Спектакли были перечислены в афише через запятую, а фамилии поставивших их режиссеров не упоминались вовсе.
В кулуарах «Золотой маски» стала муссироваться идея командных зачетов. Теперь она обрела законченную организационную форму
Оборачиваясь на ушедший 2020 год, невольно вспоминаешь год 2010-й. Именно тогда впервые наметилась удивительная метаморфоза нашего сценического ландшафта, которая теперь де юре зафиксирована в программе «Золотой маски», главном камертоне российской театральной жизни.Читать!
Впервые эта идея была опробована как раз в 2010 году, когда в афишу «Золотой маски» рядом со спектаклями Петра Фоменко, Валерия Фокина, Адольфа Шапиро, Льва Эренбурга включили проект РАМТа «Молодые режиссеры — детям», выдвинув в рамках проекта сразу четыре спектакля четырех выпускников курса Сергея Женовача. Спектакли были перечислены в афише через запятую, а фамилии поставивших их режиссеров не упоминались вовсе. Несмотря на все усилия, эксперты в тот год так и не смогли вычленить из четверки симпатичных молодых ребят какую-то одну яркую индивидуальность и обнаружить среди четырех милых работ ту единственную, что смогла бы соревноваться с работами представителей старшего поколения на равных. Так и выдвинули — всех скопом!
В 2010 году еще казалось, что случай с рамтовским проектом — любопытное исключение из правила. Вот-вот нагрянут дерзновенные, пролагающие новые пути в искусстве молодые режиссеры, которые заставят о себе говорить. Но шли годы, а театр продолжал прирастать милым, симпатичным, овладевшим некоторыми секретами мастерства молодняком, эдакими «отличниками» и «отличницами» факультета режиссуры, фамилии которых никто уже даже и не пытался запомнить. Надеялись, что из лона курсов Кирилла Серебренникова выйдет какой-нибудь enfant terrible и заткнет за пояс «отличников». Тоже не случилось. Режиссеров становилось все больше, ярких индивидуальностей не стало вовсе. Их если и запоминали, то исключительно по имени мастера. В связи с этим последние пять лет в кулуарах «Золотой маски» стала муссироваться идея командных зачетов. Теперь она обрела законченную организационную форму. В этом году за «Золотую маску» борются:
Ученики Сергея Женовача (пять фамилий)
Ученики Олега Кудряшова (четыре фамилии)
Ученики Кирилла Серебренникова (четыре фамилии)
Ученики Евгения Каменьковича (три фамилии)
ну и, наконец,
Молодые режиссеры «Театра.doc» (двадцать фамилий)
В последнюю подгруппу входит внушительная армия постановщиков, воплощающих новые пьесы в камерном пространстве. Не обязательно непосредственно в самом «Театре.doc» — понятие в данном случае трактуется расширительно. Кстати, сам «Театр.doc» в этом году наконец-то выехал из своего закутка на 30 мест в Трехпрудном переулке и въехал в новый, несколько более просторный подвал, в котором — спасибо московскому Комитету по культуре — помещается сразу 55 зрителей.
Предсказать исход командных забегов мы не беремся. Что же до режиссеров, соревнующихся индивидуально, то тут большие шансы на победу у Сергея Женовача со спектаклем «Учение Христа, изложенное для детей» по одноименному произведению Л.Н. Толстого, у Кирилла Серебренникова со спектаклем по новому роману Натана Дубовицкого «Околодвухнолей» и у Дмитрия Крымова со спектаклем «Композиция № 16».
Самые же большие шансы на победу у Дмитрия Чернякова, который выступит в жанре, им самим изобретенном, — «рассказ о непоставленном спектакле». На сей раз всемирно известный режиссер вдохновенно рассказал московским зрителям о том, как в рамках юбилейного года Ф.М. Достоевского он не поставил его роман «Подросток».
Ну и, наконец, главное достижение «Золотой маски» и всей театральной культуры — решение вручать премию не только артистам, режиссерам, сценографам, но и зрителям. В связи с небывалым расслоением театральной аудитории номинацию пришлось разделить на две части — «Лучший фестивальный зритель» и «Лучший зритель московских премьер». Так же как в номинации «За честь и достоинство» лауреаты премии в этих номинациях известны заранее.
Лучшим фестивальным зрителем — 2020 признан студент Высшей школы экономики Аскольд Собакин, умудрившийся посмотреть в 2020 году 203 спектакля 47 московских международных театральных форумов. Он представил администрации «Маски» корешки от купленных на спектакли билетов.
Победитель в номинации «Лучший зритель московских премьер» определился путем анкетирования. В этом году победа досталась московской пенсионерке Алевтине Юпуртышкиной. Ей единственной удалось ответить сразу на три из пяти вопросов масочной анкеты:
1. Действительно ли герой бессмертной комедии Гоголя Хлестаков оказался ревизором?
2. Кто кого отравил в маленькой трагедии Пушкина — Моцарт Сальери или Сальери Моцарта?
3. Кто явился Гамлету, принцу датскому, — тень отца или тень матери?
4. О какой Кате идет речь в цитате: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»?
5. Сколько сестер было в пьесе Чехова «Три сестры»?
Читать!
ИТОГИ 2020 ГОДА
Кино-2020: надежды на возрождениеИскусство-2020: вперед к новым вершинам!
Музыка-2020: триумф национальной поп-музыки
Академическая музыка – 2020: причуды геополитики
Литература-2020: завершение хода
Театр-2020: время командных зачетов
Медиа-2020: «Коммерсантъ» для президента
Общество-2020: Все по-новому
КомментарииВсего:4
Комментарии
-
ужасно
-
зе бест
-
марина лучшая
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452311
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343670
- 3. Норильск. Май 1270156
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897985
- 5. Закоротило 822642
- 6. Не может прожить без ирисок 785235
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762389
- 8. Коблы и малолетки 742162
- 9. Затворник. Но пятипалый 473866
- 10. ЖП и крепостное право 408354
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404728
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371790