При переписи люди стесняются сказать, что не состоят в браке. Поэтому количество замужних женщин всегда оказывается большим, чем количество женатых мужчин.
Страницы:
Дивный новый мир
К. на днях исполнилось тридцать лет. Уроженка Петрозаводска, она давно уже живет в Москве: сначала училась в техническом вузе, потом устроилась на работу в продюсерское агентство. У К. есть все необходимые онёры самостоятельной и успешной жизни, включая собственную квартиру. Постоянных отношений нет, и это, по ее словам, беда всей сраной псевдоинтеллигенции, которая начала свой путь с того, что читала «Любовника леди Чаттерлей» и «Это я, Эдичка» в тринадцать лет.
Читать!
Она девушка современная, и поэтому ее опыты по поиску постоянного партнера включают и мужчин, и женщин: «Мы же творческие люди», — хохочет К. Она готова экспериментировать и дальше, хоть до пятидесяти, пока не встретит взаимную любовь, но ее родственники требуют, чтобы она вышла замуж как можно скорей: «Бабуля говорит, что не умрет, пока я не рожу. Я ей отвечаю: “Бабуля, в таком случае ты будешь жить вечно”. Смех смехом, но для меня это страшная травма: я не могу оправдать их ожиданий, а я их безумно люблю, они в меня вложили все. Они меня кормили, воспитывали, научили читать, писать, кататься на велосипеде. У меня было счастливое детство, а их я счастливыми сделать не могу».
Семейная атака началась исподволь: сначала никаких конкретных разговоров не было, просто одиночные реплики из серии «ты такая молодая, так хорошо зарабатываешь, почему же ты одна?». Потом, вспоминает К., ее дедушка и бабушка стали вырезать картинки из журнала «Мой ребенок» и вешать их на стену в кухне. К., как примерная внучка, приезжает к ним раз в неделю и видит, что картинок становится все больше и больше: «Такие красивые младенцы, от месяца до двух лет. Я говорю: “Дедуля, ты эзотерикой увлекся, я смотрю?”».
Через какое-то время началась следующая стадия: «Роди хоть от кого-нибудь». Теперь ее спрашивают: «Есть хоть какой-нибудь? Хоть непьющий?» От кого попало, хоть и непьющего, К. рожать не хочет.
Она считает ниже своего достоинства слушать чужие советы и читать женские журналы. «“Хотите ему понравиться, сожмите его член двумя руками” — такое вот я прочла в одном женском журнале. На хрена мне такие рукопожатия?!.. Но я должна найти кого-нибудь, чтобы родные успокоились. Я просто обязана. Знаешь, это как платежи по кредитам».
В середине 90-х годов психоаналитик Наталья Кигай написала в журнал «Огонек» статью под названием «Гимн одиночеству». В ней она описала, как общество преследует женщину, причем преследует и снаружи и изнутри. И как важно для каждого человека быть способным к одиночеству. По мнению Кигай, девочка растет и усваивает сознательные и бессознательные установки тех, кто ее воспитывает. Потом, когда она по какой-то причине во взрослом возрасте не может выйти замуж и ее за это упрекают, она, как правило, считает, что это ее уродство или дефицит. Или уверена, что ей положено быть замужем и жизнь должна ей этот факт обеспечить. Тогда у нее большие претензии ко всем вокруг и к самой жизни.
Кигай цитирует случай из собственной практики: «Ко мне приходит молодая женщина со словами: “Говорят, что я сумасшедшая и мне надо лечиться, потому что мне двадцать шесть лет, а я еще девственница”. Я ее спрашиваю: “А кто вам говорит, что это признаки безумия?” Она отвечает: “Все”. Дальше мы с ней разговариваем на тему того, что она любит, она совершенно расцветает и говорит, что любит науку и хочет написать диссертацию. Я говорю ей: “Тогда занимайтесь наукой, а когда вам захочется чего-то еще, например, замуж, займетесь этим”».
В детстве, по словам Кигай, все происходит так: «Вот растет мальчик, и растет девочка. Мальчику говорят: “Ты будешь космонавтом, ты будешь воином, ты всех победишь”. Девочке говорят: “Ты выйдешь замуж”. В этом уже есть гендерный перекос: девочка считает, что она должна выйти замуж, а мальчик, в общем, не считает, что должен жениться. Вот тут мы подходим к проблеме: девочку растят с идеей, что муж у нее обязательно должен быть».
Позже на сцену выходят гинекологи, которые говорят, что до 35 лет женщине обязательно нужно родить. Кигай уверена, что «врач, давая такой совет, не готов думать о последствиях и не отдает себе отчета в том, что человек сложно устроен. Может, этой женщине и не нужно быть матерью, может, ей нужно сначала сильно измениться, чтобы ею стать. Люди — не хомяки, над ними опытов ставить не нужно».
