Весь мир – не просто кукольный дом, но еще и кукольный театр.

Оцените материал

Просмотров: 8017

«Кукольный дом» на фестивале «Сезон Станиславского»

Марина Шимадина · 10/11/2009
В спектакле ветерана американского авангарда великого и ужасного Ли Бруера русских зрителей более всего покоробили «люди альтернативного роста»

Имена:  Генрик Ибсен · Ли Бруер · Марк Повинелли · Мод Митчелл · Пиппо Дельбоно

©  ИТАР-ТАСС

Сцена из спектакля «Кукольный дом»

Сцена из спектакля «Кукольный дом»

Пьеса Генрика Ибсена, как известно, имеет двойное название: «Нора, или Кукольный дом». В театре зачастую используют только одну его часть, и уже то, какую из двух выберет режиссер, многое говорит о трактовке пьесы. Скажем, Томас Остермайер, чей стильный, жесткий и бескомпромиссный спектакль был показан в Москве пять лет назад на фестивале NET, выбрал «Нору». Он превратил героиню Ибсена в обычную представительницу европейского среднего класса, живущую в современном комфортабельном доме, — такую же, как тысячи ее современниц, поклонницу шопинга и голливудских блокбастеров. В этой истории про общество потребления режиссера больше всего интересовал именно процесс постепенного прозрения Норы и последовавшей за ним гибели: для нее — внутренней, а для мужа — физической (и еще непонятно, какая страшнее).

Выдающийся американский режиссер Ли Бруер, чей спектакль «Госпел в Колоне» произвел в конце 90-х фурор на Чеховском фестивале (партии античного хора были превращены там в умопомрачительные спиричуэлс, исполняемые темнокожими певцами), — напротив, сосредоточился на кукольном доме. Метафору Ибсена он воспроизводит на сцене буквально, так сказать, в натуральную величину. В первой сцене Нора распаковывает кукольную мебель, купленную детям к Рождеству, но эти маленькие стульчики, столики и кроватки оказываются не игрушечным, а настоящим интерьером дома Хельмеров, поскольку глава семьи, как и прочие мужчины в этом спектакле, оказывается… карликом.

Этот эффектный прием многое объясняет без слов: как нелепо выглядит и как мало оснований под собой имеет чванливое мужское чувство превосходства, насколько выше оказываются женские понятия о чести и справедливости и как трудно великодушной и любящей женщине вписаться в прокрустово ложе правил и условностей патриархального общества.

©  ИТАР-ТАСС

Сцена из спектакля «Кукольный дом»

Сцена из спектакля «Кукольный дом»

Нора (Мод Митчелл) старательно изображает большую куклу, сюсюкает тоненьким голоском, ползает по своему игрушечному дому на коленях, качает мужа на руках, как младенца, и ни на секунду не задумывается о реальной ценности семейного гнездышка, которое она изо всех сил пытается спасти. Торвальд (Марк Повинелли) в это время курит сигары, закинув ногу на ногу, отдает распоряжения не терпящим возражений голосом и надменно, как хозяин жизни, смотрит на жену сверху вниз. Обыгрывая разницу в росте актеров, режиссер придумывает множество забавных ситуаций, раздевает донага Торвальда, заставляет Кристину и Крогстада заниматься сексом и выпускает на сцену каких-то демонических существ, которые являются Норе во сне. Все это выглядит скорее забавным аттракционом, бонусом к удачно найденному концептуальному ходу и даже начинает потихоньку утомлять.

Зато в финале режиссер выдает новую порцию режиссерского креатива. Свой последний монолог Мод Митчелл произносит неожиданно низким грудным голосом и постепенно срывает с себя маскарадный костюм, белокурый парик и остается буквально в чем мать родила. Она становится просто человеком — без примет социального статуса, возраста и даже пола. Реалистическая драма Ибсена окончательно превращается в фантасмагорию. Но игра при этом не заканчивается. Раздев героиню донага, Ли Бруер не позволяет ей остаться обнаженной в психологическом плане и придумывает новый остраняющий эффект. Он переносит действие последней сцены в театр, так что свой пламенный монолог Нора произносит, стоя в театральной ложе в окружении таких же, как они с Торвальдом, но уже кукольных пар. Свой финальный монолог они поют как заправские оперные звезды, а куклы вторят всем их движениям. Главная метафора спектакля уточнена. Весь мир — не просто кукольный дом, но еще и кукольный театр.

В антракте необычного представления немалая часть зрителей потянулась к выходу. Их явно покоробило появление на сцене «людей альтернативного роста». В нашем высокодуховном обществе к таким относятся с чувством брезгливой стыдливости и стараются не замечать. Между тем в Европе участие в спектаклях людей с физическими отклонениями стало уже совершенно обычным явлением. Например, у итальянского режиссера Пиппо Дельбоно (его спектакль «Дикая темнота» был показан этой осенью на фестивале «Территория» в Перми) играют: человек с синдромом Дауна, глухонемой и дистрофик, и он готов вцепиться в горло каждому, кто посмеет назвать этих людей неполноценными. Хороший урок для театральных деятелей России, да и вообще для всех нас в подходящем к концу 2009 году, который Ю.М. Лужков торжественно объявил «Годом равных возможностей».
Все новости ›