Лопаткина не танцует Толстого, она танцует Ратманского.

Оцените материал

Просмотров: 36279

Три Анны, три Анны, три Анны

Антон Флеров · 25/03/2011
Из трех прим Мариинки – Дианы Вишнёвой, Ульяны Лопаткиной и Екатерины Кондауровой – в выдвинутой на «Золотую маску» «Анне Карениной» Ратманского неформальную победу одержала Лопаткина

Имена:  Алексей Ратманский · Диана Вишнёва · Екатерина Кондаурова · Родион Щедрин · Ульяна Лопаткина

©  Наталья Разина / Предоставлено фестивалем «Золотая маска»

Ульяна Лопаткина в спектакле «Анна Каренина»

Ульяна Лопаткина в спектакле «Анна Каренина»

Мариинский традиционно привозит на «Золотую маску» свои премьеры прошлого сезона, «под шумок» показывая в Москве не только спектакли-номинанты, но и прочие новинки. Вот и на сей раз до нас доехал восстановленный в прошлом году помпезный «Спартак» Леонида Якобсона, собравший свою долю ядовито-завистливых откликов. Но главным блюдом Мариинки стала все же номинированная на «Маску» «Анна Каренина» Алексея Ратманского на музыку Родиона Щедрина. Спектакль играли в три вечера с тремя разными исполнительницами, одна из которых — Екатерина Кондаурова — выдвинута на главную премию страны в номинации «Лучшая актриса балета».

«Каренина» Ратманского — нехарактерный для хореографа спектакль-бенефис, спектакль балетных див — построена как молниеносное развертывание серии дуэтов и трио и рассказывает хрестоматийную историю как историю состояний-переживаний Анны.

©  Валентин Барановский / Предоставлено фестивалем «Золотая маска»

Екатерина Кондаурова в спектакле «Анна Каренина»

Екатерина Кондаурова в спектакле «Анна Каренина»

Массовых сцен в нем мало, и они играют незавидную роль склеек между танцами главных героев. Сцена скачек отгорожена от зрителей рядом стульев и рассказана «глазами» Анны, помещенной на авансцену и вместе с другими зрителями напряженно наблюдающей за Вронским. Любовь Китти проносится в балете кометой — это краткий миг вальса, который танцует Анна с предавшим Китти Вронским.

При этом массовые сцены, как правило, отнесены вглубь и служат фоном для развития основной сюжетной линии, а танцы главных героев, наоборот, вынесены на авансцену и чаще всего развернуты фронтально. Ратманский словно бы нарочно игнорирует глубину сцены. Она выполняет служебные по большей части функции: персонажи отходят туда, чтобы, к примеру, сменить костюм. Объемные декорации в спектакле тоже почти отсутствуют, их заменяют видеопроекции на круговом экране-щите. Выезжающие из боковых кулис и движущиеся вдоль экрана отдельные элементы интерьеров вполне реалистичны, но, вырванные из обстановки, они тоже кажутся двумерными и символистскими и еще больше подчеркивают эффект плоской картины.

Именно такое пластическое решение, а не клиповая манера изложения сюжета, обеспечивает отмеченную всеми кинематографичность балета. При этом Ратманский совершенно не использует монтаж в его кинематографическом значении. Дайджестное изложение сюжета задает балету динамику, но навевает скорее живописные аллюзии, нежели кинематографические: действие превращается в серию живых картин, лишенных перспективы и вызывающих в памяти работы абстракционистов.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • zurab· 2011-03-25 19:41:14
    кто хочет оценить лопаткину в этой роли, может ещё посмотреть фотовыставку http://www.mdf.ru/exhibitions/anons/gulaevamrn_fs11/
  • IMac-II· 2011-03-25 20:40:17
    "История этого театра [Мариинского], как ни крути, — это не история премьер, а история прим (да простят меня отличные танцовщики труппы)". -- Это что-то новое в истории русского балетного театра. А куда деть "Дочь фараона", "Баядерку", "Спящую красавицу", "Щелкунчика", "Лебединое озеро", "Раймонду", "Шопениану", "Симфонию мироздания", "Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетту", "Утраченные иллюзии", "Легенду о любви" und so weiter -- беру из тупого школьного учебника. "Лебединое озеро" (в Москве провалилось, поставлено все-таки в Мариинском театре) -- знает каждая кухарка, но кто вспомнит, кто была первая Одетта? Редакторы, куда вы смотрите? Вас не достала прыщавая балетомания?
  • IMac-II· 2011-03-25 20:47:31
    А вот еще: "действие превращается в серию живых картин, лишенных перспективы и вызывающих в памяти работы абстракционистов..." Не импрессионистов, не экспрессионистов, не дадаистов, не конструктивистов, не фовистов -- а именно почему-то "абстракционистов". Это как понять, что абстракционизм -- это когда перспективы нет? Алле, гараж, редакция! У вас же есть отдел "искусство" -- там, вроде, такого не пишут.
Читать все комментарии ›
Все новости ›