Смерть Майкла Джексона вызвала у многих острую необходимость осмыслить его судьбу. По просьбе OPENSPACE.RU и по собственному почину этим занялись поэты МАРИЯ СТЕПАНОВА и АЛЕКСЕЙ ЦВЕТКОВ, композитор ЛЕОНИД ДЕСЯТНИКОВ и журналист МАКСИМ СЕМЕЛЯК
Алексей Цветков. Нищета общего аршина
Максим Семеляк. Инициалы на линейке
Леонид Десятников. Командир звездочки
Мария Степанова. The Little Black Boy
НИЩЕТА ОБЩЕГО АРШИНА
Поэт АЛЕКСЕЙ ЦВЕТКОВ считает, что в Майкле Джексоне мир потерял ангела давно снятой с производства модели
Все в нем было настолько гиперболично и гротескно, что назвать его человеком можно только условно. Если термин «ангел» лишить всех положительных и сакральных коннотаций, он вполне подошел бы к нему. Майкл Джексон был ангелом той давно снятой с производства модели, в которой еще не было разделения на добро и зло, которая существовала до отпадения Люциферова воинства от небесного престола. С нами его роднили только общие контуры анатомии, которые он, впрочем, менял по своей прихоти, поскольку не видел в них никакой обязательности. Хотя теперь этого уже не проверить, я готов дать руку на отсечение, что он никогда не имел ни малейшего представления о нашем мире, который недавно покинул.
Даже расовой принадлежности у него не было — в детстве (если условиться, что это было именно его детство), когда он еще сохранял контуры афроамериканского мальчика, солиста группы Jackson 5, его основной аудиторией были белые, и для них же он пел и после, когда изваял себе новое тело подростка, не умеющее стареть, а только хаотично транспонироваться и деформироваться. Это не было тело белого — просто рапсодия на мотивы белой расы.
Когда я на несколько лет потерял его из виду к концу семидесятых, новое явление произвело впечатление пришествия — не сакрального, марсианского. Впрочем, у того же Уэллса есть какой-то побочный роман об ангеле, угодившем на землю, впоследствии переработанный Леонидом Леоновым в апокалипсический двухтомник. Этот Джексон второго издания пел не так, как мы привыкли, двигался не так, как мы до этого умели, и выглядел как никто из нас. Если бы он не существовал на самом деле, ни у кого из нас не хватило бы фантазии его придумать.
Жизнь за пределами сценической у него так никогда и не вписалась в человеческие измерения, и все благоглупости о том, как увечит людей шоу-бизнес, к нему неприменимы. Жертвы шоу-бизнеса все же сохраняют обычно какую-то узнаваемость изначальной матрицы — и в Бритни Спирс, и в Алле Борисовне Пугачевой просматриваются следы общего с нами происхождения, а Мадонна, с ее неимущим детством в Мичигане и богемной юностью в Нью-Йорке, явно одной с нами крови и многократно пыталась возобновить человеческое существование за кулисами карьеры. Майкл Джексон дружил с шимпанзе, с маленькими мальчиками и с Элизабет Тэйлор, то есть явно не с мейнстримными формами интеллекта. Шоу-бизнес не был для него миссией или работой — это была его настоящая жизнь, которую мы, с нашими повседневными шаблонами, принимали за цирк. Это был его метод миропознания, пусть и совершенно непригодный для наших условий. Когда ему предъявляли обвинения в аморальности и совращении малолетних — наверняка, впрочем, лживые и мотивированные корыстью, — он, мне кажется, понимал их не лучше, чем понимал бы камень или воробей. Ни шимпанзе, ни Элизабет Тэйлор не могли посодействовать этому пониманию и подсказать что-либо дельное.
Поп-культура давно не вызывает у меня никакого интереса, кроме чисто этнографического, и поэтому мне особенно любопытна моя собственная реакция на эту, я бы сказал, космическую флюктуацию. Мне кажется, что Майкл Джексон был не столько звезда эстрады, сколько отражение в сценических зеркалах образа современного художника, давно сменившего поиски красоты на экспедицию за отчуждением и странностью, — с той разницей, что для него они были естественной формой поведения, в отличие от какого-нибудь Фрэнсиса Бэкона, пролившего ведра пота, чтобы казаться не таким, как остальные.
