Близость к сценической практике позволила Барбе надменно отгородиться от театроведения, оперирующего слишком абстрактными знаниями
В России издали монументальный труд театрального режиссера, дотошности и кругозору которого может позавидовать все российское театроведение
Фрагмент обложки книги «Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя»
Читать!
Достаточно взглянуть на содержание, чтобы убедиться: это никакой не словарь, а разбитый на многочисленные разделы сборник статей, написанный Эудженио Барбой и несколькими близкими ему историками театра (в частности, соавтором Барбы по книге итальянским театроведом Николой Саварезе). Зачем было давать ему такое название? Из-за отнюдь не скромных претензий автора, открывателя «театральной антропологии» — специальной области исследования актерского искусства со своей собственной терминологией и законами. Эти законы Барба вывел эмпирическим путем, во время тренингов, изучения актерских показов, иногда в специальных экспедициях. Близость к сценической практике позволила ему надменно отгородиться от театроведения, оперирующего, уверен он, слишком абстрактными знаниями. Слово «тайное» недаром попало в заглавие его книги. Барба влюблен в таинственность театральной лаборатории, его явно привлекает образ многоопытного наставника, в которого с годами превратился и он сам.
Почти сразу же после ухода от Гротовского Барба написал одну из первых книг об экспериментах режиссера и основал театр Odin, по сей день существующий в датском Хольстебро. У театра есть формат гастролей, названный «бартером», — когда за показанный где-нибудь в Южной Америке спектакль зрителей просят расплатиться традиционными песнями, блюдами местной кухни, автобиографическими историями и т.п. Примерно тогда же, в начале 1960-х, началось его увлечение индийским и японским традиционным театром, со временем распространившееся на поиски режиссеров первой половины века (среди которых Мейерхольду и Станиславскому отведены самые почетные места) и французскую школу пантомимы. В конце 1970-х им была создана Международная школа театральной антропологии (ISTA). В этой путешествующей по миру лаборатории в качестве приглашенных учителей (или «пособий», если брать в расчет методы Барбы, слегка напоминающие «анатомический театр») выступают представители разных почтенных театральных традиций: знаменитая исполнительница индийского танца одисси Санджукта Паниграхи, брехтовская актриса Соня Келер и многие другие. Сегодня ясно, что годы расцвета ISTA позади. Последняя сессия прошла в 2005 году, а переведенный на многие языки и многократно переизданный «Словарь», бывший вначале скорее учебным пособием, сейчас стал чем-то вроде итоговой книги.
Обложка первого английского издания «Словаря» была украшена эффектным коллажем: в ряд были выстроены балерина в пачке, индийские танцоры с головами-масками, японский актер. Русское издание украшает рисунок Сергея Эйзенштейна — совершенно точное указание на ту традицию мысли, к которой относит себя Барба. Как и Эйзенштейн, он захвачен идеей об общих законах, лежащих в основе разных театральных систем. Взять, скажем, правила японского театра но и кабуки. Они требуют от актера сохранения бедер в неподвижном положении — отсюда полусогнутые ноги и особая походка со «скользящим шагом». А вот шаг актера XIX века, англичанина Ирвинга, блистательно описанный Гордоном Крэгом: «Как только он выступал на подмостки ... что-то неуловимое прибавлялось к его походке — осознанность, может быть... Ирвинг буквально вырисовывал (подобно Михаилу Фокину) танец, в котором можно обнаружить совершенство шекспировского текста». И еще один шаг, на сей раз с гравюры, изображающей персонажа комедии дель арте Панталоне: необыкновенно широкий и решительный, призванный удержать в каком-то причудливом, неустойчивом и напряженном равновесии сжатое в пружину мускулистое тело «старика». Этот режим деформированного, стилизованного тела, переключающий актера с обыденного на «пре-экспрессивный», по терминологии Барбы, уровень, — то общее, что объединяет разные театральные культуры. Говорят, что актер «приковывает к себе внимание», «присутствует», «излучает энергию»... За всем этим, согласно Барбе, стоит особая сценическая физиология, и ее законы представляют для театральной антропологии основной интерес.
В своей неутолимой (ведь речь идет о десятилетиях наблюдений) страсти к сопоставлениям западного и восточного театра Барба, конечно же, прямой наследник театральной культуры первой четверти ХХ века. Сопрягать новейшее и древнее, высказывая самые радикальные идеи, внимательно вслушиваться, не аукнется ли их «эхо» где-нибудь в Древней Ассирии, — эти идеи, конечно же, оттуда родом. И оттуда же разделяемый Барбой интерес к внелитературным формам представления — пантомиме, комедии дель арте и прочим, — рядом с которыми литературный театр представляется лишь ограниченной временными рамками моделью.
Барба и его коллеги развивают эти идеи, обращаясь к опыту индийского театра; дополняют их многочисленными наблюдениями за японскими и китайскими актерами; соотносят с открытиями антропологов ХХ века (к примеру, этнографа Марселя Мосса — автора понятия «телесная техника»). Есть здесь и фрагменты блистательных книг американца Ричарда Шехнера, работающего на стыке антропологии и теории театра. Есть замечательные фрагменты: о различиях между «органичным» и «естественным» в театре, о фигуре «ничто» у японцев, о «струящихся» рукавах актеров Пекинской оперы и Пьеро во Франции XIX века.
И есть одно по-настоящему счастливое открытие — распространить принцип сопоставлений на оформление книги. Вот, к примеру, изогнувшийся в форме S актер Игорь Ильинский-Счастливцев из мейерхольдовского «Леса». Справа черно-белая фотография манекенщицы, стоящей в похожей позе и демонстрирующей костюм Диора. Над Ильинским — индийская танцовщица в позе «трибханга». Контрастом к этой весьма живописной компании — балерина Наталья Макарова в классической балетной позе. Подобных композиций Барба придумал десятки, они иллюстрируют его ключевые идеи — вроде значимости линии синусоиды для тела актера. Будучи сам художником книги, он добивается, чтобы сопоставления иллюстраций, подобно «монтажным фразам», давали новые смыслы. Но самое главное — он осторожно подталкивает читателя к тому, чтобы тот чем дальше, тем внимательнее всматривался в позу, поворот головы, жесты и положения рук актеров. А также персонажей комиксов, божеств, парижских воров (они разработали превосходный язык жестов!), туземцев филиппинских племен, английских атлетов и всех остальных.
Читать!
Барба Э., Саварезе Н. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя. М.: Артист. Режиссер. Театр., 2010
Перевод с итальянского И. Васюченко, М.В. Даксбури-Александровской, Г. Зингера, Е. Кузиной
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
прекрасная статья, спасибо! а еще в газете Александринского театра про книжку хорошо написано. уж простите за рекламу. там Фокин рассказывает, почему ему книга дорога и что она может дать нашему театру.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452046
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343531
- 3. Норильск. Май 1269232
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897839
- 5. Закоротило 822367
- 6. Не может прожить без ирисок 783679
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760566
- 8. Коблы и малолетки 741566
- 9. Затворник. Но пятипалый 472546
- 10. ЖП и крепостное право 408148
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403851
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371085