Судя по «нормативам», мы были не такие, как наши советские предшественники, они были несколько ниже ростом, но при этом крупнее, и прыгали выше, и бегали быстрее, и кидали дальше.

Оцените материал

Просмотров: 52765

Мои двадцать лет – 2

23/01/2012
 

©  Юлия Якушова

Мои двадцать лет – 2


Илья КЛИШИН (W-O-S)
Мы — мина, которая рванет


Когда в конце V века германцы захватили Западную Римскую империю, в ней жило 25 миллионов человек. Цивилизованных римлян во всех провинциях было несравнимо больше — в Галлии, например, 95 процентов. Но всего через поколение блистательные города превратились в грязные деревни, а их жители — в невежественных дикарей. Установились Темные века.

Мне всегда было интересно, как происходил этот транзит. В учебнике сказано, что Рим пал в 476 году. Но что-то же говорили своим детям в 496-м, допустим, году римляне, жившие уже под владычеством франков, остготов и вандалов, учили же чему-то?

В постапокалиптическом мире рассказы про обычную жизнь до-того-как звучат милой сказкой. Хорошо показал это в своей «Дороге» Кормак Маккарти: после неизвестной катастрофы отец с маленьким сыном убегают от смерти по выжженным дотла Штатам, и мальчик все просит рассказать, что было здесь и для чего.

— Пап, тут все сожгли.
— Клуб был, сельский. Колонны видишь? Там вход. Колхозники приходили сюда танцевать.

Это уже не Маккарти, а я. Детство в рабочем поселке, переходившем в село, было вполне себе варварским. Промзона через дорогу стояла и ржавела, колхоз разобрали до остова, а ТЭЦ бросили в поле почти достроенной. Туда мы приносили покрышки и жгли. Вонючий дым валил из трубы, а мы танцевали. Бежали в шалаш, в бывшем коровнике, слушать сводки с войны. Наши солдаты вошли в Гудермес без единого выстрела. Мне двенадцать, и я рад.

***

Те, кому сейчас тридцать — сорок — пятьдесят, правда, не понимают. Думают, мы такие же, как они. Только моложе. Но это только внешне, а на деле мы — мина, которая рванет. Рванет — не обязательно значит «уничтожит». Просто сделает резко иначе. Когда первое поколение, не помнившее царскую Россию (от 1910 г. р.), стало умирать, началась перестройка. И родились мы.

Вы, старшие поколения, рассказывали нам о жизни в Союзе на кухнях. Мы смотрели передачу Парфенова. Видели советские фильмы, слушали песни, читали книги. Но все равно пазл не складывается — понимаете? Мы хорошо представляем по отдельности усы Боярского и джинсы фарцовщиков, танки в Праге и песни Высоцкого, пустые прилавки и самиздат. Но понять дух того времени больше нельзя. Начинаешь думать, а выходит анекдот какой-то в голове.

И это очень важно. Все это время вы занимались тем, что улучшали (как могли) давно не существующий Советский Союз. Чтобы колбаса была разных сортов. Галочка. За границу чтобы ездить. Галочка. И чтобы писать про правительство гадости. Галочка.

Вопрос, зачем покойному эти и другие припарки, риторический и лежит скорее в плоскости эстетики. Почему люди покупают себе в прихожую рассыпающейся квартиры бронзового кота или картину с гномами (маслом)? Чтобы «культура» была, чтобы всё как у людей.

А давно пора сам дом сносить.

***

Ровесникам новой России не дóроги салями и билет в Анталию. Не в смысле, что не нужны, просто не представляют ценности, как для их родителей. Те-то готовы сказать: «Ну, воруют. Ну, цензура. Ну, фальсификации. Зато хоть колбаса и путевка».

А для нас это естественно — как воздухом дышать. Кто, кажется нам, в здравом уме, вернет Госплан и закроет границы? Правильно — никто. Поэтому можно подумать и про свободу слова и честность выборов. Новый, казалось бы, уровень, следующий шаг, поступательное развитие. Но нет же.

У нас нет программы, что ли. Вроде бы за Запад, рынок и демократию, но так и не научились улыбаться, уважать собственность и слышать оппонентов. Мальчики-варвары, что пасли коз на поросших травой форумах, выросли, нацепили шкуры набекрень и думают, что это тоги.

