Лопаткина не танцует Толстого, она танцует Ратманского.

Оцените материал

Просмотров: 36267

Три Анны, три Анны, три Анны

Антон Флеров · 25/03/2011
Из трех прим Мариинки – Дианы Вишнёвой, Ульяны Лопаткиной и Екатерины Кондауровой – в выдвинутой на «Золотую маску» «Анне Карениной» Ратманского неформальную победу одержала Лопаткина

Имена:  Алексей Ратманский · Диана Вишнёва · Екатерина Кондаурова · Родион Щедрин · Ульяна Лопаткина

©  Наталья Разина / Предоставлено фестивалем «Золотая маска»

Ульяна Лопаткина в спектакле «Анна Каренина»

Ульяна Лопаткина в спектакле «Анна Каренина»

Мариинский традиционно привозит на «Золотую маску» свои премьеры прошлого сезона, «под шумок» показывая в Москве не только спектакли-номинанты, но и прочие новинки. Вот и на сей раз до нас доехал восстановленный в прошлом году помпезный «Спартак» Леонида Якобсона, собравший свою долю ядовито-завистливых откликов. Но главным блюдом Мариинки стала все же номинированная на «Маску» «Анна Каренина» Алексея Ратманского на музыку Родиона Щедрина. Спектакль играли в три вечера с тремя разными исполнительницами, одна из которых — Екатерина Кондаурова — выдвинута на главную премию страны в номинации «Лучшая актриса балета».

«Каренина» Ратманского — нехарактерный для хореографа спектакль-бенефис, спектакль балетных див — построена как молниеносное развертывание серии дуэтов и трио и рассказывает хрестоматийную историю как историю состояний-переживаний Анны.

©  Валентин Барановский / Предоставлено фестивалем «Золотая маска»

Екатерина Кондаурова в спектакле «Анна Каренина»

Екатерина Кондаурова в спектакле «Анна Каренина»

Массовых сцен в нем мало, и они играют незавидную роль склеек между танцами главных героев. Сцена скачек отгорожена от зрителей рядом стульев и рассказана «глазами» Анны, помещенной на авансцену и вместе с другими зрителями напряженно наблюдающей за Вронским. Любовь Китти проносится в балете кометой — это краткий миг вальса, который танцует Анна с предавшим Китти Вронским.

При этом массовые сцены, как правило, отнесены вглубь и служат фоном для развития основной сюжетной линии, а танцы главных героев, наоборот, вынесены на авансцену и чаще всего развернуты фронтально. Ратманский словно бы нарочно игнорирует глубину сцены. Она выполняет служебные по большей части функции: персонажи отходят туда, чтобы, к примеру, сменить костюм. Объемные декорации в спектакле тоже почти отсутствуют, их заменяют видеопроекции на круговом экране-щите. Выезжающие из боковых кулис и движущиеся вдоль экрана отдельные элементы интерьеров вполне реалистичны, но, вырванные из обстановки, они тоже кажутся двумерными и символистскими и еще больше подчеркивают эффект плоской картины.

Именно такое пластическое решение, а не клиповая манера изложения сюжета, обеспечивает отмеченную всеми кинематографичность балета. При этом Ратманский совершенно не использует монтаж в его кинематографическом значении. Дайджестное изложение сюжета задает балету динамику, но навевает скорее живописные аллюзии, нежели кинематографические: действие превращается в серию живых картин, лишенных перспективы и вызывающих в памяти работы абстракционистов.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • zurab· 2011-03-25 19:41:14
    кто хочет оценить лопаткину в этой роли, может ещё посмотреть фотовыставку http://www.mdf.ru/exhibitions/anons/gulaevamrn_fs11/
  • IMac-II· 2011-03-25 20:40:17
    "История этого театра [Мариинского], как ни крути, — это не история премьер, а история прим (да простят меня отличные танцовщики труппы)". -- Это что-то новое в истории русского балетного театра. А куда деть "Дочь фараона", "Баядерку", "Спящую красавицу", "Щелкунчика", "Лебединое озеро", "Раймонду", "Шопениану", "Симфонию мироздания", "Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетту", "Утраченные иллюзии", "Легенду о любви" und so weiter -- беру из тупого школьного учебника. "Лебединое озеро" (в Москве провалилось, поставлено все-таки в Мариинском театре) -- знает каждая кухарка, но кто вспомнит, кто была первая Одетта? Редакторы, куда вы смотрите? Вас не достала прыщавая балетомания?
  • IMac-II· 2011-03-25 20:47:31
    А вот еще: "действие превращается в серию живых картин, лишенных перспективы и вызывающих в памяти работы абстракционистов..." Не импрессионистов, не экспрессионистов, не дадаистов, не конструктивистов, не фовистов -- а именно почему-то "абстракционистов". Это как понять, что абстракционизм -- это когда перспективы нет? Алле, гараж, редакция! У вас же есть отдел "искусство" -- там, вроде, такого не пишут.
  • IMac-II· 2011-03-25 20:56:25
    А вот и прозрачный, как слеза ребенка, смысловой финал-апофеоз текста: "Она танцует отчужденность чистого чувства, которое может иметь внешнюю причину, но которое замкнуто в том, кто его испытывает..."
    Можно увидеть фотку автора? Порно не обязательно.
  • prostipoma· 2011-03-26 02:44:17
    Да, прелестный текст, даже Ренанский меркнет, со своей "щекоткой спинного моста"(с), а барышням - выпускницам теоретических факультетов остается только мечтать о таких пряных сочинениях.
    "Екатерина Кондаурова выстраивает свой «путь на голгофу» как попытку надежды. Она кутается в шарф, уже сломленная, с поднятыми к ушам плечами. Она пытается защититься от кислотных взглядов, закрыться руками, она пытается вспомнить былые ощущения «той жизни». И ее последующее истеричное па-де-де в туалетной комнате кажется таким логичным и таким человечным…"
    а куда еще можно поднять плечи, как не к ушам? к носу, к затылку? Интересно, что поднятые к ушам плечи это попытка надежды ( о как!) и путь на голгофу - видимо, в туалетную комнату.
    Полное ощущение, что па де де она танцует сама с особой, и какое счастье, что не па де катр.
    А эти прекрасные "ибо"! А это "индикатор развития внутреннего напряжения" - физика юным?
    Очень хороша кода "Такая Анна не может быть раздавлена или поругана" - отсылает к бессмертному "и поезд долго влачил ее жалкое существование". Поезд Анну Флерова не просто хотел раздавить, а еще и надругаться. Но не вышло, ибо Лопаткина - чистая эмоция.
    Разошлите авторам книжку Розенталя по стилистике, не повредит.
    А вообще, верните Гордееву, она хоть историю балета учила.
  • pv· 2011-03-29 20:19:13
    да уж, клип влип, а рак за руку грека цап... последний абзац достоин отдельной брошюююры, с обязательным инкорпорированием как можно большего числа крохотных дагеротипов с работ ВасильвасИлиьча, для пущей научности и - торжества маразма ради
  • il-canone· 2011-03-29 23:44:11
    Хороший текст. Про лопаткину - все правильно, она такая и есть.
Все новости ›