Оцените материал

Просмотров: 53217

Памяти Пины Бауш

Ада Шмерлинг · 03/07/2009
«Весна священная»


Как балетмейстер и танцовщица Пина Бауш прошла школу Курта Йосса — крупнейшей фигуры позднего немецкого экспрессионизма, хореографа, исповедовавшего идеи синтеза балета с другими видами искусств. При Гитлере он был вынужден бежать из Германии, а после Второй мировой войны вернулся, чтобы реализовать свои идеи «свободного танца» и синтетического театра в эссенской академии Folkwang. Приняв в 1973 году приглашение возглавить Вуппертальский театр танца, Пина Бауш проявила себя как последовательная ученица старого хореографа-экспрессиониста. Правда, с гендерными и временными поправками.

В консервативном Вуппертале начала 1970-х ее первые спектакли были освистаны публикой. «Весна священная» на музыку Стравинского (1975) — за дикие языческие пляски на засыпанной землей сцене и экспрессивные до некрасивости сцены секса, насилия и смерти. «Семь смертных грехов» (1976) — за жестокость, откровенный феминизм и окончательный отказ от классических балетных норм и правил. «Синяя Борода» на музыку Бартока (1977) — за то, что ее танцоры наконец-то заговорили на сцене; за хаотичность речи и сюжетных линий; за театральные подмостки, устланные опавшей осенней листвой; за болезненную фиксацию режиссера на теме различия полов и жестокости в отношениях между людьми. В общем, за все то, что в скором времени станет режиссерским стилем Пины Бауш и получит отточенную форму в спектаклях «Кафе Мюллер» и «Контактхофф».

«Синяя Борода»


Пину Бауш нередко обвиняли в аморальности. Однако с тем же правом ее поклонники и последователи могли сказать, что спектакли Пины Бауш — это обвинительный вердикт человечеству за жестокое равнодушие друг к другу.

Если судить по «Кафе Мюллер» (классической работе конца 1970-х, являющейся сублимацией ее детских воспоминаний) или «Контактхоффу» (о возрастных стереотипах и страхе старости), наиболее наглядно и грубо этот грех человечества проявлялся в отношениях между мужчинами и женщинами. Эта мысль вызывала в ней боль. Возможно, даже сладостную боль.

Получать от боли радость и даже удовольствие сначала научилась ее труппа, а потом и зрители. Причем безо всяких гендерных различий. В числе ее поклонников — Питер Брук, Роберт Уилсон, Робер Лепаж, Вим Вендерс... Федерико Феллини снял ее в роли слепой принцессы в фильме «И корабль плывет», а в лучшем фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней» герои в начале и в конце сморят именно ее балеты.

«Поговори с ней» (Педро Альмодовар)

КомментарииВсего:15

  • Pavel· 2009-07-03 16:25:55
    Дорогие опенспейсы,
    хорошо, что вы пытаетесь красиво попрощаться с Пиной Бауш.
    Но, плиз, оставьте в покое Лондон и Нью-Йорк -- там, действительно ее не любили. Это, вероятно, действительно провинциальные города (Лондон и Нью-Йорк). Но, во-первых, Арлин Кроче -- это женщина! Она, возможно, и дура (впрочем, вряд ли Йельский университет издал бы полное собрание ее статей), но и "театр уныния", и "порнография боли" -- это все-таки не просто круто сказано, но и содержательно. А у нас, здесь, в России -- кто хоть что-то содержательное о ней написал?
  • stopping2009· 2009-07-03 17:05:46
    Pavel!
    А почему Вы считаете, что Арлин Кроче нельзя назвать обозревателем "Нью-Йоркера"? :) Мы ж не немцы, чтобы всегда суффикс женского рода прибавлять. Или мне надо автора этой статьи непременно авторессой называть? :)
  • sschnupfen· 2009-07-03 17:24:46
    если Нью-Йорк и Лондон действительно провинция, а автор определения "порнография боли" - и правда дура, то из статьи это вовсе не следует... по-моему, "Нью-йоркер" упоминается здесь как раз потому, что его балетный критик сказал про Пину Бауш круто и содержательно...
  • pinatree3· 2009-07-03 18:12:15
    Символично (и замечательно!), что Пина Бауш и Арлин Кроче опять дали публике повод поругаться :D
    Тем не менее, спасибо Опенспейсу за красивое прощание с Пиной Бауш!
  • maximusbeer· 2009-07-03 19:17:26
    Наши балетные критики ничего толкового не написали, это верно. Даже в "коммерсе". Почему бы это, Pavel?
  • stopping2009· 2009-07-03 19:32:39
    Потому они заняты только сильфидами и зигфридами :)
  • maryharym· 2009-07-04 12:31:36
    так грустно
    спасибо
  • ildatova· 2009-07-04 15:31:48
    Никто ничего толкового не написал! Pavel, это даже не попытка "красиво попрощаться", к сожалению.
  • prostipoma· 2009-07-05 00:43:35
    Там глаголы в мужском роде-читайте внимательно. А Кроче вообще много кого не любит, вполне изящно эту нелюбовь комментируя. И что с того?
  • penthesilea· 2009-07-05 02:39:53
    Прочитав внимательно, не могу не заметить, что глаголы относятся к слову "обозреватель", а не к ссылке в скобках. Ну, правило такое...
    И вообще, народ, это все, что вы хотели сказать по поводу Пины Бауш?! Или это корпоративная этика такая? Тогда кошмар! имхо!
  • mariaverova· 2009-07-05 21:53:06
    очень грустно
    как хорошо, что после человека остаются его дела. Пина Бауш оставила нам себя и своё искусство. В этом волшебство искусства.
    Спасибо.
  • king_of_the_pirates· 2009-07-06 11:15:53
    жалко, что даже про альмодовара вспомнили (?!), а о легендарном фильме акерман о бауш ни слова, а он чуть ли не целиком лежит на youtube.
  • penthesilea· 2009-07-06 12:19:25
    См. про док.фильм Акерман в последнем предложении этой статьи. Не топчитесь в комментах попусту! Прям как дети, право слово!
  • openmouth· 2009-08-02 11:10:22
    king_of_the_pirates поделитесь ссылкой, пожалуйста
  • pinatree3· 2009-08-03 02:06:24
    Не думаю, что "король пиратов", который не заметил имя Шанталь Акерман в этом тексте, когда-нибудь сюда заглянет... :)

    В поисковой строке на youtube наберите: Un jour Pina m'a demandé.
    Это название фильма Шанталь Акерман, вышедшего в 1983 году.
    Там выложено несколько отрывков.
    Например, http://www.youtube.com/watch?v=FvGS4CLiqGo

    Сочетание имен Chantal Akerman и Pina Bausch даст тот же результат.

    Удачи!
Все новости ›