Мы не строители, и в том числе поэтому я так тревожусь о том, что будет после смерти старших. Мы — потерянное поколение, как то, межвоенное. Наши сверстники — книги Кафки, Гессе, Набокова, Ремарка, Камю, Сартра. Абсурд, ненужность, отчаяние, побег, падение, чума, защита, тщета.

И прежде всего — тошнота.

Январский P.S.
Я во всем был прав.


Роман ФАТХУТДИНОВ
Общее? Безразличие


В детстве новости я смотрел по телевизору «Горизонт», и самым радужным в них было пятно, светившееся с экрана еще пять минут после выключения.

Вообще, жизнь севера русской провинции никогда не выходила за пределы нуара, благодарить за который стоит низкое облачное небо и тощую фантазию архитекторов хрущевско-брежневских массовых застроек. И когда по телевизору постоянно что-то делили в далекой метрополии, это казалось очередным шоу, расположившимся где-то между «Улицей разбитых фонарей — 3» и «Полем чудес» (удивительно, как оба эти осколка 90-х до сих пор сохранились в сетке телевещания). Та жизнь мало переплеталась с жизнью реальной, и проблемы большой страны казались запредельно далекими из нашей небольшой комнаты, которую мы делили нашей полновесной семьей. Как я сейчас понимаю, мысли родителей всецело занимал вопрос о простом выживании в условиях полного безденежья и общей тотальной беспросветности. Помню, как на крыльце школы мы хвалились тем, насколько задерживают зарплату нашим мамам и папам, сейчас и не вспомнить, за кем же осталась победа, но сроки были около 7—9 месяцев.

Неужели все это сейчас воспринимается как счастливое детство?

Да, счастливое; не зная иной жизни, не с чем сравнивать. В больших городах резче ощущаешь сегрегацию, видя неприкрытое богатство и бедность, в моем же детстве все было одинаковым, и нельзя было даже подумать, что что-то может быть иначе.

Как и у всех, детство = школа. Моя располагалась в пяти минутах от дома, и даже по меркам нашего города считалась «плохой». Я, в отличие от многих, не могу сказать, что недавно встретил своего однокашника на митинге оппозиционеров или оппортунистов, потому что большую часть из них повстречать можно, только если всерьез пересекаться с нашей пенитенциарной системой. Для меня было тяжелейшим испытанием каждое утро входить в это горнило знаний и величайшим избавлением — незаметно сбегать оттуда вместе с последним звонком.

Когда я учился в 8-м или 9-м классе, наш город захлестнула мода на скинов. Тогда я узнал, что день рождения Гитлера — большой праздник для русского народа, ведь именно в этот день ребята с так называемой «Пионер-горы» должны были прийти к нам в школу, чтобы бить рэперов. Из двадцати пяти человек, которые учились в моем классе, на уроки пришли восемь или девять, в том числе и я. Пожалуй, это был лучший школьный день, потому что все те, кто представлял для меня опасность как в классе, так и в школе, решили отсидеться дома.

Как и многих аутсайдеров, меня поддерживал оголтелый эскапизм: я был помешан на футболе, и, так как это игра командная, мне волей-неволей пришлось отчасти социализироваться.

Вся эта питательная среда могла дать только такие всходы, которые я вижу теперь: самый лучший выход для большинства из окружения моего детства — это счастье обывателя, и никогда что-то большее (впрочем, я уверен, до этой планки сумеют добраться многие). Социальные сети не дадут соврать: френд-лента забита фотографиями тюнингованных отечественных автомобилей и распальцовок с клубных вечеринок — у парней и глубокомысленными максимами про любовь — у девушек.

Старый трюизм о том, что «Россия — это не только Москва», в вопросе о поколении играет огромную роль. Стоит помнить, что мы гораздо больше, чем страна «Дома-2», дешевых энергетиков и легких наркотиков, айпэдов и инноваций. И не дай бог кто-то сочтет это за оскорбление — просто таковы те, кто рос в 90-е в маленьких провинциальных городах, где не было примера лучшего, чем бандиты в прайм-тайм по телевидению.

Что же нас объединяет? Целое поколение не может выбрать одно направление, это понятно каждому. Но кажется, что основной наш отличительный признак — безразличие. Циничное у интеллектуалов и природное — у остальной части.

