«Егор Сковорода меня звать», – уточнил он. Наглость несусветная, по-моему. Я на стуле подпрыгнул, когда прочитал.

Оцените материал

Просмотров: 30884

Краткий очерк политического сыска

Егор Сковорода · 28/04/2012
 

©  Предоставлено автором

Оперативник прячется за деревом, поджидая активиста во дворе

Оперативник прячется за деревом, поджидая активиста во дворе



Вербовка стукачей и агентуры

Одно из самых интересных направлений деятельности спецслужб — вербовка внештатных сотрудников и попытки внедрения в активистскую среду.

В середине апреля от имени некоего Михаила пришло письмо одному из участников московского «Автономного действия» (вокруг этой организации тоже наблюдается повышенная активность спецслужб: в начале апреля из России был выдворен Антти Раутиайнен, а через пару недель был арестован Алексей Сутуга).

«К Вам обращается сотрудник внутренних органов. Вы, замечены в членстве в оппозиционной организации “Автономное Действие”. На данный момент по факту деятельности этой организации проводится оперативная проверка, порученная ведомству, где я имею честь служить», — так начинает Михаил свое повествование. Далее он предлагает активисту добровольно стать свидетелем и выложить всю известную ему информацию об организации (анкета с вопросами прилагается). Иначе не избежать проблем с учебой и работой.

«Еще мы можем сообщить ваше место жительства представителям националистических и фанатских субкультур. Не сделайте неправильный выбор, который сломает всю Вашу дальнейшую жизнь», — угрожает Михаил.

©  Предоставлено автором

Оперативник притворяется невинным посетителем кафе

Оперативник притворяется невинным посетителем кафе

В анкете в основном стандартные вопросы о деятельности организации (сколько участников, с кем вы знакомы, кто собирает деньги и хранит бюджет, как часто проходят собрания и т.п.). Попадаются забавные и странные: «Что Вы знаете о связях анархиста *** с подпольными троцкистскими организациями?»

В конце письма приготовлен пряничек: «Ответите на наши вопросы — и мы от Вас отстанем, перейдя к лицам, которые возглавляли организацию и втягивали в ее деятельность таких законопослушных граждан, как Вы».

Хотя попытка заочной вербовки такого рода — это, скорее, экзотика. Обычно к внештатному сотрудничеству склоняют все-таки при личной встрече. Здесь запугивание и шантаж обычно сочетаются с предложением денег и некоторых поблажек. Некоторые соглашаются — из страха или желания поиграть в шпионов.

Одну девушку задержали на малозначительной акции. Через несколько дней ее вызвали в ФСБ, где сообщили, что у нее большие проблемы с милицией и только ФСБ ее может «отмазать». Предлагали помощь с учебой, некоторое количество денег «на карманные расходы» и новый модный мобильный.

За это от нее требовалось ходить с друзьями на все митинги. При этом говорилось, что ей «не нужно стучать», а только «необходимо информировать», если кто-то захочет перейти к радикальным действиям, и рассказывать, кто с кем общается и дружит. Девушка некоторое время подыгрывала сотрудникам и регулярно выслушивала мантру о том, что «мы помогаем тебе, ты помогаешь нам».

©  www.irma-klo.livejournal.com

Угрозы Ире Путиловой

Угрозы Ире Путиловой

При этом «фейсы» (эфэсбэшники. — OS) противопоставляли себя «ментам» и за нужную информацию готовы были отмазывать от мелких правонарушений. Их интересовали сведения именно о структуре движения и о возможных радикальных акциях.

«Когда нас задержали после “Авроры”, то в отделе, куда нас доставили, я встретил трех эшников с физиономиями неудачников, которые начали мне говорить о том, что если бы я пошел к ним работать, то они мне дали бы удостоверение внештатного сотрудника, небольшую зарплату и бесплатный проезд — и почему бы мне не согласиться на такие их замечательные предложения. Ну, я их послал», — рассказывает Филипп Костенко.

Насколько известно, в Петербурге еще недавно речь шла о плате таким «внештатным сотрудникам» в размере 5000 рублей ежемесячно (в Москве агентура дороже, 12 000). Плюс премии и «крыша». Иногда активисту могут буквально насильно впихивать деньги. Известны случаи, когда оперативники пытались поздравить активистов с днем рождения, всунув им в руки конверт с деньгами.

Еще был случай, когда оперативник центра «Э» Алексей Григорьев (сам он часто представляется как Горов) достал 5000 и начал совать их в карман задержанному после акции анархисту. При этом Горов приговаривал, что если активист даст показания против своих друзей, то получит еще столько же.

У спецслужб здесь двойной интерес: во-первых, оперативникам выделяются деньги на агентурную работу и по этим деньгам необходимо как-то отчитываться. Во-вторых, в момент передачи денег можно сфотографировать активиста — неплохое начало для шантажа (и для отчета фото пригодится).

©  Владимир Телегин

Тот же сотрудник ЦПЭ ст. лейтенант Алексей Григорьев (Горов) схватил активистку на демонстрации

Тот же сотрудник ЦПЭ ст. лейтенант Алексей Григорьев (Горов) схватил активистку на демонстрации

Некоторые плоды вся эта работа, видимо, приносит. Во всяком случае, считается, что именно благодаря девушке по имени Женя, завербованной спецслужбами во время «химкинских репрессий», прошлой осенью были задержаны трое активистов, подозреваемых во взрыве возле ДПС на МКАД летом 2011 года. Четвертой задержанной была она сама. Женю подсадили в камеру к одной из задержанных, где она пыталась «развести» активистку на откровения.

Впрочем, быстро выяснилось, что задержали все равно не тех. Через неделю всех отпустили без предъявления обвинений. Возможно, именно неудачи в поимке «городских партизан» привели к тому, что в Петербурге додумались до создания собственной, явно подставной группы подпольщиков.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Игорь Хадиков· 2012-04-28 20:14:17
    последнее предложение хоть и радует - но не должно успокаивать - страна в путене по уши, вытаскивать не за что - хотя все что надо это просто встряхнуться - без массовых митингов ничего не произойдет
  • svetareiter· 2012-04-29 00:42:46
    Отличный текст, спасибо Вам, Егор.
Все новости ›