Оцените материал

Просмотров: 6186

Сами мы не местные

Анастасия Палёнова · 18/02/2009
Как переживают непростые финансовые времена московские галереи с современным западным искусством на борту

©  Евгений Гурко

Сами мы не местные
Будущее нестареющих «Молодых британских художников» и китайских рекордсменов — самая горячая тема последних месяцев. Критики судачат о неминуемом переделе арт-рынка, продажи современного искусства упали на 80 процентов, а западные галеристы вслед за музеями затягивают пояса потуже. Нью-йоркская Zach Feur Gallery избавилась от восьми художников, лондонская Sadie Coles закрыла пространство на Heddon Street, а Джей Джоплин из White Cube, который не так давно всерьез размышлял над открытием пространства в Москве, — сократил штат на тридцать человек. Дэмиен Херст, успевший сбыть внушительную часть своих работ на сентябрьских соло-торгах (как раз во время краха Lehman Brothers), теперь подстилает соломку: в Лондоне только что открылся второй магазин арт-сувениров Other Criteria с приятными антикризисными ценами.

В московских галереях пока царит мир и покой. Конечно, наполеоновские планы скорректированы — открытие галерей на «Красном Октябре» и переезд Гари Татинцяна откладываются. Тем не менее грядущие выставки поражают масштабом приглашенных художников: в Gary Tatintsian Gallery все-таки приезжает Чак Клоуз, в молодой GMG покажут известного китайца Ай Вэйвэя, а в «Триумфе» осенью появятся британские «мусорщики» — Сью Вебстер и Тим Ноубл.

Совсем недавно найти в Москве западных звезд современного искусства и людей, в них заинтересованных, было задачей не из легких. Настоящим шиком среди коллекционеров считалась удачная покупка марины Айвазовского или, на худой конец, пасхального яйца Фаберже. Переломным моментом стала выставка Лари Гагосяна в октябре 2007-го. Легендарный галерист показал жителям Рублевки, во что нужно вкладывать накопленные нефтедоллары: выставка «Проникновение» лоснилась от коммерчески безупречных работ. Не отставали и аукционные дома — вслед за топ-лотами русских торгов в Москву повезли западное современное искусство, часто без какой бы то ни было национальной начинки. Атака на российских олигархов оказалась успешной — в мае 2008 года Роман Абрамович выложил около $120 млн за современное искусство, возведя покупку Бэкона и Фрейда в ранг статусных.

Галерея «Риджина» была одной из первых, кто впустил в свои ряды западных художников. В 1994 году вместе с работами Пепперштейна и Новикова здесь показали разномасштабных звезд — Марико Мори, Пьера и Жиля, Майка Келли и Розмари Трокел. Спустя пятнадцать лет Владимир Овчаренко с оптимизмом встречает обрушившийся на арт-рынок кризис: «Русские коллекционеры в основной массе не успели сформировать свое мнение о западных авторах, так что сейчас у них есть больше возможностей для создания «суперколлекций». Конечно, изменений будет много, уйдет «пузырьковость», шампанского станет меньше, увеличится конкуренция, какие-то галереи исчезнут». Впрочем, «Риджина» сдавать позиции не собирается и, кажется, пытается идти в ногу со временем. Если год назад в стенах галереи прошла выставка-блокбастер Here and Now с первыми именами современного искусства, то сейчас здесь показывают работы политически ангажированных французов Claire Fontaine. Овчаренко быстро подстроился под новые реалии и с нескрываемым энтузиазмом говорит о своих свежих героях: «Показывать известное — это удел Гагосянов. Нам же интересно открывать новые имена».

Гари Татинцян вернулся в Москву из Нью-Йорка, где занимался преимущественно русским искусством, настоящим «западником». «Я все время пытался подойти к классу художников, которыми хотел заниматься, но в условиях Нью-Йорка это было абсолютно невозможно, — признается Татинцян, — Москва дала такую возможность и отрыла двери к художникам, о работе с которыми мечтают многие галеристы мира». В результате, уже на первой выставке в 2005 году пространство галереи на Ильинке разделили Тони Мателли, Тони Оуслер и Питер Хэлли. Если в начале работы сюда впускали и русское искусство (во многом благодаря кураторским стараниям Марины Лошак), то вскоре Гари Татинцян сосредоточился на любимом материале — западных арт-звездах . Впрочем, несмотря на затраченные усилия, Москва, по мнению галериста, так и не стала потребителем этого продукта даже на сотую долю его объема на мировом рынке. К финансовому кризису Татинцян относится философски: «Нестабильная экономическая ситуация и рефлексия на нее арт-рынка — как правило, временное замешательство коллекционеров перед цифрами, увиденными на мониторах компьютеров. Практика показывает, что ситуация временной депрессии на арт-рынке восстанавливается гораздо быстрее, чем на других рынках». Остается верить, что Гари Татинцян обладает какими-то сверхзнаниями в этой области.

В прошлом году в Москву из Парижа переехала галерея Iragui. Обосновавшись на Полянке Екатерина Ираги продолжила начатое во Франции — вместе с молодыми французами прописку в стенах галереи получили и отечественные художники. К примеру, Паша Пепперштейн был первым русским, которого Ираги показала в Париже в 2004 году. Сразу после выставки одну из работ приобрел Центр Помпиду. Теперь же ситуация изменилась, за французами, по словам галеристки, охотятся как ни странно питерцы и иностранные покупатели, волею судеб оказавшиеся в Москве, а работу одного из художников приобрел фонд «Эра». В кризисе она видит оздоровляющие тенденции: «Рынок современного искусства был явно переоценен, теперь все встанет на свои места. Правда, — добавляет Ираги — мне бояться нечего — я такими художниками не занимаюсь».

Самый загадочный игрок на этом поле — галерея «Триумф» — прошла тернистый путь от Рубенса до Херста, которого один из владельцев Емельян Захаров с нескрываемой любовью называет «Уорхолом XXI века». Главную звезду брит-арта показали в «Триумфе» в 2006 году на выставке «Новая религия». Как оказалось — вовремя: на vip-показе были скуплены все работы. После были громкие братья Чепмены и малоизвестная британка Сьюзи Гамильтон. Прогноз Захарова на посткризисное время вселяет надежду: «Покупать будут меньше, но будут — кроме разбогатевших «мусоров» есть и настоящие любители искусства». Правда, не совсем понятно, рассчитывая на первых или вторых, Емельян Захаров обещает в будущем привозить звезд еще большей величины.


Другие материалы раздела:
Анна Савицкая. Модная коллекция, 17.02.2009
Елизавета Романова. Прогулка по галереям Cохо, 13.02.2009
Первые успехи, 9.02.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • CortoMaltese· 2009-03-21 22:49:33
    "Главную звезду брит-арта показали в «Триумфе» в 2006 году на выставке «Новая религия». Как оказалось — вовремя: на vip-показе были скуплены все работы."

    Прелесть в том, что они были куплены ДО выставки.
Все новости ›