Сейчас в мало изменившемся с моего детства городе рождается новое поколение в семьях тех, кто появился на свет на стыке двух стран и десятилетий. И я боюсь, что предыдущее, как всегда, лучше следующего.

Январский P.S.
4 декабря я шел по улице и хотел увидеть протест, не потому, что я оголтелый оппозиционер. Мне хотелось выбирать.

К сожалению, мы росли в 90-х. Это во всех смыслах было плохо, в том числе и тем, что в стране был разгул демократии. Нам непонятны были механизмы, но сам процесс увлекал: выборы были непредсказуемы. И по мере взросления мы тоже мечтали поучаствовать в таких интересных событиях, почувствовать какую-то общность. Ведь даже самого яркого индивидуалиста будоражит возможность оказаться среди своих. Но вот мы выросли, а игрушка испортилась. И нам очень хочется вернуть то детское ощущение, и это есть та же наивная вера в Свободу и Справедливость, похожая на веру в Деда Мороза.

Но и в этот раз, протерев глаза, мы разочарованно заметили, что в поеденном молью костюме перед нами ходит в лучшем случае папа или дядя, и гораздо хуже, если это делает пьяненький престарелый актер ТЮЗа, шабашущий на праздниках. Но ведь мы все равно будем поздравлять всех родственников и друзей с Новым годом и отсчитывать удары курантов, что бы ни случилось. Сансара Ойкумены.


Дарья ГАВРИЛОВА
Забери деньги — сколько сможешь унести


Страны, в которой я родилась, не существует. Она исчезла, когда мне было два года. А я осталась — там, где осталась. Но, несмотря на то что детство мое прошло в самый бурный для Российской Федерации политический период, политики в нем не было. Были летние каникулы и трава выше головы; были стишки для божьей коровки, которые непременно нужно запомнить; велосипеды; ночные прогулки; желание влюбленности — и разочарование в ней. Не было в моей жизни ни Путина, ни Березовского, ни Гавриила Попова.

Был еще папа, который работал в МГТС и зарабатывал много денег. Я любила папу и шоколадки — и только недавно поняла, что много денег он получал, воруя из госбюджета на закупках принтеров. Стоит ли говорить, что эта информация никак не изменила мое отношение к папе: он был добрый, веселый и умный, и мы испытывали друг к другу крепкую всепрощающую любовь.

Эта модель отношений с окружающими и собой, наверное, работает сейчас для многих: с одной стороны, твой способ зарабатывать на еду и бензин не совсем честен. С другой — твоя дочь любит, когда ты приносишь домой шоколадки. И тут бесполезно вступать в идеологические баталии, потому что дети действительно ни в чем не виноваты.

Затем я выросла, папы не стало, началась самостоятельная жизнь. Появились друзья — умные, образованные, понимающие. Большинство из них, правда, предпочитают не находить своему уму практического применения: они смотрят лучшие образчики золотого фонда кинематографа, читают избранные произведения классической литературы и многое знают о музыке. Что происходит в их стране в данный конкретный момент — глубоко за пределами их личного хит-парада.

Безусловно, это обобщение. Я знаю тех, кто боролся и борется, кто выходил на площади, поддерживая антиправительственные демонстрации. Но многие, очень многие просто смотрят приятные фильмы и разговаривают за алкоголем — по многолетней традиции на кухне — даже уже не о политике. О политике говорить по умолчанию неприлично. В ней не хочется участвовать — и не из равнодушия к стране, а из недоверия к той небольшой группке людей, что являет собой нашу оппозицию. Половина из них выжила из ума, другая половина таким путем развлекается. Прийти на протестную акцию с плакатом, чтобы потом увидеть себя в новостях.

Такой оппозиции не хочется доверять — а без доверия, хоть этого я в детстве и не понимала, невозможно создать отношения, ради которых ты будешь готов жертвовать своим комфортом. Комфорт, в общем, и стал во многом единственной объединяющей идеей для всех представителей двадцатилетних, вне зависимости от их достатка и района проживания. Работать ради того, чтобы получить деньги на крутой свитер из Америки, — но ни в коем случае не за идею. Работающие за идею кажутся сумасшедшими, им не доверяют.

