Оцените материал

Просмотров: 14833

Последняя выставка Дины Верни

Анна Савицкая · 23/01/2009
Разрозненную коллекцию Георгия Костаки показывают в фонде парижанки с русскими корнями

©  State Museum of Contemporay Art, Thessaloniki

 Казимир Малевич. Портрет. Около 1910. Картон, масло, гуашь. 27,7 х 27,7

Казимир Малевич. Портрет. Около 1910. Картон, масло, гуашь. 27,7 х 27,7

Что?
Выставка «Русский авангард. Коллекция Георгия Костаки»

Георгий Костаки (1913—1990) личность почти легендарная, советский коллекционер русского авангарда. В его собрании были работы Казимира Малевича, Любови Поповой, Александра Родченко, Ольги Розановой, Варвары Степановой, а также художников «советского андеграунда»: Владимира Яковлева, Лидии Мастерковой и Олега Васильева. Без всякого специального художественного образования Костаки удалось не только собрать одну из самых полных коллекций отечественного искусства начала ХХ века, но и стать признанным знатоком. Он начал собирать антиквариат еще в 1930-е, когда работал шофером в посольстве Греции — ему часто приходилось сопровождать дипломатов и высоких гостей посольства в поездках по антикварным магазинам, и это привело его к коллекционированию. Сначала Георгий Костаки покупал иконы, серебро — все то, что традиционно ценилось в Советском Союзе. Интерес к авангарду появился несколько позже, уже после войны. Собирать Малевича и Розанову тогда было не то что не престижно, а даже опасно, поэтому в среде коллекционеров и антикваров у Костаки появилось прозвище «грек-чудак».

©  State Museum of Contemporay Art, Thessaloniki

 Георгий Костаки

Георгий Костаки

В 1970-е годы коллекционер решает уехать из страны, однако законно вывезти свою коллекцию он не может. Единственный выход — передать собрание в дар музею. Именно так большая часть работ из коллекции Костаки попадает в Третьяковскую галерею. Остальное ему разрешают взять с собой за границу. Так еще при жизни коллекционера распалось его собрание. После смерти Костаки в 1990 году вывезенные из СССР вещи легли в основу музея современного искусства в Салониках.

Для выставки, которая проходит сейчас в Париже, было отобрано 200 произведений из коллекции Георгия Костаки, которые дают наиболее полное представление об истории русского авангарда. Это стало поводом для объединения, пусть временного и частичного, собрания. Представлены работы, хранящиеся в Третьяковской галерее и музее в Салониках.

Где? 
Музей Майоля — фонд Дины Верни, Париж
59/61 rue de Grenelle

©  Musée Maillol-Fondation Dina Vierny

 Дина Верни в своей галерее на rue Jacob. 1947

Дина Верни в своей галерее на rue Jacob. 1947

Музей Майоля появился в Париже лишь в 1995 году благодаря усилиям его душеприказчицы Дины Верни. Известная парижская галеристка передала в дар музею не только работы Аристида Майоля, но и собственную коллекцию искусства ХХ века. Каждая выставка в Фонде Верни становилась крупным событием в художественной жизни Парижа.

Дина Верни (1919—2009) — француженка с русскими корнями, последняя муза Майоля и исполнительница советских лагерных песен. Именно она открыла парижским зрителям многих русских художников, от эмигранта Сержа Полякова до нонконформистов Эрика Булатова и Оскара Рабина.

В некотором смысле Верни делала для русского искусства во Франции то же, что делал Костаки в Советском Союзе — собирала, возвращала из забвения, сохраняла и показывала.

Выставка русского авангарда из собрания Костаки стала последней открывшейся еще при жизни Дины Верни. Это придает событию особый смысл — так «встретились» два великих коллекционера ХХ века.

Когда?
До 2 марта 2009


Другие материалы рубрики:
Лина Лисина. Новогодний антиквариат, 27.12.2008
Беттина Крогеман. Русское искусство в переводе на немецкий, 22.12.2009
Валентин Горлов: «Плакат — исчезающая натура», 8.12.2008

 

 

 

 

 

Все новости ›