавливается), однако же кто знает… Контуры фестиваля уже видны: объявлена основная программа, «Особый взгляд», программа «Недели критики» и «Двухнедельника режиссеров». Кажется, у параллельных секций в этом году появится серьезный шанс выдвинуться на первое место: конкурс тосклив, предсказуем и лишен дебютов, к тому же текущая конъюнктура предписывает критикам охотиться за маргиналиями. Вот что пока известно про соперников Никиты Михалкова, новая картина которого в субботу была с недоумением встречена гламурной публикой в КДС.


«Турне» (Tournée). Режиссер Матье Амальрик
Французские фильмы отбираются в конкурс отдельной комиссией, по особому «каннскому счету»; от них трудно ожидать прорыва. Далеко не первая (но уже сейчас самая известная) режиссерская работа актера Матье Амальрика («Скафандр и бабочка», «Квант милосердия») — это комедия о театральном продюсере, который пытается вернуться в профессию и отправляется в турне с труппой стриптизерш.


«О людях и богах» (Des hommes et des dieuх). Режиссер Ксавье Бовуа

©  Festival de Cannes 2010

Кадр из фильма «О людях и богах»

Кадр из фильма «О людях и богах»

Прошлогодняя каннская программа отчетливо сигнализировала о возрождении религиозного дискурса в кино. В этом году тему продолжает Ксавье Бовуа (его картина «Не забудь, что ты умрешь», о ВИЧ-инфицированном студенте, в 1995 году получила здесь приз жюри). Действие фильма происходит в конце XX века в условном Магрибе, где французские монахи-цистерцианцы мирно сосуществуют с местным населением — до тех пор, пока группа исламских фундаменталистов не обвиняет их в чудовищном преступлении. Уже в синопсисе чувствуется заявка на некое обобщение или как минимум на попытку проследить истоки теперешнего противостояния цивилизаций (мы часто забываем, что религиозный конфликт в его современном виде не так давно пришел на смену предыдущему — конфликту идеологий. Про предыдущий этап, очевидно, будет рассказано во внеконкурсном «Карлосе» Оливье Ассаяса).


«Вне закона» (Hors la loi). Режиссер Рашид Бушареб

©  Festival de Cannes 2010

Кадр из фильма «Вне закона»

Кадр из фильма «Вне закона»

Новый фильм франко-алжирского режиссера Рашида Бушареба — в некотором смысле продолжение его же «Туземцев» (там рассказывалась история жителей колоний, воевавших во время Второй мировой в составе французской армии). В картине «Вне закона» играют всё те же награжденные за «Туземцев» коллективным каннским призом Рошди Зем, Жамель Деббуз, Сами Буажила и Бернар Бланкан (не вылезающий из тюрьмы Сами Насери, похоже, окончательно выпал из кинопроцесса) — на этот раз они будут бороться за независимость послевоенного Алжира.


«Бьютифул
» (Biutiful). Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту

©  Festival de Cannes 2010

Алехандро Гонсалес Иньярриту и Хавьер Бардем на съемочной площадке фильма «Красата»

Алехандро Гонсалес Иньярриту и Хавьер Бардем на съемочной площадке фильма «Красата»

Про новый фильм Иньярриту («Сука любовь», «21 грамм», «Вавилон»), с искаженным английским словом beautiful в названии, пока известно немного: действие происходит в Испании, в главной роли Хавьер Бардем — его герой (то ли просто одинокий, то ли отец-одиночка) сталкивается с неприветливой реальностью городского дна.


«Кричащий человек» (Un homme qui crie). Режиссер Махамат-Салех Харун
Впервые в истории в каннский конкурс попал фильм из Чада. Получивший французское образование, режиссер Харун давно на виду: в 2002-м он участвовал в «Двухнедельнике режиссеров» с «Нашим отцом»; в 2006-м его «Сухой сезон» получил приз в Венеции. «Кричащий человек» (названием для которого стала строчка из стихотворения франко-мартиникского писателя и политика Эме Сезера) — фильм о современной Африке, жители которой страдают от глобализации не меньше, чем от междоусобиц. В сети можно найти два варианта синопсиса: в одном главный герой становится жертвой китайцев, новых владельцев отеля, где он работает; в другом — герой противостоит местным властям, требующим или отдать в действующую армию сына, или заплатить выкуп. Одно другому, впрочем, не противоречит.


«Служанка» (The Housemaid). Режиссер Им Сан Су

Ремейк легендарной «Служанки» Ким Ки Ена, сделанный довольно известным, но пока не попадавшим в каннский конкурс корейским режиссером. В главной роли — Чон До Ен, лауреатка актерской «Золотой пальмовой ветви» за «Тайное сияние» (2007). Оригинал 1960 года по-прежнему можно абсолютно бесплатно и легально увидеть на сайте The Auters.

Трейлер новой «Служанки»



«Копия верна» (Copie conforme). Режиссер Аббас Киаростами

©  Festival de Cannes 2010

Кадр из фильма «Копия верна»

Кадр из фильма «Копия верна»

Первый европейский фильм иранского классика про английского писателя и француженку (Жюльетт Бинош), которые встречаются в Тоскане, чтобы исследовать опасную связь между копией и оригиналом (что бы это ни значило).


«Ярость» (Outrage). Режиссер Такеши Китано

После серии дадаистских экспериментов, деконструирующих как авторскую вселенную, так и кинематограф вообще, Китано возвращается к тому, чего так ждут от него западные киноманы и русские братки — к триллеру про якудза. Впрочем, судя по ролику, творческий кризис не прошел бесследно, и «Ярость» — история гангстера, выполняющего заказ босса мафии — отчетливо не лишена самопародийности.

