Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- Следующая »
Илья КУКУЛИН, литературный критик
К вопросам
1. Вопрос сформулирован не совсем точно. Скорее, можно сказать, что обострились споры о месте православия и православной церкви в жизни общества. На это повлияли и давно накапливавшиеся проблемы в церковной жизни, и недавние события, такие как активное участие религиозных лидеров в избирательной кампании Владимира Путина. Несмотря на то, что в известной встрече с В.В. Путиным участвовали представители всех «традиционных конфессий», политизация религии подействовала сильнее всего на отношения между обществом и православной церковью. Власть и прежде пыталась представить православие как «государственную религию», поэтому участие патриарха в предвыборной агитации и вызвало наибольший резонанс. Но заметьте: во всех новейших дискуссиях речь, прежде всего, идет о церкви как о социальной или политической организации, а о православии как религии — в гораздо меньшей степени.
2. Мне кажется, что и здесь вопрос сформулирован не совсем корректно — для ответа на него нужно сначала договориться, что мы понимаем под религией и под ренессансом. Религиозным ренессансом можно назвать и ситуацию начала ХХ века, когда некоторые священники, а также философы и другие миряне попытались соединить церковную мысль и современные — для того момента — достижения светской гуманитарной науки и культуры и надеялись обновить церковную жизнь заново пережитой верой современного человека. При этом во многом своей цели они добились — ведь это движение оказало влияние даже на поместный собор 1917 года и восстановление патриаршества в Русской православной церкви.
Можно считать религиозным ренессансом и события 60—70-х годов, обсуждаемые в недавнем документальном телесериале Александра Архангельского «Жара», когда после морального краха утопической веры в прогресс и коммунистическое будущее многие интеллигенты стали обращаться к религии, кто к какой — к православию, иудаизму, буддизму, исламу... Православных по социально-историческим причинам оказалось больше. Религиозным ренессансом было и резкое оживление церковной жизни и церковно-общественного диалога в конце 1980-х. В жизни православной церкви, к сожалению, был переломный момент — убийство Александра Меня, после которого сильно ослабели надежды на то, что возможно соединение православной церковности с либеральной терпимостью к инакомыслию. Потом были 1990-е, когда шел активный процесс возвращения храмов церкви. Но это было время не только ренессанса православия — интенсивно создавались самые разные религиозные организации, в России началась проповедь религий, которые раньше в нашей стране не были представлены вовсе.
На мой взгляд, религиозный ренессанс — это обогащение и усложнение церковной и религиозной жизни, развитие диалога между консервативной и инновативной частями церкви, которые, по мысли англиканского богослова Дж. Данна, равно необходимы для ее полноценного развития и функционирования. Сегодня мы наблюдаем совсем другой процесс — усиление интереса общества и политических элит к религии как идеологии.
3. Не молебен, а «молитвенное стояние» — так эту акцию определили ее организаторы. Оно состоялось во всех кафедральных соборах России, а не только в храме Христа Спасителя — как всегда, у нас медиа замечают в основном то, что происходит в Москве. Люди, которые участвовали в этом «стоянии», осуществляли свое право на свободу собраний и вероисповедания. Мне бы хотелось, чтобы в будущем и я, и та общественная группа, с которой я буду солидарен по религиозным, общественным или политическим вопросам, тоже имели бы возможность высказаться в публичном пространстве города, то есть, чтобы право на свободу собраний не было монополизировано какой-то одной частью политического, общественного или религиозного спектра.
Я не был у Храма Христа Спасителя, но, судя по отзывам в интернете, некоторых православных верующих напугал свойственный этому собранию дух нетерпимости к тем, кто придерживается других взглядов на православие и отношения церкви и общества. Лично меня смутили некоторые фразы из речи патриарха Кирилла — например, о «предателях в рясах». Да и само название очень уж стилистически характерное. На моей памяти жанр «стояния» до сих пор использовали в основном крайние фундаменталисты, которые организовывали такие «стояния» против ювенальной юстиции, но на самом деле выступая в защиту патриархального понимания семьи, против публичного обсуждения семейных ценностей, прав и обязанностей членов семьи.
4. Я думаю, что большинство людей, которые вчера участвовали в молитвенном стоянии у Храма Христа Спасителя, пришли по собственному желанию.
