Первую премьеру, выпущенную в театре, руководимом Миндаугасом Карбаускасом, можно считать чем-то вроде антикризисной меры
Имена:
Александр Огарев · Евгения Симонова · Полина Лазарева · Юрий Колокольников
© Денис Жулин / Предоставлено театром Маяковского
Сцена из спектакля «Месяц в деревне»
К Театру имени Маяковского сейчас приковано пристальное внимание, особенно после вынесенного из избы конфликта нового худрука с новым директором. И первую премьеру сезона (режиссер Александр Огарев) неизбежно будут связывать с именем
Карбаускиса. Проект был задуман еще при Сергее Арцибашеве, и репетиции начались осенью прошлого года, но все-таки сегодня в нем явственно чувствуются приметы обновления.
Яркий, стильный, экстравагантный и приподнятый над обыденностью, этот «Месяц в деревне» хочет выглядеть современно и нравиться современной публике. Тут нет скучного реализма и бытописательства, но нет и той легкой кружевной вязи, которая пленяла в давнем спектакле «фоменок», не говоря уже о печальной лирике знаменитой постановки Эфроса. Это, без сомнения, Тургенев нашего времени — отформатированный (излишние длинноты и ненужные персонажи выкинуты), залакированный и блестящий, как картинка в глянцевом журнале.
© Денис Жулин / Предоставлено театром Маяковского
Сцена из спектакля «Месяц в деревне»
Тон постановке задают декорации и костюмы Татьяны Видановой. В первой сцене Наталья Петровна и Ракитин появляются из огромного дорожного саквояжа, к стенкам которого вместо посуды для пикника прикреплена изящная садовая мебель. Внутри чемодан покрыт принтами с яркой зеленой травой. Такая же сочная зелень с ядреными красными маками — на заднике сцены. Так представляют себе деревенский рай офисные работники, украшающие свой монитор фотообоями с видами природы. Здесь все ездят на самокатах, велосипедах и мотоциклах, носят дизайнерские костюмы, запускают воздушных змеев и устраивают фейерверки, а в счастливые моменты летают по небу на цирковых лонжах. На авансцене «плещется» озеро из натянутых резинок, из которого то и дело показывается кокетливая русалка, она же служанка Катя — девица с рубенсовскими формами и огромной косой. Она томно поет, извиваясь у микрофона, призывным грудным голосом читает «Монте-Кристо» и топчет голыми ножками ягоду для настоек — в общем, ходячий соблазн и воплощение тайных желаний, которыми здесь охвачены почти все герои: и хорошенькая неопытная Верочка, и не умеющая скрыть свое чувство Наталья Петровна, и верный рыцарь Ракитин, и смешной сосед Большенцов. Вот только сам объект смутных женских желаний — студент Беляев в исполнении Юрия Колокольникова — остается холоден и равнодушен ко всем, за исключением собственной персоны.
Читать текст полностью
© Денис Жулин / Предоставлено театром Маяковского
Сцена из спектакля «Месяц в деревне»
Для меня осталось загадкой, зачем режиссеру понадобился артист Колокольников. Только для того, чтобы это был человек со стороны, так сказать, столичная штучка, взбаламутившая тихое провинциальное болото? Но все-таки главные черты Беляева — это скромность и застенчивость, а в арсенале господина Колокольникова таких красок нет в принципе. Он, как всегда, играет самовлюбленного пижона, откровенно ломающего комедию там, где это вовсе не уместно. Да, в спектакле Огарева все актеры играют заостренно, с долей иронии и эксцентрики, но Колокольников выламывается из этой стилистики и превращает все происходящее в фарс. И этого диссонанса не может оправдать даже тот факт, что актера ввели на роль поздно, только в нынешнем сентябре. С некоторым усилием можно предположить, что режиссер намеренно сделал Беляева эдаким Хлестаковым и заставил двух умных и благородных женщин полюбить пустое место, наделив его выдуманными достоинствами. Но чтобы запасть на такого прощелыгу, они должны быть слепыми, глухими или, простите, полными дурами. Думаю, что превращать героинь Тургенева в гоголевских Марью Антоновну и Анну Андреевну режиссер все-таки не собирался, а артист Колокольников тут просто тащит одеяло на себя, наплевав на ансамбль и режиссера. В самой трогательной сцене, когда Наталья Петровна, признавшись в постыдной любви к учителю своего сына, сидит притихшая и покорная за стеклом, по которому слезами бегут струйки дождя, Колокольников устраивает такое представление с заламыванием рук, за которое нужно отчислять с первого курса института.
© Денис Жулин / Предоставлено театром Маяковского
Сцена из спектакля «Месяц в деревне»
Понятно, что Евгении Симоновой и Полине Лазаревой приходится нелегко с таким партнером. Поэтому лучше всего им удаются сцены, когда их яблоко раздора остается за кадром. Разница в возрасте между ними тут гораздо больше, чем в пьесе, поэтому попытки Натальи Петровны стать Вере «старшей сестрой» выглядят комично. Евгения Симонова балансирует на грани вульгарности, в которую неизбежно впадает молодящаяся женщина. Она иронизирует над своей героиней, но в то же время сочувствует ее такой несвоевременной страсти, ее последнему шансу на любовь, за которую та хватается как за соломинку. Ее Наталья Петровна переменчива и многолика: повадки хищницы, играющей со своими жертвами в кошки-мышки, в ее характере сочетаются с порывистостью и несдержанностью неопытной девушки, на лице которой написаны все ее чувства. Полина Лазарева, напротив, очень естественна и органична в роли юной Верочки — это не кисейная тургеневская барышня, а скорее барышня-крестьянка: румяная и чернобровая, кровь с молоком, ребячливая и смешливая непоседа, прибегающая из сада в резиновых сапогах и отважно ныряющая в холодную воду. Такая вполне может в порыве негодования окатить соперницу из садового шланга. Только в последнем действии эта девочка-подросток превращается в трезвую и расчетливую женщину, которая соглашается на брак с нелепым Большинцовым с явным намерением наставить ему рога при первой же возможности. Это первая большая работа молодой актрисы, ученицы Олега Кудряшова и продолжательницы знаменитой актерской династии, в этом сезоне принятой в труппу, — и ее можно поздравить с успешным дебютом.
{-tsr-}Что касается спектакля, то по сравнению с эпохой Арцибашева это, конечно, шаг вперед. Своего рода антикризисная мера. Подобными яркими и несколько заглянцованными зрелищами Роман Козак некогда вытягивал из ямы Театр им. Пушкина. «Месяц в деревне» наверняка будет иметь зрительский успех (здесь много смеются и аплодируют) и привлечет в театр новую молодую публику, что для Маяковки сейчас очень важно. Но все же хочется надеяться, что дело не ограничится косметическим ремонтом и что Миндаугас Карбаускис в скором времени, справившись с внутренними конфликтами, даст нам возможность оценивать работу театра уже по гамбургскому счету.
это на поверхности - заостренные характеры. конфликт найден точно (интеллигент, красавец - редкая птица!). Молодым туда дорогу)