Есть еще хореографы на свете, можно было бы и других поискать.

Оцените материал

Просмотров: 30970

«Спящая красавица»: поражение или победа?

Анна Гордеева · 29/11/2011
Как отразились скандалы и сражения, проигранные Большим театром, на первой балетной премьере отреставрированной сцены

Имена:  Иван Васильев · Наталья Осипова · Николай Цискаридзе · Эцио Фриджерио · Юрий Григорович

©  Катерина Горелик

«Спящая красавица»: поражение или победа?
1. Битва при Кафеле, или Сражение с Цискаридзе

Большой театр много лет молчал, пока один из лучших его танцовщиков уничижительно (и несправедливо) оценивал таланты сменяющихся худруков — но тут затронули святое: реконструкцию. За месяц до премьеры «Спящей красавицы» прогремел взрыв — Николай Максимович рассказал общественности про положенный за сценой кафель (источник грядущих травм — вы представляете себе пуанты на этой скользкой дряни?), про гримерки без окон, про такой высоты потолки в репетиционных залах, что если поднимешь балерину на верхнюю поддержку, то приложишь ее об этот потолок головой, и про то, что на сцене Большого теперь, похоже, нет люков, необходимых для многих классических балетов (Жизель должна из могилки подниматься, Мышиный король исчезать в подполье). Управленческая команда Большого оккупировала телеканалы и принялась кричать, что все-все-все неправда, что Цискаридзе просто хочет власти, а один из членов попечительского совета в телеэфире посоветовал танцовщику немедленно выйти на пенсию. Премьера Большого театра после скандала не позвали участвовать в торжественном концерте-открытии.

18 ноября балетоманы пришли в театр на премьеру «Спящей красавицы». И обнаружили, что люков таки нет (злая фея Карабос не провалилась в преисподнюю, а как-то глупо шмыгнула в кулису). За день до этого на пресс-конференции представитель дирекции по строительству подтвердил, что — да, за сценой положили кафель, но его уже покрыли сверху специальным противоскользящим покрытием. (Уже — это после выступлений танцовщика. А не заговори он об этом…) Про гримерки без окон в телеэфире другого канала сказала Светлана Захарова. Про низкие потолки дирекция разъяснила, что да, есть такие залы, но так и было задумано, они специально предназначены «для разминки». (Во-первых, что за «разминка», то есть класс, без прыжков? А если прыгнуть высоко — так и сам головой приложишься. А во-вторых, я что-то не встречала в западных балетных театрах классов, где нельзя сделать поддержку. Ну ладно, я, конечно, не во всех театрах была. Но все-таки, кажется, это наше ноу-хау.) То есть все, что говорил Цискаридзе о качестве ремонта в закулисной части — правда.

Он еще не упомянул чудовищно скользкое покрытие самой сцены, потому что на тот момент на него не выходил. А когда вышел-таки в премьерной серии — осторожничал, потому что видел уже, что случилось с Дэвидом Холбергом, которому досталась премьера: новоявленный премьер Большого всерьез потянул ногу, и ему пришлось отменять следующий спектакль («Дон Кихот»). Поскальзывались солистки и кордебалет, осторожничали (и выдавали менее эффектный танец) солисты. «Спящая красавица» из балета виртуозного превратилась в балет вынужденно опасливый. Если еще добавить решетки замка, что не поднялись вовремя в одном из спектаклей, и лодку феи Сирени, что отказалась плыть на последнем представлении (фея и принц сошли с плавсредства и отправились по воде пешком), то станет ясно: со сценой проблемы, со сценической техникой — не меньшие.

