Российская драматургия двух последних десятилетий оказалась отрефлексирована в той же Франции куда лучше, чем в самой России.
В рубрике «Стол заказов» читатели отдела «Театр» попросили рассказать не о театре, а о театральной критике. МАРИНА ДАВЫДОВА выполняет заказ
Лет десять назад разговоры о критике стали любимой забавой самого критического сообщества. И с тех пор они не утихают. Ситуация была (и отчасти остается) по меньшей мере парадоксальной. То и дело театроведы собираются в рамках некоего форума или на страницах какого-то профильного издания и заводят разговор с унылым рефреном «как пал нынче уровень театральных рецензий, как мало пишется глубоких аналитических статей о спектаклях». Возникает законный вопрос,Читать!
В какой-то момент мне лично стало ясно, что на означенную тему надо наложить хотя бы временное табу и заняться своими прямыми обязанностями, а именно осмыслять театральный процесс — а не осмыслять его осмысление, попутно сводя счеты со своими коллегами, которые не принимают участия в камланиях. Но, коль скоро читатели сами попросили поговорить о театральной критике, придется табу нарушить. А заодно развеять некоторые мифы: кое-что действительно пало, но совсем не то, что вы думаете.
Если иметь в виду критику быстрого реагирования — то есть как раз рецензии, которые пишутся на следующий день после премьеры и публикуются потом в непрофильных изданиях, — то она в поздние советские годы (оплакиваемый «золотой век» театроведения) пребывала у нас в плачевном состоянии. Лучшие перья — Константин Рудницкий, Вадим Гаевский, Инна Соловьева, Борис Зингерман — обретались на страницах толстых профессиональных журналов, сборников, альманахов. В газетах и журналах писали в основном критики второго, третьего, а то и десятого ряда; а то и вовсе не критики.
Зато в 90-е в культурную журналистику по причинам, которые нет нужды объяснять, мигрировала внушительная армия людей из академической сферы, и критика быстрого реагирования пережила в России подлинный расцвет. Вчерашние литературоведы, киноведы и театроведы, превратившись в штатных обозревателей ежедневных газет и еженедельных журналов, учились (и многие таки научились) писать оперативно, доступно, укладываясь в строкаж, но стараясь не понижать при этом градус интеллектуальной мысли. Количество кандидатов и даже докторов наук, коими, начиная с 90-х, были укомплектованы отделы культуры, поражает воображение. Эта уникальная ситуация способствовала не падению, а скорее расцвету жанра театральной рецензии, да и вообще всей культурной журналистики. Достаточно сравнить наши газетные отклики на спектакли с откликами французских коллег из Le Monde или Liberacion: в них мониторинг театрального процесса чаще всего сводится к простейшему ликбезу.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:3
Комментарии
-
Да, всё точно.
-
Как всегда блестящий текст (как отражение мысли)! Думаю, удел старшего поколения "горевать" об утратах и вспоминать великие имена театра и театроведческой науки, смысл всего нового и молодого - отрицать и сопротивляться опыту старшего поколения. Идея в том, как наконец-то найти точки соприкосновения. Вопрос очень серьезный и болезненный, пожалуй, сродни тому, как преподавать сегодня современную историю...
-
Ну вот, уважаемая Марина:"... и заняться своими прямыми обязанностями, а именно осмыслять театральный процесс..." А про политику пусть пишут те,для кого это прямые обязанности. Поверьте, в статьях о театре Вы интереснее и убедительнее. Успеха!
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452044
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343530
- 3. Норильск. Май 1269223
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897835
- 5. Закоротило 822366
- 6. Не может прожить без ирисок 783670
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760541
- 8. Коблы и малолетки 741559
- 9. Затворник. Но пятипалый 472538
- 10. ЖП и крепостное право 408147
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403845
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371077