Серьезная современная режиссура уже вышла из детской песочницы, в которой значительная часть театрального люда, особенно в нашей стране, по инерции продолжает переругиваться.

Оцените материал

Просмотров: 26892

Итоги Авиньона: Жюльет Бинош против Кэти Митчелл

Марина Давыдова · 29/07/2011
Знаменитый фестиваль позволил понять, что наше привычное деление на «новаторов» и «консерваторов» давно и безнадежно устарело

Имена:  Жюльет Бинош · Кэти Митчелл

©  Christophe Raynaud de Lage / Festival d'Avignon

Сцена из спектакля «Фрекен Жюли»

Сцена из спектакля «Фрекен Жюли»

Только что закончившийся Авиньонский фестиваль одарил зрителей сразу двумя «Фрекен Жюли». И, в сущности, чтобы понять что-то про расклад сил в современном европейском театре, из всего многообразия программы можно было посмотреть только два эти, словно бы принадлежащие двум разным эпохам, спектакля. Один французский — с обаятельной кинозвездой Жюльет Бинош в заглавной роли. Другой немецкий — в постановке талантливейшей англичанки Кэти Митчелл, последние годы часто работающей в Германии.

Первый, копродюсерами которого выступили парижский «Одеон» и лондонский «Барбикан», сделан именитым режиссером Фредериком Фисбахом с добротной обстоятельностью и очень хочет показаться современным искусством. Зеркало сцены сверху донизу закрыто прозрачной плексигласовой стеной с раздвижными створками, за которой блуждают — плавают, словно рыбки в аквариуме, — герои. Слева хайтековская кухня — на ней в цептеровских кастрюлях-скороварках служанка Кристина готовит нечто замысловатое ярко-красного цвета (кажется, нам намекают, что тут в финале прольется кровь). Справа — что-то вроде комнаты отдыха, где уединяются в интимном томлении парочки. На арьерсцене множество людей в современных костюмах, танцующих посреди растущих в «аквариуме» декоративных берез. Ночь на Ивана Купалу в имении фрекен Жюли напоминает эстетизированную сексуальную оргию из «Новеллы снов» Артура Шницлера (точнее, из фильма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами»). В какой-то момент участники «оргии» надевают на себя белые-пребелые маски монстров и угрожающе приближаются к авансцене: это они дают нам понять, что темные инстинкты поднимутся сейчас со дна человеческой души и ой что будет…

©  Christophe Raynaud de Lage / Festival d'Avignon

Сцена из спектакля «Фрекен Жюли»

Сцена из спектакля «Фрекен Жюли»

Жюльет Бинош большую часть времени ходит по подмосткам в золотом чешуйчатом платье, которое сразу указывает зрителю, кто в этой оргии главный, но, признаться, очень не идет звезде. Играет Бинош так, как положено играть «большой актрисе» — иногда впадая в истерику, но не сильно ее педалируя, иногда воздевая руки, но тут же иронически от этого жеста отстраняясь. Она старательно переживает все перипетии и не выключается из действия, даже когда у нее наступают неизбежные сценические паузы. Но за всем этим проектом, как и за большинством спектаклей со звездой в заглавной роли, мерещится мне унылая необходимость: вот есть такой вид искусства, «театр» называется. В нем принято ставить всякие пьесы — лучше проверенные временем, классические. В нем спокон веков принято создавать кумиров и потом ходить на них и примечать, как они дефилируют по сцене и носят свои наряды. И эта рутина, хоть прикрытая плексигласом, хоть снабженная хайтеком, хоть сдобренная Шницлером, все равно остается рутиной. Тут нет ни прозрений, ни интуиций, никакой, выражаясь экономическим языком, добавленной стоимости.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • predsedatel1· 2011-07-30 05:07:06
    Уверен, что и спектакль Митчелл - тот еще суррогат.(Его нужно отпиарить для привоза в Москву). А Фисбах тоже наверняка видит свою цель "в остром переживании хрупкой ненадежности, многоликости, эфемерности и многомерности мира".
    Делить режиссуру на старую и новую - непродуктивно. Надо делить на занятия искусством и мертвечину.
    Но новые критики пока не распполагают соответствующими критериями.
  • Владимир Богатырёв· 2011-07-30 13:57:08
    Честно говоря... Не совсем понял "очертания новой театральной эпохи". Если предположить, что я хотел бы сделать какие-то выводы и "совершенствовать" свою работу, то...Мне надо учитывать "хрупкую ненадёжность,многоликость, эфемерность и многомерность мира"? А чтобы "попасть" в обойму "новых" режиссёров, необходимо прислушаться к их задаче? А их задача "упорно складывать сей хитрый файл"? Чёрте что... Очень жаль, что я не дорос до понимания этого...
  • sidner· 2011-07-30 21:42:54
    @ predsedatel1 Я согласен, что в статье немало красивых ничего не говорящих эпитетов относительно Митчелл, но она все же серьезный режиссер, который задается вопросами прежде чем браться за какой-то текст. Вы говорите, что делить на старое и новое непродуктивно, но на мой взгляд как раз деление на "искусство" и "мертвечину" - совершенно субъективно (=непродуктивно), и критериев никаких быть не может, если только в их число не входят какие-нибудь "классические театральные ценности". На самом деле водораздел между драматическим и постдраматическим театром настолько очевидна на европейской сцене, что я не вижу особого смысла делить на новое и старое (если вообще есть какой-то смысл что-то на что-то делить). "Стойкий Принц" Гротовского - это новое или старое? А работы Саши Вальц и оперные постановки Бауш?..
Читать все комментарии ›
Все новости ›