Близость к сценической практике позволила Барбе надменно отгородиться от театроведения, оперирующего слишком абстрактными знаниями

Оцените материал

Просмотров: 35233

«Словарь театральной антропологии» Эудженио Барбы

Валерий Золотухин · 15/02/2011
В России издали монументальный труд театрального режиссера, дотошности и кругозору которого может позавидовать все российское театроведение

Имена:  Никола Саварезе · Эудженио Барба

Фрагмент обложки книги  «Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя»

Фрагмент обложки книги «Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя»

«Артист. Режиссер. Театр», лучшее российское издательство, специализирующееся на театральной тематике, выпустило «Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя» Эудженио Барбы. Книга продолжает сразу несколько важных для «АРТа» сюжетов. Один из них — многолетний интерес издательства к Ежи Гротовскому: за последние десять лет оно выпустило два его сборника. Барба стоит едва ли не первым в ряду знатоков и продолжателей экспериментов польского режиссера, в театре которого в городе Ополе тогда еще совсем молодой итальянец проработал с 1961 по 1963 год. Другой сюжет связан с выходившими здесь первоклассными книгами о балете. Если совсем коротко, «Словарь» — это книга о пластической культуре театра. Но кое в чем она за рамками обычных изданий «АРТа». Книга словно бы срежиссирована от первой до последней страницы, а само ее оформление похоже на мизансцены какого-то немыслимого спектакля.

Достаточно взглянуть на содержание, чтобы убедиться: это никакой не словарь, а разбитый на многочисленные разделы сборник статей, написанный Эудженио Барбой и несколькими близкими ему историками театра (в частности, соавтором Барбы по книге итальянским театроведом Николой Саварезе). Зачем было давать ему такое название? Из-за отнюдь не скромных претензий автора, открывателя «театральной антропологии» — специальной области исследования актерского искусства со своей собственной терминологией и законами. Эти законы Барба вывел эмпирическим путем, во время тренингов, изучения актерских показов, иногда в специальных экспедициях. Близость к сценической практике позволила ему надменно отгородиться от театроведения, оперирующего, уверен он, слишком абстрактными знаниями. Слово «тайное» недаром попало в заглавие его книги. Барба влюблен в таинственность театральной лаборатории, его явно привлекает образ многоопытного наставника, в которого с годами превратился и он сам.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • sandrin2012· 2011-03-05 15:44:23
    прекрасная статья, спасибо! а еще в газете Александринского театра про книжку хорошо написано. уж простите за рекламу. там Фокин рассказывает, почему ему книга дорога и что она может дать нашему театру.
Все новости ›