Страницы:
— А кто их совершал?
— Оказывается, военная прокуратура уже тогда, во время войны, провела специальное исследование и определила социальный портрет
Читать!
Вообще деформация поведенческих норм, безусловно, коррелировала с продовольственным снабжением, об этом очень точно пишет мой коллега Сергей Яров в своей «Блокадной этике». Но и протестные настроения, точнее, безусловный провал в настроениях с декабря 1941-го по март 1942-го, что отражают и материалы военной цензуры, и документы осведомителей, тоже были непосредственно связаны с катастрофической нехваткой продовольствия. Власть оказалась неспособной обеспечить городу выживание — это ленинградцы понимали в ту зиму. Советский патернализм потерпел в Ленинграде полное фиаско.
— Говорят ли архивы НКВД что-нибудь о том, что протестные настроения существовали и в конце войны, и сразу после войны, когда люди пытались получить от власти ответ, как зима 1941—1942 годов была возможна?
— Эти вопросы остались, хотя в целом к концу войны народ простил власть — просто потому, что была достигнута победа.
— Он психологически не мог больше предъявлять ей претензии?
— К концу войны люди перестали мыслить в категориях «мы» и «они». Исчезли «мы» — те, кто страдает, и «они» — те, кто нас не обеспечивает. Смотрите, как Анна Остроумова-Лебедева, художница, пишет в дневнике в 1941 году: Рузвельт и Черчилль говорят своим народам всю правду, мы одни сидим, запертые в мышеловке, и не знаем, что с нами происходит. И она же в 1945-м: наш маршал освободил Берлин, мы победили. Люди, бывшие критиками режима в 1942 году, в 1945-м испытали гордость за страну: мы смогли победить, мы несем миру свободу.
Конечно, и власть к этому времени сделала немалые уступки. Прежде всего, с сентября 1943 года она пошла на сближение с церковью. Органы госбезопасности в 1945-м писали в Смольный Кузнецову, фактическому руководителю ленинградской парторганизации, что людей, посещающих церковь, больше, чем тех, кто ходит в клубы и в кино. По материалам управления НКВД и Совета воинствующих безбожников, до войны на православную и еврейскую Пасху в церкви и синагоги ходило 70 тысяч человек на весь огромный город. В конце войны это число вдвое больше — при том что население города существенно сократилось.
— Существенно сократились, видимо, и карательные меры в отношении тех, кто посещал церковь?
— Здесь был тот предел, когда власть ничего уже не могла сделать. Русская православная церковь, безусловно, сыграла огромную роль в придании смысла и легитимности режиму. Именно церковь поставила Великую Отечественную войну в общий ряд борьбы с псами-рыцарями, придала совершающимся событиям историческую глубину.
Безусловно, власть стояла перед дилеммой. С одной стороны, есть православная миссия в освобожденных районах России, которая сотрудничает с немцами, а с другой — с 1943 года есть тактический союз с людьми, которые действительно поверили, что большевики не будут угнетать церковь. Чрезвычайно сложный выбор. И, конечно, до конца органы НКВД никогда церкви не доверяли.
— Так был ли смысл удерживать Ленинград все два с половиной года блокады? Если власть не была способна обеспечить население продовольствием, не гуманнее ли было город сдать?
— Нет, сдавать Ленинград нельзя было ни в коем случае. И потому, что это город-символ, основа российской государственности и колыбель революции. И потому, что в Ленинграде было сосредоточено до 10% военно-промышленного комплекса страны. Далее, если бы Ленинград сдали, была бы перерезана Мурманская железная дорога, то есть уничтожен был бы основной канал снабжения СССР по ленд-лизу. Наконец, из документов мы знаем, что немцы обсуждали, что им делать, если вдруг русские будут сдаваться. У них не было ни желания, ни возможностей (продовольственных) этот город содержать. Фон Лееб, командующий группой армий «Север», посылал запрос командованию сухопутных войск в Берлин: что делать, если русские будут сдаваться? Пришел ответ: не принимать капитуляцию.
— То есть немцев блокада устраивала?
— Абсолютно. Немцы не собирались Ленинград кормить, не собирались выполнять нормы, вытекающие из международного гуманитарного права применительно к гражданскому населению. Они делали это только на Западном фронте. В отношении СССР они считали, что у них карт-бланш.
— Такие нормы тогда уже существовали?
— Сами нормы были, но запрета на использование голода как средства ведения войны не было. Когда на Нюрнбергском процессе советская сторона предъявила в качестве обвинения страшный голод, в результате которого погибли 632 тысячи человек (официальная советская статистика, современные ученые говорят о 1—1,5 млн жертв блокады. — OS), адвокаты фон Лееба отвечали: голод не запрещен как средство ведения войны. И лишь после Второй мировой войны в международном праве появилась норма — голод как средство ведения войны использовать нельзя.
— Есть ощущение, что советский пропагандистский миф о без исключения героическом народе остался непоколебленным в глазах большей части нашего населения. Невероятная работа по осмыслению блокадного опыта, которую проделали вы и ваши коллеги, в массовом сознании никак не закрепилась. Исторической правдой, которая питает массы, ваша правда пока не стала.
— Это процесс. Было бы хуже, если бы в то, что мы публикуем, все сразу поверили. Пока складывается представление о формировании
Читать!
Страницы:
КомментарииВсего:12
Комментарии
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451809
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343417
- 3. Норильск. Май 1268741
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897712
- 5. Закоротило 822172
- 6. Не может прожить без ирисок 782646
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759414
- 8. Коблы и малолетки 741005
- 9. Затворник. Но пятипалый 471587
- 10. ЖП и крепостное право 407972
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403227
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370599
Осталось уточнить роль церковников в создании главной антипсорыцарской кинофильмы "Александр Невский". Небось прямо на Бутовском полигоне и пропагандировали за НКВД, проклятые.
Вечная слава и благодарность всем предкам нашим, кто отстоял независимость!
Кто освободил народы от человеконенавистнической идеологии.
Победа 1945-го года это эпохальное событие, расставившее всё на свои места:
правда и справедливость восторжествовали.
Благодаря той победе уже более 60-ти лет нет войн у нас и в Европе.
Думаю, что уже мировых войн больше не будет - дальше может быть только самоуничтожение.
Победа русских в Великой отечественной войне будет всегда бельмом в глазу у наших недругов. Но поделать с этим фактом ничего нельзя.
Мы до сих пор не можем осознать значимость Победы для всей Цивилизации.
"Большое видится на расстоянии" - будем прозревать.
Эта Великая Победа родила ещё одну - запуск в космос Юрия Гагарина.
Открылась новая эра - космическая.
Это уже общечеловеческий прорыв, сделанный нашими соотечественниками.
Нет, я не против объективности в подаче исторических фактов (равно как, впрочем, и не против мифологизации истории – почему нет?), но ключевое здесь все же «в канун Дня Победы».
Поэтому серьезный такой вопрос: ребят, а почему надо это делать именно сейчас? Почему не подождать немного? Не опубликовать в историческом журнале каком-нибудь? Почему именно здесь, сейчас и с таким идиотским заголовком?
Это типа экстрим такой? Типа захотелось славы PussyRiot – славы великих нарушителей всяческих табу? Нет, действительно, не заставляйте меня гадать. Просто ответьте. Пожалуйста.
Откуда возникли разговоры о числе блокадников, не понимаю. И думаю, что они неуместны. Отдает чем-то нехорошим, в роде: Вот, вся страна воевала, а эти питерцы-ленинградцы как всегда особенных из себя строят.