Просмотров: 16170
Томас Остермайер: «Я не люблю, когда Германию представляют в качестве жертвы»
Один из самых интересных европейских режиссеров ответил на вопросы журналистов, представив свой новый спектакль как политический акт
Ежегодный театральный фестиваль «Сезон Станиславского» открылся спектаклем «Замужество Марии Браун» мюнхенского театра «Каммершпиле» (Kammerspiele) в постановке немецкого режиссера Томаса Остермайера. Руководитель берлинского театра «Шаубюне» (Schaubühne), лауреат престижной театральной премии «Европа — театру» в номинации «Новая театральная реальность», приглашенный директор Авиньонского фестиваля в 2004 году и один из самых интересных европейских режиссеров, хитро улыбаясь, отвечал на вопросы журналистов, среди которых оказалась МАРИЯ СИДЕЛЬНИКОВА.
— Перекликается ли ваш спектакль «Замужество Марии Браун» с одноименным фильмом Фассбиндера 1979 года?— Этот спектакль не связан с фильмом, хотя многие считают, что они похожи. Более того, я познакомился со сценарием задолго до того, как посмотрел фильм. И я не хотел делать ни ответ Фассбиндеру, ни подражание ему. Да и сценария, если честно, придерживался не слишком строго. Меня интересовали только избранные моменты. Спектакль продолжил ряд женских образов, которые я создавал и изучал в своих предыдущих работах, — это Нора, Гедда Габлер и вот теперь Мария Браун.
В истории послевоенной Германии женщины сыграли огромную роль. В то время они фактически выступали в роли мужчин, которых просто не хватало, и им удалось возродить Германию. Судьба Марии Браун — это судьба Германии. Еще мне хотелось показать как бы второй план этой пьесы. Окружающие Марию Браун мужчины ведут с ней свою игру, и эмансипация, по сути, оказывается лишь недолговечной иллюзией. В конце я изображаю ее деловой самостоятельной женщиной. Но она даже не подозревает, что всем своим богатствам обязана двум мужчинам.
— Почему вы обратились именно к этому материалу?
— Мне совершенно не нравится сегодняшнее немецкое кино и то, как оно рассказывает об истории Германии. Я говорю о таких фильмах, как, например, «Падение» (Untergang, Der) о последних днях Гитлера, или недавно вышедший «Анонимно — Женщина в Берлине» (Anonyma — Eine Frau in Berlin) о немецких женщинах, которых насиловали русские солдаты во время Второй мировой войны, или документальные фильмы о бомбардировках Дрездена. Режиссеры стараются представить Германию в качестве жертвы, а для меня это неприемлемо и даже катастрофично. Поэтому я специально искал другую историю — противоположную тому, что показывают в современном кино. Можно сказать, что этот спектакль — политический акт.
— Трагический финал спектакля проходит под звуки трансляции футбольного матча. Что это значит?
— Это знаменитый футбольный матч 1954 года, который, на удивление многих, выиграла сборная ФРГ, обыгравшая сильнейшую команду венгров. Германия стала чемпионом мира по футболу, и эта победа была очень символичной для новой Германии. В этот вечер возродилась страна, которую долгое время отвергали, — и в этот же вечер особняк Марии Браун был взорван. Это тоже метафора.
— Вы возглавляете берлинский театр «Шаубюне», однако спектакль «Замужество Марии Браун» вы поставили в театре «Каммершпиле» в Мюнхене. С чем это связано?
— Я сам из Баварии и принадлежу к этому культурному кругу. К тому же меня давно связывают теплые дружеские отношения с директором мюнхенского театра Франком Бамбауэром, некоторое время назад мы вместе работали в Гамбургском драматическом театре. У нас с ним существует договоренность, что я каждые два года ставлю для его театра спектакль. Предыдущей мюнхенской постановкой была «Родня», тоже по пьесе баварского автора Марилуизы Фляйссер (Marieluise Fleißer). Я мог сделать «Замужество Марии Браун» и в Берлине, но сам материал пьесы и ее автор, Фассбиндер был тоже баварцем, лучше всего подходят для Мюнхена.
— Вы, режиссер новой волны, унаследовали театр «Шаубюне» от классика Питера Штайна. Как вы себя ощущали?
— Я к Питеру Штайну не имею никакого отношения. Я пришел в театр в 2000 году, спустя 15 лет после него, за это время у театра сменилось четыре руководителя. Как можно говорить о прямом наследовании?
— Вы как-то говорили, что точно останетесь в «Шаубюне» до 2009 года, а потом, возможно, уйдете.
— Я такое говорил? Когда?
— В одном из интервью в ваш прошлый приезд в Москву, четыре года назад.
— Тогда была совсем другая ситуация. Поступало много предложений от разных театров, например в Гамбурге. Но я их все отклонил, и у меня подписан контракт с «Шаубюне» до 2012 года. Редкие работы на стороне — не в счет.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451778
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343388
- 3. Норильск. Май 1268682
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897698
- 5. Закоротило 822154
- 6. Не может прожить без ирисок 782473
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759172
- 8. Коблы и малолетки 740948
- 9. Затворник. Но пятипалый 471398
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403174
- 11. ЖП и крепостное право 399831
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370551