В этом проекте достигается новая степень взаимопроникновения театра и реальности: герой спектакля одновременно является объектом искусства и его субъектом.
OPENSPACE.RU знакомит читателей с видеоотрывком из спектакля об Олеге Кулике и объясняет, в чем состоит суть проекта «Человек.док»
«Человек.док» – это проект, в рамках которого была сделана серия «глубинных» интервью с представителями современной культуры – поэтами, музыкантами, художниками. На основе их биографий, высказываний, текстов драматурги (Евгений Казачков, Владимир Забалуев, Юрий Муравицкий, Герман Греков и др.) написали пьесы. Герои, согласно главному принципу проекта, сами должны были присутствовать на сцене и играть
Читать!
Кажется символичным, что проект «Человек.док», придуманный Эдуардом Бояковым, возник именно сейчас, когда эпоха нулевых незаметно сошла на нет. Завершилась. Вольно или невольно это придает всей затее статус высказывания-комментария по поводу прошедших лет и одновременно создает какой-то новый статус-кво. Вспомним, чем были наполнены эти годы… То было время множества больших и громких событий, время возникновения разного рода социальных феноменов. Исламский фундаментализм. Мультикультурные процессы. Война против терроризма (особенно после событий 11 сентября). Глобализация. Как реакция на нее – выступления антиглобалистов. Социальные сети. YouTube. Разнообразные реалити-шоу. Глобальное потепление. Мировой финансовый кризис. И многое-многое другое…
Искусство эпохи нулевых пытается осознать те изменения, что происходят в общественной сфере. Точнее даже: оно стремится исследовать процессы, происходящие не столько в сфере некоторой «эстетической истины», сколько «истины общественной». Художники берут на себя роль своеобразных социальных критиков, осуществляя резкие, подчас радикальные жесты в общественном пространстве. При этом инструментом и формой их социальной рефлексии становится взаимодействие с новыми цифровыми технологиями, позволяющими искусству максимально приблизиться к репрезентации жизни «в формах самой жизни». Искусство нулевых превращается в своего рода искусство документации. Неслучайно в России в начале 2000-х такое мощное развитие получает документальный театр. Его основным художественным методом становится так называемая техника «вербатим», предполагающая полевое исследование реальности, условий жизни и среды, в которой вынуждены находиться герои. В нулевые казалось важным не столько проанализировать, как и почему люди ведут себя определенным образом, сколько предъявить то общее пространство, в котором они вынуждены существовать.
Сейчас, после конца нулевых, фокус сместился. Происходит некая, возможно, пока не всеми замеченная, переоценка ценностей; искусство медленно, но, как кажется, неумолимо приходит к пониманию того, что современная жизнь человека вряд ли исчерпывается социальными (равно как религиозными, культурными и пр.) обстоятельствами и кодами. Социальный фон в фильмах и спектаклях, конечно, присутствует, но он перестает играть главенствующую роль. Понимание современности не сводится к определению человека через социальное, когда его поведение и действия обусловлены исключительно тем местом, которое он занимает в обществе. В качестве примера подобных сдвигов в русском кино можно было бы вспомнить фильмы «Волчок», «Сказка про темноту», «Бубен, барабан» и др.
Именно этот сдвиг и определяет суть проекта «Человек.док». В каком-то смысле он есть констатация новой ситуации. Переход от общественного к частному, можно даже сказать – к локальному, личностному; глубинный сдвиг в экзистенциальный контекст. Уход от больших сюжетов и глобальных обобщений.
Примечательно, что героями проекта стали культурные герои (так говорится о них в афише). Эти люди одновременно принадлежат миру реальному, то есть детерминированному экономической, политической, социальной структурами, и миру идеальному. Художник (в широком смысле) – это тот, кто находится на границе двух миров, он способен соприкоснуться с чем-то высшим, трансцендентным. (Кстати, одно из «классических» определений героя именно таково: это человек, стоящий на границе привычной картины мира и разрушающий ее.) При этом индекс «док», маркирующий инструментарий и методику фиксирования реального мира, в данном случае наполнен парадоксальным смыслом: это возможность увидеть, как в самом обычном и заурядном просвечивает какая-то инореальность, сверхреальность, которую художники пытаются ухватить и передать в образах и словах, красках и звуках.
Все, что мы можем сказать о героях, – это их анкетные данные (то есть биологическое и социальное), потому как все остальное (экзистенциальное) явлено в их искусстве. Художник не столько отражает реальность, являясь «человеком-док», принадлежащим этому миру, сколько преображает ее, являясь «сверхчеловеком-док», как бы перешагивая границы документально достоверного и подтверждаемого. Художник самосозидается в акте творчества и только там он становится подлинным собой.
В этом проекте достигается новая степень взаимопроникновения театра и реальности: герой спектакля (и его жизнь) одновременно является объектом искусства и его субъектом. Жизнь художника, выведенная на сцену, становится фактом искусства, а сам он – его невыдуманным героем и творцом.
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
человек.doc? а почему не человек.dog?
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452190
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343640
- 3. Норильск. Май 1269864
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897943
- 5. Закоротило 822539
- 6. Не может прожить без ирисок 784409
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761641
- 8. Коблы и малолетки 741946
- 9. Затворник. Но пятипалый 473154
- 10. ЖП и крепостное право 408258
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404364
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371545