Насколько я могу судить по виду тех людей, что уезжали оттуда на электричке со станции, мимо которой я вчера проходил, это другие люди, чем те, что были на Поклонной, — скорее, многих из них можно было бы встретить в очереди за право приложиться к частице пояса Богородицы. Это часть общества, которую нельзя назвать «старой» или «новой». Вероятно, подавляющее большинство из них воцерковились в 1990—2000-е годы, и в этом отношении они — часть «новой» России. Если же оценивать их мировоззрение, то оно очень консервативно и многими нитями связано с советским прошлым, даже у тех молодых людей, которые Советского Союза не застали. (Вспомним концепцию «советского завета».)
5. Почему же раскола? Мы просто не привыкли к резкой публичной полемике, поэтому любая поляризация точек зрения кажется нам предвестием раскола.
Наше общество вообще фрагментировано... В продолжение 2000-х годов, когда по мере сокращения несетевых публичных пространств основные дискуссии перенеслись в интернет, постепенно создалась модель «блогового» обсуждения — часто довольно агрессивного по тону, свидетельствующего о том, что общество близко к состоянию холодной гражданской войны. В ходе предвыборных кампаний — думской и президентской — и особенно в результате протестных акций и последовавшего нарастания политической активности все эти обсуждения стали интенсивно перемещаться в другие медиа, но и там заметно нарастающее психологическое напряжение. «Молитвенное стояние» — только одно из свидетельств этой фрагментации, которая раньше выплескивалась в спорах по совершенно светским поводам: посмотрите, какой агрессивный тон был у блоговых полемик по поводу Сталина и советского наследия, до какого градуса дошли споры вокруг «доверенных лиц» В.В. Путина и т.д.
Единства нет ни в обществе, ни в церковной среде. И все-таки расколом бы я происходящее не назвал. Раскол — это когда есть два легко описываемых политических лагеря. Мне кажется, при значительном напряжении в обществе о двух легко описываемых лагерях сегодня говорить невозможно. «Власть» и «все остальные»? Но и в этих двух группах нет внутреннего единства.
В самих по себе спорах по принципиальным вопросам — а вопрос о роли церкви в жизни общества, несомненно, принципиальный, — нет ничего плохого, это признак здоровья общества. Тревожно, когда эти полемики переходят этические границы, и когда одна сторона — руководство РПЦ — явно пользуется государственной защитой и поддержкой, а их оппоненты — заведомо нет.
Я хочу от себя ответить еще на один вопрос. Можно ли говорить о том, что идет информационная война против Русской православной церкви?
Мне кажется, нет. Я думаю, что мы наблюдаем несколько жестких полемик, которые совместились в одно время в информационном пространстве. На поверхность вырвались споры, которые до недавнего времени были «заморожены». В число этих споров входит и
Читать!
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- Следующая »
КомментарииВсего:8
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451699
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343347
- 3. Норильск. Май 1268511
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897659
- 5. Закоротило 822073
- 6. Не может прожить без ирисок 782058
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758581
- 8. Коблы и малолетки 740818
- 9. Затворник. Но пятипалый 471146
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402979
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370410
- 12. ЖП и крепостное право 345123
Нескончаемые людские потоки - за освещением пасхальных яиц, куличей, пасхи, кагора). Или - на кладбища. Чуть ли не миллионы - и это только по Москве.
А на молебен 22. 04. 2012 к Храму Христа Спасителя пришли всего 40-60 тыс.
Мало? Пока - достаточно. Но реальный резерв у РПЦ - ОГРОМНЫЙ!
И весь этот многомиллионный народ сегодня наблюдает, стоит над схваткой, оценивает, присматривается, приглядывается (пока гром не грянет - мужик не перекреститься) - как поведет себя патриарх, на которого обрушились в сми.
И в зависимости от действий патриарха Кирилла, у него появляется возможность стать народным патриархом: ведь наш народ всегда принимает сторону гонимых.
И пока, из-за каких-то "пусси" - не повод, чтобы православный люд взялся за дубину. Народ очень терпелив, и уж коль придётся крушить - достанется именно заказчикам-поджигателям.
Но очень важно, чтобы руководители РПЦ сделали правильные выводы: народ видит восстановленные храмы и в этом участвует. Но подмечает и роскошь клириков и суету внутрицерковную.
От РПЦ сегодня ждут нравственного примера и сотворчества в общественном обновлении. Реальной заботы и попечения над людьми немощными или беднымы.
А также строгой бескомпромисной оценки кощунственных акций - и требование к государственным органам об ограждении общества от вандалов и кощунствующих.
бескомпромисной -- с двумя "с" пишется.