Как ни странно, от этого страдают отношения. Потому что как ни крути, а восхищаться можно только человеком, который живет — ох, простите — в соответствии со своими убеждениями. То, что после работы в оппозиционном СМИ сотрудник уходит работать на «Москву 24», можно понять — но этим нельзя восхищаться. Российская интеллигенция, когда-то создавшая литературу, которой мы до сих пор кичимся, мутировала и выродилась. Часть ее работает, где придется, за шоколадки и свитера. Часть — спокойно изучает дома шедевры кинематографа. И те и другие много пьют: интеллигенты — романтики, и, когда у них отбирают идею, жизнь начинает резко трещать по швам и стремительно превращаться в говно. Где уже нет ни любви, ни радости. А без них откуда взяться честной молодой музыке? На какой базе создавать фильмы и книги?

Музыка и чувства остались тем, кого не волнует легитимность выборов и поправки в Конституцию. Мой двоюродный брат Т., родом из того же небольшого городка под Рязанью, что и господин Сурков и господин Прилепин, беспокоится только о том, где бы взять деньги «на потусить» и как помириться с девушкой, которой он изменил в Крыму. Он слушает песни, озаглавленные приблизительно так: «Прости за боль, что причинил тебе». Мне имена исполнителей незнакомы — а ему они поют про жизнь.

И все, что объединяет меня сейчас с моим двоюродным братом, — это воспоминания о детстве, когда мы купались на пруду, ждали подарков от Деда Мороза и имитировали в домашних условиях «Форд Боярд». Заберись по отвесной стене, собери семь ключей, отгадай кодовое слово и забери деньги — сколько сможешь унести.

И вот еще:

О мальчик, высокий и худенький
с волосами цвета русого — русского —
зачесанной набок челкой, растущей густо
и бесконечной тоской в глазах непонятного цвета
голубых, или серых, иногда даже зеленоватых
ты такой же, каким был лет двести назад
и в метро на «Площади Революции»
ты выглядишь выжившим на Сенатской.
Ты видел их выпученные глаза и синие шеи
у тебя теперь минус пять друзей.
О юноша, в узких джинсах и пальто эйчэндэм черном
о тебе так много писали, талантливо и восторженно
иногда с критикой, иногда любовно
твои уста сотни лет целовали барышни,
одухотворенные
идеей в твоих глазах и неумолимостью.
Ты, правда, не знаешь, куда приложить его —
этот дар вспыхивать и вести за собой.
твое окружение иногда скатывается до совсем маргинальных слоев
но тоска в глазах не становится жиже
ты по-прежнему жаждешь истины,
тебя по-прежнему боятся серьезные
родители девушек, отдающих сердца твоей безусловности.
Ты умеешь так много всего —
но от этого тоска в глазах не становится жиже
видел ты и Париж, и его крыши,
и аргентинское танго видел,
и фильм про Бразилию
и тебе кажется, что ты узник,
живущий в системе узкой
мышления и отдачи
И ты ждешь, когда твой ангел
упадет с неба
на холодной и неоправданно дорогой электричке
ты увезешь ее и покажешь ей дачу
она покажет тебе свои крылья
и будет в глаза смотреть,
и слушать, как ты рисовал эскадрильи
но в темноте затяжных ночей,
что длятся здесь ночь, и еще день,
и еще приблизительно тридцать шесть недель
ты оборвешь ее крылья на отопление
и она уйдет от тебя,
уже безвозвратно земная и грубая
и на оттенок тоска в непонятного цвета глазах твоих
станет глубже