Его второе пришествие с треском провалилось, но разве мы вправе судить о триумфах и провалах существа, с которым изначально не имели ничего общего? Знаменательно, что он покинул нас в самый канун провозвещенного третьего, и как знать, уцелела ли бы наша психика перед новым натиском из-за грани реальности?
Все эти слабые догадки там, где уместнее был бы некролог, могут прозвучать кощунственно, и мне этого не хотелось бы. Если условиться, что он был одним из нас, мне искренне его жаль, но я не могу поручиться, что наша расхожая жалость здесь уместна. Может быть, она для него даже унизительна или просто непостижима, как и наши прошлые судебные претензии. И поэтому я лучше ограничусь восхищенным недоумением. Майкл Джексон не был одним из нас — он был скорее чем-то, что с нами случилось.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451738
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343371
- 3. Норильск. Май 1268618
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897678
- 5. Закоротило 822128
- 6. Не может прожить без ирисок 782264
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758833
- 8. Коблы и малолетки 740893
- 9. Затворник. Но пятипалый 471308
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403102
- 11. ЖП и крепостное право 376772
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370486
Был у Рея Бредбери очень печальный рассказ "Марсианин", про мальчика, который принимал то лицо, которое люди хотели видеть.
www.kabmir.com
Мартин Лютер Кинг, Мохаммед Али, Анджела Дэвис, Майк Тайсон, Малколм Икс. Весь мир знает этих личностей и то, что творилось вокруг них. Сейчас очередь дошла, и до Майкла Джексона.
В СМИ появилась информация, о том, что тело певца будет предано земле без головного мозга, который пока остается на экспертизе.
Как же так? При жизни Майкла обвиняли в применении наркотиков, педофилии и т.д. Может ли наркоман ввести концерты 3-4 часа? Но после его смерти, о нём вспоминают только хорошо. И даже всегда молчавшие СМИ решились показать его жизнь и творчество.
Татарстан. Рафис Кашапов.
Но в целом тема интересно подана. Спасибо OpenSpace.
феноменальная личность МД - и если не жизнью, то смертью может даст какой-нибудь урок этому непроходимому в своей туопсти, жадности и пошлости человечеству. хотя вряд ли. я, как один из представителей этого тупого человечества, безразличная к судьбе и творчеству МД последние годы - оказалась сметена волной эмоций которые во мне эта - не смерть, на самом деле, а жизнь, приведшая к смерти - вызвала.
никогда я не читала биографов и зарубежные статьи со словарев с такой жадностью,
не писала каменты на сайтах вроде этого. не было у меня никакой позиции, и только сейчас я понимаю - что отсутствие позиции - это ущербная позиция.
что-то произошло в космосе, какая-то и правда флуктуация - всколыхнула даже отморозков вроде меня. сумасшедшей грандиозности личность была -
и именно в своей противоречивости и немодности. был бы МД в жизни таким же как на сцене - дерзким, вызывающим, самоувренным, сексуальным - был бы обычный успешный порочный ублюдок с синдромом мега-звезды, пафосом и ложными ценностями. а в этой его шизофрении и надломленности, психических проблемах и кризисе идентичности, недолюбленности самим собой, его юродивости - это ж надо было так лезть на рожон, наивно отвечая на провокационные вопросы Башира - в этом всем доказательства его ИНАКОВОСТИ. в самом лучшем но и трагическом смысле этого слова. такие неклассифицируемые прецеденты мир не может усвоить и принять.
он будет пытаться классифицировать по каким-то ему понятным и известным критериям. примитивным. а если не влезаешь в эту полку - нужно значит отрезать голову, чтоб влез. так мы стали свидетелями того, как саоуверенно-робкий, умно-дурацкий, продуманно-непосредственный, сексуально-асексуальный, вождленно-отверженный , мощно-беззащитный, безжалостно-ранимый гений был уничтожен.
