Оцените материал

Просмотров: 14972

Русский граф французской абстракции

Анна Савицкая · 24/02/2009
Французский стиль и русское происхождение Андре Ланского обеспечивают его работам неизменный успех у коллекционеров

©  Галерея «Эритаж»

Андре Ланской. Попутный ветер. 1958. Холст, масло. 97х146

Андре Ланской. Попутный ветер. 1958. Холст, масло. 97х146

19 февраля в московской галерее «’Эритаж» открылась выставка одного из самых востребованных художников русской эмиграции, абстракциониста Андре Ланского. Это не первая ретроспектива мастера в России — официальное «возвращение» состоялось еще в 2006-м, спустя тридцать лет после смерти. Тогда выставки прошли в московском Музее личных коллекций и в Русском музее. С тех пор Ланской прочно закрепился в числе самых «перспективных» отечественных художников, а его имя стало своего рода визитной карточкой искусства русского зарубежья.

©  Галерея «Эритаж»

Андре Ланской. Зеленая композиция.1960-е годы. Холст, масло.65x46

Андре Ланской. Зеленая композиция.1960-е годы. Холст, масло.65x46

Андре Ланской (1902—1976) — выпускник петербургского Пажеского корпуса, успевший после революции поучиться живописи в Киеве у Александры Экстер и повоевать под знаменами Добровольческой армии. Оказавшись в Париже в 1920-е годы, когда город был центром мировой художественной жизни, Ланской познакомился с обитателями свободных мастерских «Улья». За свою долгую жизнь в искусстве (более 50 лет) русский аристократ сумел занять законное место в истории французской живописи ХХ века. На выставке в «’Эритаже» собраны ранние примитивистские работы, коллажи и живопись абстрактного периода, опыты Ланского в книжной иллюстрации.

Растущая популярность Ланского в России не могла не привести к росту аукционных цен на его работы. Особенно часто масло и гуаши «мастера лирической абстракции» встречаются на французских торгах разной значимости, что неудивительно — именно там раскрылся его художественный талант, там хранится основная часть творческого наследия Андре Ланского, который до сих пор лучше известен во Франции, чем у себя на родине.

Впрочем, до «русского бума» средняя стоимость его живописной работы классического периода (дороже всего ценятся не ранние фигуративные вещи, а абстракция 1950—1960-х годов) составляла около $20—30 тыс. За эту сумму можно было приобрести полотно Ланского среднего размера еще 10 лет назад. Были, конечно, и исключения: дважды, в 1989-м и 1990-м годах, работы художника взлетали на французских аукционах до отметки в 1 млн франков (свыше $100 тыс. по тогдашнему курсу).

©  Christie’s

Андре Ланской. Претензии спички. 1958. Холст, масло. 114x146

Андре Ланской. Претензии спички. 1958. Холст, масло. 114x146

Однако постоянный рост Ланского на арт-рынке начался лишь в начале 2000-х, где-то с 2002 года. Переломным моментом стала рекордная продажа на аукционе Artcurial в 2005-м —

©  Галерея «Эритаж»

Владелица галереи «Эритаж» Кристина Краснянская на фоне картины Андре Ланского. Открытие выставки 19 февраля

Владелица галереи «Эритаж» Кристина Краснянская на фоне картины Андре Ланского. Открытие выставки 19 февраля

живописная «Композиция» 1969 года ушла за €192 тыс. ($226 387). Вскоре после этого в Москве и Петербурге прошли ретроспективы мастера, а его работы с завидной регулярностью стали появляться на крупнейших аукционах Christie’s и Sotheby’s.

Столь удачный взлет художника на рынке приписывают стараниям галереи Le Minotaure, давно торговавшей работами художника. Именно эта галерея привезла Ланского в Москву на первый Салон изящных искусств (MWFAF) в 2004 году. Le Minotaure также выступил инициатором выставок в ГМИИ и Русском музее в 2006-м. Однако никакая раскрутка не может объяснить тот факт, что за последние три года, по данным Artprice.com, цены на работы Андре Ланского выросли на 51%, за последние 10 лет — на 280%. Ведь обычно искусственные манипуляции с ценами приводят к быстрому росту и столь же стремительному падению. В случае с творчеством Ланского это не так, и последний аукционный рекорд был установлен в мае 2008 года: «Претензии спички» (1958) были проданы на торгах Christie’s в Париже за 168 250 ($263 тыс.).

©  Галерея «Эритаж»

Андре Шоллер, глава международного комитета Ланского (Париж)

Андре Шоллер, глава международного комитета Ланского (Париж)

Другой важный признак растущего интереса к творчеству художника — появление подделок. По словам главного специалиста по творчеству Ланского Андре Шоллера, в последние годы их количество увеличилось; особенно много фальшивок всплывает почему-то в Италии. К слову, на данный момент только сертификат подлинности за подписью Шоллера может застраховать вас от подделок. На открытии выставки в галерее «‘Эритаж» Андре Шоллер поделился планами: в этом году он начинает работу над catalogue raisonné художника.


Другие материалы раздела:
Анастасия Палёнова. Сами мы не местные, 18.02.2009
Елизавета Романова. Прогулка по галереям Cохо, 13.02.2009
Анна Савицкая. Последняя выставка Дины Верни, 23.01.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›