Кигай рассказывает о своей подруге, которая все-таки решила рожать без отца. Перед тем как пройти ЭКО, эта женщина консультировалась у психолога. Тот сказал: «Вы рожаете без отца? А знаете ли вы, что позже скажете своему ребенку, если он спросит, где его отец? Не знаете? Тогда я вам посоветую. Вам надо найти подходящую могилу молодого мужчины». — «А если ребенок рожден от анонимного донора спермы?» — спрашиваю я. «Репродуктивные технологии развиваются и рождают новые проблемы и новые переживания. Анонимный донор — совсем не то же самое, что отсутствующий или умерший отец. Например, в одной лесбийской семье при разговоре о том, от кого ребенок унаследовал то или иное качество, вместо “отец” говорят the sperm. Имеются и зеркальные примеры: семьи, где отец покупает яйцеклетку и нанимает суррогатную мать, а в метрике ребенка в графе “мать” стоит прочерк. Каким станет внутренний мир ребенка в этой семье, трудно предсказать», — заканчивает разговор Наталья.
Сто лет одиночества
Писательница Элина Ферман, автор бестселлера «Целуй и беги: как побороть страх знакомства», говорит, что в современном обществе есть масса женщин, которые не испытывают необходимости в отношениях. Однако под воздействием общественной морали, которая навязывает людям идею существования в паре, они начинают искать партнера, строить с ним отношения, разрывать их и, как следствие, страдать. И, согласно недавнему исследованию американского социолога Дженнифер Гаувейн, почти треть женщин во всем мире выходят замуж, не испытывая к партнеру особых чувств. Гаувейн провела опрос тысячи женщин, недавно переживших развод, и выяснила, что 30% опрошенных с самого начала осознавали, что выходят не за того мужчину. Социолог выделила три причины, по которым это происходит: во-первых, возраст. Дожив до определенных лет, осознав, что все сверстники и сверстницы уже обзавелись семьями, и в конце концов устав сражаться с общественным мнением, женщина принимает первое же предложение. Во-вторых, выходя замуж за нелюбимого, но хорошего человека, женщина рассчитывает, что сможет его со временем полюбить. Однако часто развод в таких парах наступает быстрее, чем вырабатывается привычка друг к другу. Третья причина — боязнь женщины не встретить более подходящего мужчину.
Страх остаться одинокой толкает женщин на необдуманный шаг. Но есть лазейка для «законного» одиночества, и по такому пути пошла жительница Волгограда, сорокалетняя В.
Монахиня в миру
Окулист в детской поликлинике, незамужняя в анкетах, В. — монахиня в миру.
С детства она считала женщин существами второго сорта и думала, что замужество ничего хорошего собой не представляет. Почему? Потому что ее отец был человеком очень авторитарным.
Например, он ее бил. В первый раз он ударил В., когда ей было четыре года.
Когда В. исполнилось одиннадцать лет, она мечтала быть мужчиной и даже хотела сделать себе операцию по перемене пола, но потом передумала. В. влюбилась в восемнадцать лет, это был ее однокурсник в медицинском институте. Сейчас она называет этот опыт негативным: «Он был женат, его жена беременна, перспективы никакой». Во второй раз В. влюбилась в человека, который уже был разведен: «Мы познакомились с ним через общих знакомых, встречались довольно долго, у нас были серьезные отношения. А потом у него стало точно так же серьезно с церковью, он решил, что станет священником, а второй брак для человека, который хочет стать священником, невозможен. У меня была очень сильная депрессия, я каждый день думала, что покончу с собой. И самым травматичным было то, что он никак не мог определиться: в один день он говорил, что должен быть со мной, на следующий — с Богом. А потом он просто исчез, и я поняла, что это все». А дальше?
«Я поступила в интернатуру, у меня был учитель. Хороший. Я его очень сильно полюбила. Но он, понимаете, тоже был женат. Мы целый год вместе работали, это было прекрасное время, но ничем не кончилось». Еще был одноклассник, уехавший в Израиль, и написавший В. письмо со словами: «Я понял, что тебя люблю, приезжай ко мне поскорей, хочу на тебе жениться».
Читать!
Несколько лет назад она приняла сан монахини в миру, и сейчас чувствует себя счастливой, «потому что нашла свое призвание».
Ей нисколечко не обидно, что у нее не будет собственных детей.
А многие до сих пор говорят, что она ненормальная.
«Наше общество видит в одинокой женщине какую-то опасность, — не без основания утверждает Анна Варга. — К тридцати годам многие мужчины уже женаты, у нас вообще мужчин меньше, чем женщин, так что тут простая арифметика. Кроме того, в России пьют, пьющая нация. И если мужчина начинает пить в подростковом возрасте, то к тридцати годам он спивается».
