С апреля в отечественных школах введут преподавание религии. ИЛЬЯ АЗАР следит за подготовкой к этому нововведению
© Антон Сташевич
24 февраля двери школы №1974 распахнулись и пропустили внутрь лысеющего человека с внушительной бородой. Руководитель Православного корпуса движения «Наши» Борис Якеменко пришел рассказать старшеклассникам о православном же роке, которому он посвятил одну из глав своего трехтомника «Основы православной культуры». Якеменко советует школьникам слушать музыку, которая «заставляет задуматься о смысле жизни, о действительности, о вечности и в итоге способна привести к богу».
В качестве примера такой музыки старший брат основателя движения «Наши» приводит группу «Экзорцист». Как объяснено на сайте команды, вдохновляет музыкантов иеромонах Владимир, натуральный борец с нечистой силой, самолично изгоняющий дьяволов. Вот
здесь можно оценить рекомендованные школьникам звуки и образы на примере песни «Прочь идола от стен Кремля».
Все это давно не новость. Как известно,
Кинчев поет: «В моей душе шаманил мрак, / Но, слава Богу, мне открылось, как / пороки под жернова ведут слепцов в отмолот». А бывший панк Петр Мамонов играет в просветленных фильмах «Остров» и «
Царь». «Невозможно обойти то пронзительное чувство благоговения, которое сопровождает весь фильм и по которому мы так соскучились», — говорилось когда-то в заметке об «Острове» на сайте «Православие.ру».
Судя по всему, благоговения теперь будет еще больше. Президент Дмитрий Медведев не так давно поставил точку в ожесточенной дискуссии о введении религиозного образования в школе, которая началась еще в 1990-х. В апреле (почему-то не в сентябре) в 19 регионах страны, в том числе в Чечне, Калмыкии и Еврейской автономной области, начнут преподавать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Введут его пока только для учеников четвертых классов. Дети, а точнее, их родители смогут сами выбрать, что изучать: этику, общий курс о мировых религиях или какую-то одну из них.
Поскольку Медведев о своем намерении разрешить многолетнюю дилемму никого не предупреждал, специалистов подготовить не успели, и обучать детей религии будут обычные учителя. Ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин сравнил ситуацию с фронтовой, когда лейтенантов учили за три месяца. В академии спешно уже подготовили тьюторов, которые в марте начнут быстро передавать новые знания 15 тысячам человек. Учителя при этом могут быть по основной специальности совершенно любыми. Министр образования Фурсенко искренне полагает, что с преподаванием религии справятся не только, скажем, учителя истории, но и преподаватели физики. Учебники написать тоже толком не успели, сейчас их спешно дописывают и редактируют.
Читать текст полностью
Атеисты в этой стране всегда опирались на Конституцию, которая провозглашает свободу вероисповедания и запрещает «пропаганду религиозного превосходства». Так что предусмотренная этой реформой возможность выбрать одну из четырех религий или светскую этику основному закону вроде бы не противоречит. И прямое православное миссионерство при господдержке доказать тут трудно.
Хотя рассказать детям о единственно верной в России религии хотят сразу несколько знатоков православия. Яростнее всех к битве за религиозное самосознание подростков подготовилась культуролог Алла Бородина, написавшая пособия для детей всех возрастов, от дошкольников до учеников 11-х классов. Первоклассников Бородина учит «нерукотворной красоте природы», во втором и третьем классах пересказывает Библию, а ученикам 4-го класса прямо заявляет, что «православие — это культурообразующая религия России».
О годах советской власти Бородина пишет: «Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения». Едва ли с таким учебником учителя смогут выполнить задачу, которую ставит перед ними ректор Никитин: «Постараться отстраниться от конфессий и сделать это недекларативно». Правда, учебник Бородиной Минобразование так и не рекомендовало.
В феврале министр Фурсенко заявил, что дети должны сами сделать свой выбор. «Мы не можем за руку вести ребенка к Богу. Мы можем показать, что путь такой есть», — сказал министр. Однако на деле решать, идти детям к богу или нет, за десятилетних школьников будут, конечно, родители.
Пока безбожники побеждают. Хотя, по данным социологов Левада-Центра, меньше 20% россиян — против введения ОПК, больше всего заявок (125 тысяч) к весне пришло на учебник по светской этике. Как сообщил гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, православие выбрали 80 тысяч школьников, все мировые религиозные культуры — 60 тысяч школьников, исламскую культуру — 40 тысяч, буддистскую — 14 тысяч, а иудейскую — еще на 2 тысячи меньше.
При этом, естественно, сторонников изучения религии в школах проще всего найти в РПЦ. Патриарх Кирилл считает, что уроки религии «послужат не только консолидации общества, повышению нравственности в учебных заведениях <…> но и нравственному росту молодежи». Правда, о какой консолидации идет речь, если школьников будут делить на несколько групп (только 6 часов из 34 четвероклассники проведут вместе), неясно. Другая проблема заключается в том, что учителей в регионах, особенно в сельской местности, на всех желающих не хватит и преподавать будут один курс, который выберет большинство.
