Оцените материал

Просмотров: 39244

Жан-Юбер Мартен, куратор экзотического

Елена Яичникова · 08/09/2009
«Маги земли». Центр Жоржа Помпиду и Гранд-аль в парке Ля-Вилетт. Париж, 1989

©  Предоставлено Центром Помпиду

Хулио Галан. Грустная девушка, которая не хочет покидать Мексику. 1987. Работа с выставки «Маги земли»

Хулио Галан. Грустная девушка, которая не хочет покидать Мексику. 1987. Работа с выставки «Маги земли»

Первая известная выставка Мартена стала авторским высказыванием и сильным кураторским жестом, который бросил вызов всей западной художественной системе. Родившись на взлете постколониальной критики, она ознаменовала появление этой темы на территории искусства и открыла целую эпоху, когда на географической карте современного искусства стали появляться такие прежде выпадавшие из нее регионы, как Африка, Индия, Китай и Восточная Европа.

«Маги земли» стала ответом на более раннюю выставку — «Примитивизм. Близость племенного и современного» (Primitivism. Affinity of the Tribal and the Modern), состоявшуюся в МоМА в 1984 году. Нью-йоркская выставка в свое время вызвала справедливое возмущение как классический образец неоколониализма: отдельным произведениям признанных художников западного модернизма, среди которых были Пикассо, Гоген и Бранкузи, она противопоставила массу анонимных предметов африканского искусства. Не указывая имен создателей африканских работ, ее кураторы отказывались признавать за ними авторство; не обозначая даты их создания, погружали эти работы в мифическое безвременье без какого бы то ни было развития. И своим содержанием, и формой выставка провозглашала превосходство западного модернизма. Сходство африканского искусства и искусства художников-модернистов объяснялось не тем, что многие западные авторы черпали вдохновение или попросту заимствовали у «примитивных» народов, а глобальным и универсальным характером модернизма.

На этом фоне Мартен предложил смелый ход: представить в рамках одной выставки — и, что важно, на равных — современных художников с разных континентов. В «Магах земли» участвовало одинаковое количество западных и незападных художников (по 50 с каждой стороны), у африканских работ появились подписи с именами авторов и датами, а среди участников были русские художники — Кабаков и Булатов.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • klenov· 2009-09-14 15:47:17
    почему-то не в статье не работают ссылки на русскую википедию
Все новости ›