Тандем украинского режиссера и литовского артиста оказался на удивление органичным, а стиль Жолдака обнаружил очевидное родство со стилем Някрошюса
Посреди ХХ юбилейного фестиваля «Балтийский дом», который в этот раз показывал старое доброе «Избранное» вроде «Отелло» Эймунтаса Някрошюса, состоялась возмутительно смелая премьера. Андрей Жолдак представил сценическую версию повести Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки».Читать!
Своего Веничку Жолдак помещает в пространство конкретно-абстрактное. Далеко в глубине гигантской сцены «Балтдома» на каких-то косо сколоченных подмостках, напоминающих куриные лапы, стоит деревянная сторожка с маленьким светящимся оконцем. Вокруг нее плещутся черные полиэтиленовые волны. В небе висит луна, то и дело превращающаяся во всевидящее око (видеопроектор транслирует изображение моргающего глаза), наблюдающее за Веничкой. Вернее, двумя Веничками, связанными друг с другом канатной веревкой. Один из них (актер Леонид Алимов) Веничка помоложе; другой, в исполнении Владаса Багдонаса, Веничка постарше. Первый, черноволосый и усатый, как болгарин, горяч и шумен, логичен и слегка труслив. Второй, что у него на привязи, по-прибалтийски сдержан и мечтательно лиричен. Такой испражняться или блевать публично, как иные персонажи спектакля, точно не будет. Зато вообразить вокзальную буфетчицу (Дарья Степанова) балериной на пуантах может запросто: душа у этого Венички поэтическая.
Поэму о человеке, главным в жизни которого в какой-то момент стало желание добраться до треклятых Петушков, где его ждала — и не дождалась — женщина, Андрей Жолдак разыгрывает в трех актах. Кажется, многовато. Но стоит включиться в систему знаков и символов этого режиссера, перейти на его театральный язык, вдохнуть полной грудью воздух, которым он наполняет спектакль, — и пяти часов как не бывало. Жолдак шаманит, колдует. Он режиссер-оборотень: пустил по сцене птиц, заставил говорить чучело лисицы, оживил голову оленя, превратил воду в молоко, а молоко в рвотные массы жэковских рабочих, нагнал дыма, полил все это дождем и страшной грозой погрохотал… Метафизика, да и только. Потусторонность и одиночество умирающего человека. Однако во всем этом «безумии» (как часто это слово употребляют по отношению к безбашенному украинцу!) есть внутренняя, очень четкая и жесткая логика. И даже если что-то в его построениях возникает случайно, уверена, задним числом он придумает и этой «случайности» оправдание.
Читать текст полностью
Ссылки
- Владас Багдонас: «Я не собираюсь заново перечитывать Толстого и Достоевского, чтобы почувствовать русскую душу», 06.04.2010
- Дмитрий Ренанский. «Жизнь с идиотом» Андрея Жолдака, 15.10.2009
- Мария Хализева. «Москва. Психо» Андрея Жолдака в «Школе современной пьесы», 25.09.2008
- Андрей Жолдак: «Это мой ответ традиционному театру, который мне не нравится», 05.09.2008
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452108
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343571
- 3. Норильск. Май 1269589
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897884
- 5. Закоротило 822440
- 6. Не может прожить без ирисок 783997
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760951
- 8. Коблы и малолетки 741724
- 9. Затворник. Но пятипалый 472868
- 10. ЖП и крепостное право 408168
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404019
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371311