Интересно, что в Европе нет единого мнения о том, как преподавать религию и надо ли это делать вообще. В Германии в большинстве земель учат основам католической или протестантской культуры, хотя любой ученик может отказаться и выбрать этику или философию. В то же время ислам, который все больше распространяется в Германии, не преподают. Это более жесткий вариант, чем предложенный Медведевым в России. Во Франции, кстати, церковь конституционно отделена от школы, и религию там не преподают ни в каком виде.
{-tsr-}Ни патриарх Кирилл, ни Фурсенко, ни тем более авторы учебных пособий не понимают, что насильно мил не будешь. Непонятно, почему обретать веру нужно практически силком, как это уже пытался инсценировать в прошлом году Православный корпус Бориса Якеменко, сгоняя молодых людей в Москве, чтобы они «пригвоздили свой грех» «у памятника Пушкину. К богу, конечно, прийти никогда не поздно, но, спасибо, мы как-нибудь сами.
я стала ловить себя на том, что теперь предпочитаю называть себя "христианкой", нежели "православной" (ну, если заходит разговор), потому что от слово "православие", прости господи, начинает дурно пахнуть, благодаря всем этим фурсенкам и яковенкам.
впрочем, я даже жалею, что уже давно не 10-классница, потому что если бы у нас "Основы православной культуры" вдруг бы стал преподавать какой-нибудь химик или физик, я бы попросила его объяснить, например, догмат о Троице. ну чтобы посмотреть, как он будеть икать и пыхтеть. радует одно: общее разгильдайство и мыслешатание в головах у большинства школьников. ну не вбухаешь туда ничего, как не пыхти!))
)
будет преподавать моему сыну светскую этику или слово Божье...ЖУТЬ БЕРЕТ
Необходимость иметь обширное пособие в преподавании Закона Божия диктуется современными,особыми небывалыми условиями:
(ПРОШУ ВАС ЧИТАЮЩИЕ!!!!!! не воспринимайте слово "ЗАКОН" !!! через призму атеистических убеждений,церковь НЕ государство для того чтобы строить вас и властвовать на вами,диктуя вам !!!ЗАКОНЫ!!! статьи конституции... от.muzamylife)
1.В большинстве школ Закону Божию не учАт а все естественные науки преподаются сугубо материалестически.
2.Большинство Русских детей и молодёжи находится в окружении иностранной среды,среди различных вероисповеданий и рационалистических сект.
3.Учебники старого издания уже все распроданы,их достать почти невозможно.Кроме того ,не все учебники старого издания могут вполне удовлетворять требованиям и запросам современных детей.
В наше время необходимо избегать разсказывать Закон Божий в форме наивной СКАЗКИ (как говорят по детски),ибо ребёнок и поймёт его как СКАЗКУ.Когда же он будет взрослым,у него произойдёт разрыв между учением Закона Божия и восприятием мира,как это мы наблюдаем нередко в окружающей нас жизни.
У многих СОВРЕМЕННЫХ людей с ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ...ЗНАНИЯ в области Закона Божия остались только со школьной скамьи первых классов,т.е. в САМОЙ ПРИМИТИВНОЙ ФОРМЕ, которая конечно не может удовлетворять всеми запросами уже взрослого человека.Да,и у самих детей,растущих и развивающихся в современных условиях и развивающихся быстрее обычного,часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы.Такие вопросы на которые многие родители и взрослые совершенно не в силах ответить.
