Ведь если у жизни есть тайна, значит, наверное, есть и какой-то смысл.

Оцените материал

Просмотров: 50318

Ромео Кастеллуччи и другие

Марина Давыдова · 23/05/2011
В Москве стартует главный театральный фестиваль России – Чеховский. OPENSPACE.RU предлагает путеводитель и видеогид по его обширной программе

Имена:  Деклан Доннеллан · Матюрен Болз · Робер Лепаж · Ромео Кастеллуччи · Филипп Жанти · Эмма Данте

©  Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова

Сцена из спектакля «Буря» Деклана Доннеллана

Сцена из спектакля «Буря» Деклана Доннеллана

На афише Чеховского фестиваля, а заодно на огромных билбордах и прочих украсивших город растяжках весело пляшет Арлекин в костюме из равнобедренных ромбов. Это, конечно же, не просто некий Арлекин, так же как чайка на мхатовском занавесе не просто некая птица. Это Арлекин из легендарного спектакля Джорджо Стрелера, поставленного аж в 1947 году. Эмблема европейского театра второй половины ХХ века, его икона. Эту эмблему все знают и любят, но воплощенный в ней тип «театра для людей» (определение самого Стрелера), возвышенного и доходчивого разом, уже не сыщешь в Европе днем с огнем. Так что афиша немного лукавит. Арлекина зрители Чеховского фестиваля не увидят. Ни стрелеровского, ни какого-то иного. Задор и грусть старого театра, такие трогательные и внятные всем и каждому, на сценических подмостках давно канули в Лету. Или превратились в дешевую театральную попсу, которой не место на престижном форуме.

В программе нынешнего феста почти нет драматического театра в привычном понимании: хрестоматийный текст; режиссерская интерпретация текста; хорошие артисты, воплощающие на сцене сложные характеры. За этот «привычный» театр отдувается одна только «Буря» Деклана Доннеллана, мировая премьера которой была сыграна зимой в Париже. «Бурей» фестиваль и откроется.

©  Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова

Сцена из спектакля «Буря» Деклана Доннеллана

Сцена из спектакля «Буря» Деклана Доннеллана

Английский режиссер вместе со своим давним и верным соратником Ником Ормеродом уже стали для нас родными. И команда артистов, с которой они работали в «Борисе Годунове», «Двенадцатой ночи», «Трех сестрах», — уже сплоченная команда. Она пополняется свежими силами, она иногда недосчитывается некоторых своих членов, но у нее уже есть костяк. Спродюссированные Чеховским фестивалем спектакли Доннеллана — что-то вроде аналога нашего репертуарного театра, только без постоянного здания, отдела кадров и бессмысленной, разросшейся труппы. Проще говоря, репертуарный театр в его жизнеспособном и плодотворном варианте.

Просперо играет у Доннеллана Игорь Ясулович, а Калибана — Александр Феклистов, давние его любимцы. Судя по тому, что рассказывал мне о своем видении последней шекспировской пьесы сам режиссер, его концепция отчасти перекликается с концепцией Роберта Стуруа, поставившего недавно «Бурю» с Александром Калягиным в Et Cetera. Просперо принято играть мудрым волшебником, к началу сценического действия уже отринувшим от себя все мирское и с горних высей наблюдающим за игрой человеческих амбиций. У Доннелланна (и у Стуруа) Просперо в начале спектакля еще не освободился от груза земных обид. Это спектакль о том, как непросто дается человеку прощение. Как труден путь вочеловечения даже для того, кто постиг тайны волшебства.

Доннеллан — редкий представитель театра, который, будучи актерским, не становится бенефисным, а будучи высокоинтеллектуальным, не перестает быть внятным. Такой театр, как мы уже сказали, в нынешнем контексте — уходящая натура. Не потому ли в программе Чеховского фестиваля так много танца и цирка и (в отличие от Арлекина) украшающую афишу женщину, танцующую фламенко, зрителям увидеть как раз удастся. Это Мария Пахес в спектакле «Автопортрет» (кстати, идею спектакля знаменитой испанской танцовщице подсказал Михаил Барышников, предложивший ей поставить «свое» фламенко).

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • upatov· 2011-05-23 20:22:05
    человеку прощение дается просто, непросто - моральным уродам
  • inga_lev1999· 2011-05-24 09:42:10
    Спасибо, Марина)
  • lisa· 2011-05-26 18:24:44
    Все-таки жаль, что так скудно представлена драма. Поднадоели уже танцы и цирки. Лично мне.
  • banalno· 2011-05-26 22:31:48
    Спасибо большое, Марина! Ощутила все в ярких красках и образах. Все ещё мечтаю с вами познакомиться!
Все новости ›