с подачи мира, конечно же. и можно было бы его обвинять в том что он неправильно мыслил, и недо было пойти к психиатру и уверовать в другую религию типа неуязвимого буддизма, воспитать в себе нечуствительность ко всему этому - но кто мы такие чтоб требовать от него чего-то, кроме того, что он нам дал.
можно быть очень сильным - настолько чтоб стать первым, но не иметь силы, чтоб защитить свое сердце от боли. он был один такой, а нас - миллиарды.
пафосно, но хочется провести параллель с бедным иисусом: он нас любил вопреки всей нашей злобе, а мы его распяли - вопреки всей его любви. нежизнеспособная выходит эта стратегия, точнее не совместима с жизнью.
и напоследок: то, что почему-то никому не приходит в голову.
основная драма МД пожалуй в том, что он сделал свои ЛУЧШИЕ вещи до 25 лет,
и всю оставшуюся жизнь был их заложником. заложником задачи ПРЕВЗОЙТИ СОБСТВЕННЫЕ РЕКОРДЫ. у бедного парня не было понимания того что лучшее -
не обязательно лучшее по финансовым показателям. в этом смысле он равнялся на
нас и нашу ненасытность. Нам вечно всего мало и мы требуем доказательств того,
что гений не исписался и еще на что-то способен, напрочь забывая о том что он
УЖЕ СДЕЛАЛ и что этого уже достаточно, мир уже изменен. в этом смысле,
МД, конечно жертва шоубизнеса. механизма, который тебя сначала возносит на невозможную высоту, потом требует на ней удерживаться и балансировать, но при этом ищет любую возможность тебя с нее спустить. и спускает, уничтожает.
нужно быть очень сильным, чтобы насрать на этот механизм или научиться управлять им. это практически невозможно. это иллюзия.
МД совершил по молодости пару ошибок, думая что он управляет информацией и всем таким. что он неприкасаем. тронуть и свергнуть самых неприкасаемых - самое рейтинговое шоу для мира. что он и сделал.
После прочтения у меня родилась следующая зарисовка (околосмертные душевные излеяния).
А. Цветков: Леня, Леня (читать так, как это делает Волков в одной из песен АукцЫона), ты умер или мне так просто кажется?
Л. Десятников: Цветочкин ты, а не Цветковский. Ты - Цветочка. Не видешь что ли, что я мертвее всех мертвых?
(Тут слышны движения М. Джексона. Именно слышны. Именно известные движения.)
М. Семеляк: (входит в зрительный зал) Всем оставаться на своих местах. Сейчас Мы будем препарировать Фигуру.
А. Цветков: Кого препарировать?
М. Смеляк: Фигуру! Нет, не Стефана, а другую Фигуру.
Л. Десятников: Не нужно меня совсем никак там препарировать? Не нужно и всё тут.
А. Цветков: А Ты и не Фигура ещЁ. Так, труп.
М. Смеляк: (достаёт из-за пазухи куклу М. Джексона и скальпель. Разрезает посредине.) А вот здесь у него сердце! Ой! А где же сердце?
А. Цветков: Ха-ха. А сердца-то и нет никакого.
Л. Десятников: (встаёт из гроба и смотрит удивленными глазами на куклу М. Джексона) Ну вот тебе и раз!
Выходит на сцену Андрей Андреевич Андреев и говорит: Ну что я Вам говорил?! Нет у него сердца! И не было никогда!
М. Семеляк: (заявляет) Трепанация, ой, препарация окончена! Всем спасибо за внимание.
Зрители начинают аплодировать. А. Цветков низко кланяется и у него слетает парик поэта. Л. Десятников снова ложится в гроб и претворяется, что ничего не случилось. М. Семеляк выписывает диферамбы, но подскальзывается на сердце, выпавшем из куклы на пол и неловко падает лицом вниз. Занавес опускается.