16/12/10

Январский P.S.
В январе часть написанного кажется, кхм, преувеличением. Когда на улицы внезапно вышла не только сотня соратников Лимонова, активность обрели все — работающие, безработные, традиционно пассивные и радикально настроенные. Я не знаю, имеет ли сейчас смысл говорить о появлении какой-то идеи или делать выводы из того, что во главе оргкомитета в итоге встали все те же ранее от политики далекие интеллигенты — пусть и не двадцатилетние. Факт в том, что о политике после декабря стало можно говорить. И кажется даже, что ее теперь можно собственноручно делать. А еще хочу извиниться, что, говоря по сути о Москве, называла ее Россией, — на Урале-то музыку делают ничего так.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • Vassily Borodin· 2012-01-23 23:42:07
    Почему-то авторы редакции W-O-S написали хуже других, глупее :(
  • Tanya Moseeva· 2012-01-24 00:54:37
    Да ладно, это же не об уме, а об искренности
  • Игорь Хадиков· 2012-01-24 01:03:09
    у меня двое старших - 30 и 25. одна в Голландии - Пи-Эйч ди. другой - программист в питерской конторе. как-то страшно стало - вроде они не такие, а мож я ошибаюсь. еще маленькая есть - 12 лет - она все смеется надо мною, дразнит, распевает -" Путина в жопу" типа я только об этом и говорю.
  • Vassily Borodin· 2012-01-24 01:26:34
    Вот это интересная штука: в юности искренности больше "в жизни" -- неспособность справиться с чувствами и пр.-- а на письме, наоборот, "напор", штампы интонационные, любование этими штампами :)
    Но тексты хорошие все; я не "ругаюсь" :)
  • Masha Pankova· 2012-01-24 02:20:47
    Мне показалось или у всех авторов было огромное желание вписать себя в общий контекст, в портрет поколения? Мне кажется, что большинство из них слишком обобщили все, тем самым уйдя от собственной индивидуальности. А ведь все разные, как резонно заметил один из авторов. И везде один, хоть и скрытый лейтмотив - система, система, система.
  • MAREMAN· 2012-01-24 04:17:20
    За эту публикацию редакция реабилитирована - оказывается не вся молодёжь дебилы.
    Матросы мирового флота шлют привет молодому поколению и напоминают , что в 91-ом несколько тысяч приличных людей у Белого Дома смогли изменить ход истории. А большевиков в 17-ом - вообще 200 человек было. Так что - не дрейфить - и на нашем Титанике ещё перевернётся грузовик со шлюпками.
  • openid.yandex.ru/test98711· 2012-01-24 08:16:37
    test
  • negator· 2012-01-24 11:54:42
    Мне показалось или тема была "рассказы о себе и своем поколении", ну что за ерунда, политика, Путин и все такое. Не знаю где вы таких откапываете, но мне насрать на его лицо, мы все танцуем и поем, скучаем, верим, ждем.
    Волнуемся смотрим фильмы и кушаем квадрасосисоны. Думаем только о себе, вспоминаем лето, давнее теплое лето.
  • Ferdinand Griffon· 2012-01-24 17:12:38
    ...А еще мы все пиздим, пиздим и пиздим. И теперь - пиздеть - это уже не мат, а вполне себе приличное слово, и назвать процесс написания текста иначе, уже не получается...
    Мы все и танцуем и поем. И кажется эти слова уже не имеют значения. Мы произносим сотни слов. Но к чему они все? Вы слышите меня? Слышу ли я вас? Нет, поскольку между нами экран и интернет.

    MAREMAN, - из ваших слов напрашивается график:
    1917 - 200 чел (итог: "революция" на 70 лет)
    1991 - 2000 чел (итог: перемены на 7 лет (допустим до Путинских 00-х)
    2011 - 20000 чел на Болотной (итог: разговоров и митингов до нового года)


    А что по сути "Я"?
    Что я сейчас? Не я как говорящий и ведущий активную жизнь в социальной сети, а я в своей голове, я в своем сердце, я в своей душе? Нивелировал ли я значение его-его-её?
    Или просто запечатал, чтобы никто не залез?..
  • MAREMAN· 2012-01-24 19:13:47
    Ferdinand Griffon - у большевиков была идеология и этика. У белодомовцев - уже только этика. У вас же - ничего. Любой результат соразмерен жертве , которую за него готовы принести. Первые и вторые готовы были погибнуть. У вас же , по-моему - другие планы.
    Ну - тогда наслаждайтесь видами айсбергов.
  • Igor Isakov· 2012-01-24 22:52:37
    я тоже хотел написать текст в OS. и, удивительно, хотел строить его от того же Листьева, которого помянули два моих условных ровесника. только у меня в своё время Листьев ассоциативно слился с котом в сапогах - именно этот мультик я смотрел перед тем, как узнать о смерти. и потому внешняя реальность, т.е. всё то, что находится за пределами "естественного" мира ребёнка, приобрела черты страшного мультика про кота в сапогах, которого в конце неожиданно и бесстрастно пожирает Людоед.