2. Нападение с площади Искусств, или Ося с Васей

Это не была позиционная война, это был блицкриг: Наталья Осипова с Иваном Васильевым накануне премьеры «Спящей красавицы» появились в кабинете худрука Большого балета Сергея Филина сразу для того, чтобы подать заявление об уходе. Причиной увольнения, как заявили впоследствии сами артисты (они являются парой не только на сцене, но и в жизни), стало желание творческой свободы. В переводе с балетного на русский — Наталья Осипова хотела станцевать главную роль в «Спящей красавице», а ей не дали. «Спящая» в Большом принадлежит Юрию Григоровичу, и именно он определяет, кто будет в составах, а кто — ни в коем случае. Старый балетмейстер, пусть и работающий полвека в Москве, — выученик вагановской школы, и потому он ценит в балерине «линии». Не темперамент (он, безусловно, есть у Осиповой), не высоту прыжка (несомненно присутствующую), но строгий абрис балерины. Изящную линию арабеска, парение в воздухе... Вот он и не дал роль нежной принцессы Авроры любимой многими азартной танцовщице. Танцовщица решила отправиться в другой театр, где ей обещали дать все, что она попросит. И захватила с собой Васильева.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • milutina· 2011-11-30 05:58:08
    А на каком основании Вы ставите диагнозы, кому и что противопоказано танцевать? Вот, например, Ирина Александровна Колпакова, готовившая с Наташей Осиповой партию Авроры в Америке так не считает.А называет ее феноменальной! Я не думаю ,что ее балетная "квалификация" ниже Вашей. До "Жизели" многие считали, что эта роль Наташе также противопоказана, а после гастролей в Лондоне английские критики причислили ее к числу величайших Жизелей мира. Во 2-ом акте Наташа создала новую традицию исполнения этой партии, после нее уже нельзя танцевать так , как прежде. Я много раз видела на сцене самых воздушных, самых бесплотных Жизелей - Бессмертнову и Кондратьеву. Но такого абсолютного парения, "повисания" в воздухе , как у Наташи, не было ни у кого! Это действительно кажется абсолютной фантастикой, чем-то сказочным и ирреальным.
    В последнем "Болеро" по 1-му каналу Владимир Васильев сказал Наташе: "Ты - и трагическая актриса,и комическая!" О ком еще на современной балетной сцене можно сказать такие слова - и трагическая, и комическая? Ни о ком. Это же просто чудо, в ней же горит искра божья! И никакого преувеличения здесь нет. А ей ведь всего 25 лет! На нее надо ставить,ставить и ставить - Элизу Дулиттл, Мирандолину,Катарину, Офелию,Джульетту. Да эта девочка может станцевать все - от простушки до Анны Болейн! Приглашать разных хореографов и радоваться, что в Большом появилась подлинная актриса. Вместо этого опять демонстрируется отношение - "незаменимых у нас нет"! Один Юрий Николаевич у нас незаменимый, ему позволено все и без противопоказаний, хотя ничего оригинального он не создал со времен "Золотого века": ни в Большом, ни в Краснодаре, ни в Польше, нигде.
    Что касается "изумительных балетных данных" Захаровой, то это уже стало таким расхожим словосочетанием, так ,извините," настряло в зубах", что свидетельствует о том, что больше и сказать-то о ней нечего! Последняя "Спящая" была уж настолько "прохладна", словно сама Светлана пребывала в состоянии не Авроры, а своего собственного совершенства. Так и вспоминалась песенка из фильма про Мэри Поппинс:
    - Вы - само совершенство,Вы - само совершенство, от улыбки до жеста выше всяких похвал!
    - Ах, какое блаженство, ах , какое блаженство, знать,что я - совершенство, знать, что я - идеал!
  • spb4· 2011-11-30 17:11:44
    от балетоманка жжет.да балет вообще пора запретить, он людям крышу сносит.
  • olegzhuk7897· 2011-12-01 01:00:06
    spb4 - !!!!!
  • Lirica_I· 2011-12-15 03:25:01
    При чём здесь "балетоманка"? Других аргументов нет?

    Человек высказывается совершенно адекватно. Хорошо написала про особенности обеих балерин, лучше и не скажешь.
Все новости ›