Остаются — женатые мужчины.
Страницы:
КомментарииВсего:20
Комментарии
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455916
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2346078
- 3. Норильск. Май 1273653
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899199
- 5. ЖП и крепостное право 853076
- 6. Закоротило 824446
- 7. Не может прожить без ирисок 792136
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766414
- 9. Коблы и малолетки 745262
- 10. Затворник. Но пятипалый 479268
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409710
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374928
В статье приведены примеры каких-то недалёких женщин, не знающих, на что потратить свободное время, кроме шопинга и сериалов. Вполне естественно, что нормальные мужчины стараются держаться подальше от таких особ.
А если уж хотеть замуж, то никак не ограничивать себя сериальчиками и глянцем. К личностям тянутся.
в этом пространстве, если речь идет об одиночестве -
гораздо интересней поговорить о том, насколько женщина теряет себя и свою веселую (вполне возможно) жизнь вступая в брачные отношения. И насколько велико число тех женщин которые превращаются в настоящих невростеничек - не имея сил выйти из ситуации тотального обслуживания мужчины (которому это конечно прияно , но симметричного ответа он дать не способен) и образа хорошей жены и на кухне и в постели.
одиночество - это не компаньонка вдовы и не курение сигареты на балконе. Одиночество - это когда человек, с которым ты состоишь в браке возвращается с работы в 12 ночи. А так сложилось что тебе кроме него не с кем особенно поговорить через пять лет брака и там сколько нибудь еще лет сидения с ребенком. Только он особо говорить не настроен - он же устал в конце рабочего дня и где же ужин. И к тому же ему нужно вернуться к компьютеру (в советское время я думаю это был телевизор).
И довольно интересный факт, что после развода мужчины чаще всего женятся во второй раз (а фигли получаешь себе кучу всего задарма, при весьма вероятно минимальных вложениях)., а женщины куда реже соглашаются во второй раз вешать на себя это ярмо.
а пример из блокадного Ленинграда - да это просто пиздец. Это просто нельзя в одну линию ставить. и спекулировать вот таким образом на теме блокады подводя ее в одну линейку с "прочими детскими травмами" - просто свинство.
Ну и вменяемыми в этой статье мне кажутся только выкладки из статьи в "Огоньке" и анонс книжки Элины Ферман.
Очень неприятна авторская позиция - пишет как бы тоже женщинаТ - но при этом ни слова о себе и никаких оценок. Типо я не при чем. Зато отношения ко всем героям - чья личная жизнь здесь обрисована - высокомерное и обесценивающее. И при этом они все такие простые, как дваждыдва. Спасибо что объяснили нам их судьбу.
Возможно мое высказывание (заметьте от себя, а не от всяких там абстрактных знакомых) тоже продиктовано детскими травмами, полученными в родительской семье, трудной ситуацией в перестроечной России (мне было всего 6 лет! я помню гумманитарную помощь из Америки) или может быть они продиктованы тем, что мне "не повезло просто с мужчинами".
Но я что то за всю свою жизнь не видела ни одной полностью адекватной семьи и миллион прекрасных, спокойных и главное живых одиноких людей.
И мужики все разные. И непросто им, бедным. От них столького ожидают. А от нас? Помыть-постирать. Подумаешь, большое дело.
С другой стороны - давление, которое испытывает тридцатилетняя одинкоая - и не собирающаяся замуж - женщина - беспредельно. Устоять невозможно почти.
Мне кажется, мы все очень уж непримиримы друг к другу - женатые и одинокие, я имею в виду. Снисходительнее надо быть.
Хотя, когда старый друг пожелал мне на моем 30 дне рождения "стать менее самодостаточной", - захотелось метнуть в него миской с салатом оливье.
А статья хорошая.
у автора нет ни языка, ни инструментария для описания проблемы. Решение простое - вывалить кучу мусора на своих информанток, объяснить, что им наверняка очень плохо, раз они сделали выбор в пользу автономии, и испуганно промолчать о себе самой
ни тебе социального анализа
ни объективности
ни уважения к чужому пространству
в итоге без какого-либо обоснования, кроме авторского страха одинокой жизни, создается неверное, стереотипное представление о 20% населения
это снижает и уровень портала
и уровень раздела "общество"
Для кого и зачем описана фобия оставлять ребенка одного? Автор хотела показать читателю идеальную мать? Навязать другим женщинам панику и гиперопеку?
"А. недавно исполнилось двадцать три года. По московским правилам, она может жить в одиночестве еще лет пять" - по каким правилам? В Москве есть правила? Кем и как они зафиксированы? Почему бы автору не написать - "в моей среде есть правила", а не говорить за весь город, тем более что в статье не представлены все его социальные слои?
ну и да, блокада на всякий случай пошла в ход