Несмотря на то что цены на костюмы «Русских балетов» растут, их коллекционирование сами владельцы определяют как «подвижничество».

Оцените материал

Просмотров: 86006

Дягилев как бренд

Дарья Дмитриева · 10/11/2009
Почему на выставке «Видение танца» почти нет работ из российских частных коллекций и как распродавалось дягилевское наследие

Имена:  Сергей Дягилев

©  ГТГ

Михаил Ларионов. Лес. Эскиз декорации к балету «Русские сказки». 1916

Михаил Ларионов. Лес. Эскиз декорации к балету «Русские сказки». 1916

Сейчас в Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит выставка «Видение танца», приуроченная к столетию «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Этот юбилей Западная Европа и Россия отмечают серией фестивалей и выставочных проектов, каждый из которых демонстрирует свое понимание уникального художественного явления. Празднование началось еще год назад в Париже — именно там сто лет назад стартовало победоносное шествие русских балетов. В сентябре 2008 года в галерее Charpentier на Фобур Сент-Оноре были представлены театральные эскизы, рисунки, фотографии, документы, костюмы из частных собраний.

В России первая выставка, посвященная этой теме, открылась летом, когда в московский Музей декоративно-прикладного искусства привезли «Сокровища “Русских сезонов” Дягилева» — несколько костюмов антрепризы 1909—1929 годов из собрания британских коллекционеров Ольги и Айвора Мазур. Русский музей, в свою очередь, отметил столетний юбилей выставкой «Дягилев. Начало», открывшейся в середине октября в Петербурге. Завершающим аккордом стала выставка в Третьяковке, основу которой составляет проект фонда культуры «Екатерина» «Удиви меня! Сергей Дягилев и Русские балетные сезоны», показанный этим летом в Монако.

©  Театральный музей Виктории и Альберта, Лондон

Пабло Пикассо. Занавес к балету «Голубой экспресс». 1924

Пабло Пикассо. Занавес к балету «Голубой экспресс». 1924

Инициаторами выставок в Монте-Карло и Москве стали коллекционеры и основатели фонда Владимир и Екатерина Семенихины. С Княжеством Монако у них давние связи — еще в 2004 году фонд «Екатерина» организовал там выставку «Русские художники в объединении “Бубновый валет”: между Сезанном и авангардом», на которой были представлены также работы из коллекции Семенихиных. Позже ее привезли в Русский музей и ГТГ. Затем, в декабре 2008-го, фонд сделал масштабную выставку, посвященную принцессе Монако — «Эпоха Грейс Келли». В случае с проектом «Удиви меня!» Монако как нельзя лучше подходило для проведения выставки, ведь именно Монте-Карло долгие годы был репетиционной базой «Русского балета». К тому же после смерти Дягилева в 1929 году хореограф Леонид Мясин совместно с полковником де Базилем (Василий Григорьевич Воскресенский — бывший казачий офицер, ставший импресарио) основал труппу «Русский балет Монте-Карло», которая сохранила репертуар Дягилевских сезонов.

По сравнению с выставкой в Монако «Видение танца» в Третьяковке получилась более масштабной, к тому же акцент был сделан именно на вещах из российских музеев, в то время как для экспозиции «Удиви меня!» привлекались в основном работы из западных коллекций, как музейных, так и частных. Камерный характер выставки на вилле Собер подчеркивала инсталляция «Кабинет Сержа Лифаря», с личными вещами, письмами, фотографиями и даже прядью волос великого импресарио. Финансовые трудности заставили Лифаря продать часть хранившегося у него архива Дягилева на аукционе Sotheby’s в 1975 году. Тогда практически все предметы искусства оказались в США, в собрании Wadsworth, а письма, документы и личные вещи остались в Монако, их приобрело «Общество морских купаний» — Societe des Bains de Mer. После смерти Сержа Лифаря оставшаяся часть архива перешла к графине Лиллан Алефельдт — его спутнице в последние годы жизни. Большую часть библиотеки приобрел у нее барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн.

©  Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Лев Бакст. Эскиз костюма Эстреллы для балета «Карнавал». 1910

Лев Бакст. Эскиз костюма Эстреллы для балета «Карнавал». 1910

Однако крупнейшая распродажа вещей, связанных с «Русскими балетами» и Сергеем Дягилевым, состоялась в 1968—1969 годах в Лондоне по инициативе предпринимателя Энтони Диамантиди. Именно он уговорил вдову полковника де Базиля Ольгу Морозову продать дягилевское наследие. К тому моменту костюмы уже прекратившего свое существование «Русского балета Монте-Карло» хранились буквально в сарае в парижском предместье Монруж. Аукционный дом Sotheby’s провел серию удачных торгов, участие в которых приняли как коллекционеры, так и представители крупнейших музеев. Часть костюмов приобрела, например, Национальная галерея Австралии (Канберра), что-то оказалось в частных собраниях. Общая сумма торгов составила весьма внушительную по тем временам сумму — £118 тысяч. Еще два крупных аукциона состоялись в 1973 и 1995 годах, тогда была продана коллекция Джорджа Ховарда, собранная им во многом благодаря приобретениям, сделанным на торгах Sotheby’s 1968—1969 годов.

©  Собрание Ольги и Айвора Мазур, Лондон

Анри Матисс. Костюм к балету «Соловей». 1920

Анри Матисс. Костюм к балету «Соловей». 1920

Задолго до начала «русского бума», в 1960—1970-х годах, когда даже крупнейшие аукционные дома не имели отделов русского искусства, главным источником предметов искусства, связанных с дягилевскими балетами, были так называемые «театральные торги». Sotheby’s регулярно проводил Dance, Theatre and Opera Sales, где регулярно появлялись эскизы декораций и костюмов Льва Бакста, Александра Бенуа, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Павла Челищева и многих других художников, сотрудничавших с Дягилевым, — тогда их имена были подчас больше известны на Западе, чем в России. Эти вещи, наряду с русскими иконами и искусством авангарда, пользовались немалым спросом в среде западных коллекционеров, особенно американских. Так, обширное собрание русских театральных эскизов, хранящееся сейчас в университетской библиотеке Гарварда, было сформировано благодаря поступившим в дар работам из множества частных коллекций.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • agat· 2009-11-17 21:33:46
    обратите внимание: Судейкина зовут Сергей, а не Николай
    спасибо)
    (я пишу про него диплом - мне важно))
  • HelenaL· 2009-11-26 23:52:25
    Дарья, спасибо. На днях была со студентами на выставке - пущу статью в дело ;)
    Занавес к "Голубому эксперссу" - фейерический. Мне кажется, англичане его привезли, чтобы самим на него посмотреть :)
Все новости ›