    друзья "20-25"! давайте прекратим ныть, эскапировать и смотреть киноклассику выпендрежа ради. К чёрту новое румынское кино, местный ЖЭК гораздо интереснее.
    Почти всё дурное, описанное моими сверстиками выше - правда, включая самую страшную правду о том, что 90% той молодежи, которая обладает достаточной интеллектуальной потенцией, намечают себе в гугл мэпс эмигрантские планы. Но это, простите, обыкновенная подлость.
    время отставлять хреновуху и брать на себя ответственность. и даже если кто-то не хочет её брать, она уже лежит на нас. автоматически легла. так сказать, по возрасту положено. ответственность за страну, ответственность за будущее родителей, ответственность за сохранение русской цивилизации. это громкие и в чём-то пошлые слова. но мне кажется, что также настало время перестать боятся громких слов и широких жестов, перестать соревноваться в утонченности сарказма и шлифовке мелких истин.
    Ответственность нам нужно брать и за тех сверстников, кто предпочитает ягуар, сибирский рэп и стрижку с чёлкой на лбу. А также за тех, кто по несчастному недоразумению угодил в лапы Якеменок. Представители обеих категорий составляют большинство молодежи, и если мы потеряем их окончательно, то стране придётся совсем несладко.

    Время взрослеть и вытаскивать за собой Россию. От каждого по способностям - на общее благо.
  • nobrow· 2012-01-25 16:21:30
    бу-э...
    одинаковые молодые люди все как по команде метят в довлатовы, хантеры томпсоны и хемингуэи
  • Dmitry Smelov· 2012-01-26 01:05:40
    Интересно, почему я не чувствую ничего общего с этими людьми и их рассказами? Неужто потому что мне 26 через три месяца? Сильно сомневаюсь в этом.
  • Артем Заяц· 2012-01-29 19:05:06
    Последний текст больше других понравился.
  • Strait· 2012-02-01 23:18:16
    Узнаю наше поколение во всех текстах, это объективное изображение из субъективных мнений - в какой ситуации находится наше поколение, что представляет собой. Кроме всего период перелома социального совпадает с возрастным. Люди как известно не любят застоя, особенно молодые. Но и одновременно жизнь в эпоху перемен считается дурным пожеланием. И опять в такие периоды молодые под угрозой потери. Причем наше поколение потерянное в большей степени чем упомянутые здесь одним из авторов западные писатели начала 20 века и их герои. Даже период перемен бывает в разные времена разным, потому что меняются обстановка и эпохи, как и наши и их судьбы. Их и нас разделяет без малого век, причем такой, в который изобретались, воплощались и отрицались разные идеи с разными результатами. После всего этого вектор развития теряется в идейном тумане. А жизнь тем временем проходит, она как известно коротка, а молодость тем более. Правда еще не всех представителей нашего поколения поглотило море обывательщины, так что надежда есть. Только нечестно всю ответственность сваливать на одно поколение, само неслабо попавшее под колесо истории. Наши судьбы вершились другими людьми, на что мы не способны были повлиять, да и наверное по-настоящему не осознавали этого. А теперь все слишком запущено. Или упущено.
    Тексты Паши Никифорова и Елены Глазковой особенно удачны, прямо +100500.
  • Wangyu· 2012-07-04 20:26:10
    Я, выходит, из другого поколения. Его еще в экономике (для изучения потребительского поведения) называют Х, а тут речь о Y. Вспомнился эпизод из фильма "Люди в черном", когда кто-то кричит: "аааа! вражеский космический крейсер над планетой скоро нас уничтожит, если... " И ответ одного из людей в черном: "Всегда есть вражеский крейсер". Не важно, когда ты живешь, всегда есть что-то тяжелое и сложное, чем ты недоволен. И это не вина поколения. Его никто не терял, так же как и никто не терял послевоенное поколение, оно никогда не жаловалось и трудилось. Просто кто-то размышляет и делает обобщающие выводы в отсутствие опыта и это хорошо. Это попытка понять себя. Но это процесс. А люди они всегда люди и всегда есть какой-нибудь угрожающий крейсер, который помогает собраться с духом и силами и повзрослеть. Причем количество лет во взрослении не определяющий фактор.
Все новости ›