И что в этом такого плохого что наше будущее поколение в отличии от настоящего (будут изучать основы нравственности,русскую православную культуру,в конце концов у самых активных детишек надеюсь появиться желанием самим поинтересоваться об образовании нашего государства не посредствам советской программы и как её все благополучно расписали.) я лично буду рад тому что мой маленький брат или моя маленькая сестрёнка лучше будут просвещаться в этом отношении,нежели сутками смотреть телеканалы из ТРЁХ БУКВ с нашумевшими именами, и поучительным ТЕЛЕШОУУ (с пафосным и грязным абсолютно безнравственным настроем на окружающий мир) с мыслями -
ВОТ Я ТАКАЯ КЛАССНАЯ БЛОНДИНОЧКА НА МИЛЛИОН ДОЛЛОРОВ ЧЕСТНО ГОВОРЯ МЕНЯ ИНТЕРЕСУЮТ ТОЛЬКО ВСПЫШКИ ФОТОАППАРАТОВ ЧЕМ ВСПЫШКА ЯРЧЕ ТЕМ СИЛЬНЕЕ Я НАЧИНАЮ УЛЫБАТЬСЯ ДЕНЬГИ И СЛАВА ДЛЯ МЕНЯ ЭТО ЖИЗНЬ ВОТ ТАК Я УМЕЮ ВЕРТЕТЬ своим телом СМОТРИТЕ НА МЕНЯ И ДЕЛАЙТЕ ТАК КАК Я ЭТО ДЕЛАЮ. Я РАССКАЖУ ВАМ КАК ПРАВИЛЬНО НАДО ПОЗИРОВАТЬ ДАБЫ КАЗАТЬСЯ НА ФОТОГРАФИИ ЧУТЬ БОЛЕЕ КРАСИВОЙ ЧЕМ ТЫ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ...ТОЛЬКО ВАМ НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ ЧТО ПРИ ВСЁМ ПРИ ЭТОМ НАДО ФИЛЬТРОВАТЬ СВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДОРОГИМИ ПАРФЮМАМИ МАКИЯЖААААМИ САЛОНАМИ СОЛЯРИЯМИ ПРИЧЁСКАМИ ДРУЗЬЯМИ.СТРАСТЬ СТРАСТЬ СТРАСТЬ. СТРАДАЙТЕ СТРАДАЙТЕ ОТ ТОГО ЧТО ТАКИЕ... МЫ ВЫЗЫВАЕМ У ВАС ЕЩЁ БОЛЬШЕ КОМПЛЕКСОВ А У ВАШИХ ПАРНЕЙ ОТБИВАЕМ ЖЕЛАНИЕ ПЯЛИТЬЯ НА ВАС ТАК КАК ОН ПЯЛИТЬСЯ НА СВЕЖЕИСПЕЧЁННЫЙ ЖУРНАЛЬЧИК . ВИДЯ ПЕРЕД СОБОЙ ПЛАСТМАССОВУЮ ГРУДЬ С ТАКИМИ ЖЕ МОЗГАМИ ИСТЕКАЯ ПРИ ЭТОМ СЛЮНЯМИ. С ЗАКРЫТМИ ГЛАЗАМИ ОН ДУМАЕТ О ГЛЯНЦЕВОМ ОБРАЗЕ ТОЙ САМОЙ ДЕВЧЁНКИ КОТОРАЯ НАУЧИТ ВАС САМОМУ ВАЖНОМУ ИНТЕРЕСНОМУ И УВЛЕКАТЕЛЬНОМУ В ЖИЗНИ.)))
ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО В ОБЁРТКЕ ВКУСНОЙ КОНФЕТКИ ВАМ ЗАВЕРНУЛИ SHIT.ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ОКЕЙ ЕС И СОРРИ ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ОБРАЗА.
А что касается последнего предложения в статье (Учебники написать тоже толком не успели, сейчас их спешно дописывают и редактируют.) Не совсем соглашусь со словами автора,дело в том что да это правда,по словам Кураева педагоги до самого послденего момента не знают что они будут изучать и преподавать детишкам, видимио ВЫ АВТОР не до конца инфомированны или же добавили немного отсебятинки (прошу вас пойми те меня правильно не в коем случае не хочу как то критиковать вашу статью или тем более тем самым вас обидеть).Литература уже есть причём сейчас или когда вы писали..... её не дописывали СПЕШНО...умоляю вас вы наверно один из тех кто стоял рядом в тот момент когда профессора и БОгословы духовной академии или институтов... в спешке в 20 рук быстреее дописывали дописывали лишь бы побыстрее начитались сказок о БОге...давай те уже быстрее всё отредактируем и сунем им в голову в учебники в школные программы пусть учат всё и чем быстрее тем лучше...Вы сами в это верите??Это вам что шутка о православии в каой нибудь брошюрке или анекдоте или же в модном интернет ресурсе???
Надеюсь что нет...
Вообщем об этом говорить можно ещё долго.Люди прошу иногда надевайте на головы фильтры.Ересь из разных уст вместе с вкусной шоколадной или ванильной сахарной пудрой порой подсовывает нам грязь...а мы вкушаем...и верим.Берегите себя.
В статье, на мой взгляд, многие факты извращены да нет. Действительно, статья написано так, как удобно какому-то вышестоящему лицу, не более. Все же думаю, что в школы наши не будут вводить то, что написано на скорую руку, и где будет преподавать «какая-нибудь колхозница». Ну хотя бы надеюсь на это. К тому же, со временем сгладятся все неровности этого нововведения, и будет отшлифована программа. А пока это все сырое. Буду ждать, пока это все оформится и, наконец, выйдет в школы. В общем, этому нововведению я рада. Не вижу ничего негативного. А слова «но, спасибо, мы как-нибудь сами» .. хм. Ну долго вы еще сами идти, пока не деградируете вообще в духовном плане. И даже если вы считаете, что религиозность вашего ребенка это не увеличит, но, хотя бы, прослушав все эти курсы, у него что-то шевельнется в голове, может повысит его нравственную культуру. И даже пробудит интерес к религии. А уж там, если вам не по нраву обучение школьное – сами донесите до ребенка это так, как считаете нужным. А то и самии не просвещают детей и другим не дают. Вот и приводит это к упадку религиозности со всеми вытекающими последствиями…