Когда в «Олдбое» Пак Чхан Ука О Десу, вместо того чтобы отомстить обидчику, отрезает язык самому себе, – это «хан».

Оцените материал

Просмотров: 20968

Сочувствие к господину Монстру

Владимир Захаров · 25/11/2009
Ким Ки Ён — режиссер, больше всего повлиявший на «Жажду» Пак Чхан Ука

Имена:  Ким Ки Ён · Пак Чхан Ук

Кадр из фильма «Служанка»

Кадр из фильма «Служанка»

В фильме Пак Чхан Ука «Жажда», который был показан на фестивале «Завтра», но вопреки обещаниям прокатчиков до сих пор так и не вышел на наши экраны, вампиры-католики проживают жизнь персонажей «Терезы Ракен» Золя. Сам режиссер – киноман и в прошлом кинокритик – говорит, что больше всего на него повлиял корейский классик 60–70-х Ким Ки Ён и что все, кто видел его «Служанку» 1960 года, заметят сходство c «Жаждой».
Ким Ки Ён сейчас записан в классики, и корейские режиссеры поколения Пак Чхан Ука и Пон Чжун Хо зовут его учителем. Фильмы Кима собирают по кусочкам, восстанавливают и показывают на западных фестивалях, выпускают на DVD. Но совсем недавно в самой Корее не помнили его классических картин и больше знали Кима по видеокассетам с поздними работами и анекдотам о странном, непонятном режиссере по прозвищу «мистер Монстр» — коллекционере плохого вкуса, певце ужасов, садизма и извращений. В лучшем случае его называли «культовым».

Первые фильмы Ким Ки Ён снял, когда никакой киноиндустрии в Корее не было, — в середине 50-х, сразу после гражданской войны. Немногие работавшие тогда режиссеры вдохновлялись итальянским неореализмом и делали похожее кино о тяжелой послевоенной жизни простых людей. Ким, врач по образованию, в кино хотел изучать не реальность, а человеческую психологию, выворачивать людей наизнанку и сам сравнивал работу режиссера с работой патологоанатома. Он тоже любил итальянцев, иногда им подражал и делал реалистическое кино, но на него сильнее повлияли студенческая практика в морге и Зигмунд Фрейд. Дебютом режиссера Кима стал «Ящик смерти» — антикоммунистическая агитка, снятая по американскому заказу. Это была проба пера, в которой он решал совсем не художественные, а технические задачи и учился ремеслу.

Авторские мотивы и стиль проявились в следующем, первом самостоятельном фильме Ким Ки Ёна «Провинция Янсан» (1956). Это традиционная сказка о том, как коварный сын феодала отбирает девушку у простого охотника — и вновь соединиться любовники-простолюдины могут только после смерти. Ким рассказал средневековую историю со средневековой жестокостью и добавил одномерным сказочным героям психологической глубины. Главный персонаж у него — мать охотника, которая делает все для счастья сына — включая устройство его посмертной свадьбы, для чего она сама убивает бывшую невестку. Для Ким Ки Ёна даже в сказке не может быть однозначно хороших и однозначно плохих героев, если сказка эта об угнетении и порочном кастовом обществе.

Кадр из фильма «Женщина — насекомое»

Кадр из фильма «Женщина — насекомое»

Угнетение, невозможность терпеть несправедливость и в то же время невозможность справедливости, подавленный праведный гнев, коллективные и личные фрустрации — суть корейской культурной концепции «хан». «Хан» иррациональна и — как считают корейцы — не объяснима словами. Если подбирать знакомые аналоги, «хан» похожа на русскую тоску, только у корейцев больше агрессии. Она пронизывает все национальное искусство, от народного пения до современного кино. Когда в «Олдбое» Пак Чхан Ука О Десу, вместо того чтобы отомстить обидчику, отрезает язык самому себе, — это «хан». Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Ab· 2009-11-25 22:41:49
    Ну наконец-то грамотный и достойный текст про кино на "Опенспейсе"!
    Респект!
  • smoking-fish· 2009-11-26 06:49:20
    очень интересный текст. Владимир, большое спасибо
  • Игорь Дидыч· 2011-08-20 03:27:43
    крайне интересный материал, спасибо!
Все новости ›