Трейлер фильма «Ярость»


«Поэзия» (Poetry). Режиссер Ли Чхан Дон
Герои Ли Чхан Дона («Тайное сияние», «Оазис»), бывшего корейского министра культуры, — чаще всего душевнобольные, обездвиженные, заточенные в тюрьме своего тела, переживающие незаурядные, даже избыточные испытания. В этом смысле «Поэзия» вряд ли разочарует поклонников режиссера: это история страдающей болезнью Альцгеймера пенсионерки, внук которой оказывается причастен к гибели молодой девушки, вроде бы покончившей жизнь самоубийством.

Трейлер фильма «Поэзия»



«Другой год» (Another Year). Режиссер Майк Ли

©  Festival de Cannes 2010

Кадр из фильма «Другой год»

Кадр из фильма «Другой год»

Новый фильм классика британского реализма с великой Имельдой Стонтон («Вера Дрейк») в одной из ролей; подробностей по проекту никаких: Майк Ли даже с объявлением названия тянул до января этого года.


«Честная игра» (Fair Game). Режиссер Даг Лайман

©  Festival de Cannes 2010

Кадр из фильма «Честная игра»

Кадр из фильма «Честная игра»

Несмотря на то что большим режиссером, ответственным за успех картин про Джейсона Борна, считается Пол Гринграсс (окончательно зарапортовавшийся в недавней гиперреалистической вампуке «Не брать живым»), творцом мифологии и эстетики этого анти-Бонда эпохи бюджетных авиалиний является именно Лайман. Его новый фильм тоже про агента разведки, только реально существующего: «Честная игра» основана на одноименных мемуарах Валери Плейм — случайно рассекреченной сотрудницы ЦРУ, которая принимала участие в подготовке войны в Ираке. Главную героиню играет Наоми Уоттс, ее мужа-дипломата — Шон Пенн.


«Счастье мое». Режиссер Сергей Лозница

©  photomyjoy.blogspot.com

На съемочной площадке фильма «Счастье мое»

На съемочной площадке фильма «Счастье мое»

В этом году Каннам везет с новыми территориями: впервые в конкурсе не только картина из Чада, но и с Украины. Игровой дебют режиссера-документалиста Сергея Лозницы — путешествие дальнобойщика Георгия, которому изменила жена, в глубь России и навстречу собственным страхам. Оператор картины — работающий в Румынии молдавский оператор Олег Муту («4 месяца, 3 недели и 2 дня»), в одной из ролей — румынский же актер Влад Иванов (доктор Бебе из «4 месяца, 3 недели и 2 дня», шеф полиции из фильма «Полицейский, прилагательное»).


«Наша жизнь» (La nostra vita). Даниэле Лукетти

©  Festival de Cannes 2010

Кадр из фильма «Наша жизнь»

Кадр из фильма «Наша жизнь»

Лукетти — бывший ассистент Нанни Моретти, его суперуспешная картина «Мой брат — единственный ребенок в семье» три года назад была в «Особом взгляде». «Наша жизнь» — история рабочего, потерявшего жену и вынужденного зарабатывать на пропитание детям. Жанр обозначен как комедия.


«Герцогиня Монпансье» (La princesse de Montpensier). Режиссер Бертран Тавернье

Адаптация новеллы мадам де Лафайет — история аристократки, влюбленной в герцога Гиза, но насильно выданной за герцога Монпансье. В главных ролях — Гаспар Ульель, Ламбер Уилсон и Мелани Тьерри.


«Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» (Uncle Boonmee Who Can Recall His Past Lives). Режиссер Апичатпонг Вирасетакул

©  Festival de Cannes 2010

Кадр из фильма «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни»

Кадр из фильма «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни»

В своей прошлогодней короткометражке «Письмо к дядюшке Бунми» главный режиссер современности, которого вроде бы можно называть просто Джо, рассказывает, как нашел на Западе бюджет и теперь хочет выполнить давнее обещание: снять фильм о реинкарнациях дядюшки Бунми, который был школьным учителем и умер, так и не дождавшись фильма. В полнометражном фильме умирающий Бунми отправится в сакральную пещеру в джунглях.


«Утомленные солнцем — 2». Режиссер Никита Михалков

©  www.trite.ru

Джо против вулкана
Вторую часть предполагаемой трилогии первые зрители уже называют нашим ответом студии «Трома» и припоминают в основном многочисленные оторванные конечности. Неизвестно, впечатлила ли отборщиков фестиваля именно уникальная режиссерская вселенная, в которой «большой стиль» без потери масштаба мутирует в трэш, — или влиятельный международный дистрибьютор Wild Bunch пролоббировал свою картину. Но удивительно вот что. В 1994 году соперником Михалкова был Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом» — фильмом, определившим киноязык 90-х, ускорившим монтаж и перелопатившим нарратив. Спустя полтора десятилетия Михалков соперничает с Вирасетакулом — художником, чье творчество представляет собой нечто совершенно противоположное тарантиновскому. В кино и в Каннах за это время изменилось все — и только один режиссер все так же ездит сюда с «Утомленными солнцем». Есть и еще один забавный нюанс: в Каннах покажут укороченную версию, что несколько противоречит традиции. Обычно бывает ровно наоборот: художник привозит на фестиваль собственное видение, а уже потом алчные прокатчики перекраивают фильм под нужды непросвещенной публики. Тут же на сотнях российских экранах пойдет director's cut, а в фестивальном Пале можно будет увидеть продюсерскую версию.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • asl· 2010-04-21 15:18:24
    А может ну ее, эту текущую конъюнктуру?
  • pv· 2010-04-22 20:49:57
    фуеё -- тошнит
  • Afilla· 2010-04-25 21:15:27
    болею за Вирасетакула, очень люблю
    Вот смеху то будет если и он и михалков оба призы получат, умеет ли еще Канн отделять мух от котлет?
Все новости ›