Дьякон Андрей Кураев, личность в Москве знаменитая, назвал Дивеево «палатой номер 6 всероссийского масштаба». Это ведь о чем-то говорит, да?
Страницы:
Свой удел
В 1997 году сибирячка Елена увидела по телевизору передачу о Дивееве. Через десять лет она переехала в село и приняла постриг. Елена — монахиня и учительница в сельской школе. В той передаче, вспоминает Елена, рассказывали о батюшке Серафиме, о Святой Канавке: «Мне тогда было 43 года, и я поняла, что святые — такие же люди, как мы, и они, оказывается, жили в России. Удивительно мне стало. Неужели все это действительно было? Через две недели после этой передачи был отпуск, и я решила, что поеду в Дивеево. Я знала, что автобусы в Дивеево идут с вокзала в Арзамасе. Приехала на вокзал. Спросила: “А продаются ли билеты?” Мне сказали: “Да, есть”. Но даже когда я в автобус села, то все равно не верила и переспросила водителя, точно ли автобус в Дивеево идет».
Читать!
Она говорит мне, что была уверена: в Дивеево никогда больше не вернется. Прошел месяц, и она поняла, что снова хочет сюда приехать. И она приехала. Паломником. Еще один раз. И еще. А потом у нее, «как у всех у нас, ненормальных, появилось страшное желание жить здесь. С этим невозможно совладать: ты хочешь жить при монастыре, чтобы больше никогда не видеть светскую жизнь». Несколько лет она работала на послушании: мыла в монастыре полы и посуду, помогала на кухне и в огородах. Потом устроилась на работу в местную школу и приняла тайный постриг в миру: «Как-то приехала к батюшке одному, прозорливому, очень крепкому. Мужа у меня нет, есть только семья дочери, и нужен был мне совет, как личную жизнь устроить. Батюшка мне сказал, что есть Божья воля принять постриг». После пострига она вышла на работу в школе, на нее стали смотреть косо и избегать общения. «Если ты сама с кем-то начинаешь разговаривать, то на тебя так глядят, как будто ты НЛО. У Господа сказано, “возлюби врагов своих”, но у местных настолько странное к нам отношение, что вот мы приехали, мы не такие». Слишком «православнутые»?
«Скажем так, — отвечает Елена, — непонятные. На работу, если специальных умений нет, тебя просто не возьмут. А даже если и скажут, чтобы ты приходил, то ты и сам у них работать не сможешь: сквернословие, местный народ совсем невоцерковленный. У местных безбожие настолько ярко выражено, казалось бы, в таком месте, а верят — мало. Ты здесь своя среди чужих и чужая среди своих. Сюда со всего мира люди едут, но местные вообще этого понимать не желают. Не хотят просвещаться, к Богу не приходят».
Может, я ошибаюсь, но некоторые поступки приезжих тоже выглядят, мягко говоря, странными. Четыре года назад более тысячи «новых переселенцев» отказывались менять советские паспорта на новые российские, утверждая, что в них содержится антихристианская символика. Начальник местного загса, Нина Лисенкова, сказала, что среди местного населения таких отказников нет, все радикалы — люди пришлые, которые съезжаются сюда на постоянное место жительства не только со всей России, но и из-за границы. «Мне трудно сказать, верующие они или больные, извиняюсь за выражение», — сказала она. Одна из отказниц объясняла, что в российском паспорте «не так»: «Здесь антихристианская символика — вот шесть штук, шесть виньеток обозначают шестерки и внизу на виньеточке три шестерки. И змей, который обвивает землю и заглатывает свой хвост. Вот эти самые основные такие масонские знаки». Для тех, кто поменял свой паспорт, в Дивееве продаются специальные кожаные корочки с молитвой: «Да сокрушится под знаменем образа Креста Твоего вся супротивная сила». Молитва призвана обезвредить все шестерки.
Свой устав
Местные жители по праздникам собираются на центральной площади, и 12 июня, когда все церковные службы заканчиваются, с жадностью отмечают День села. Своего собственного села, в котором дети с криками прыгают на ярко-желтом батуте, а взрослые сидят за желтыми пластиковыми столиками, пьют водку под названием «Дамская шляпка» и закусывают жирным шашлыком по сто рублей за сто граммов. К моему столику подходит мужчина с золотыми зубами: «50 граммов “Шляпки”? Нет? А 150? Тоже нет?» Отходя, в сторону: «Вот зараза городская».
Паломников здесь нет. Молодежь стоит в очереди к кафе «Исток». Там предлагают организацию «банкетов, свадеб, поминальных обедов и бизнес-ланчей» и продают спиртное «навынос». Две женщины в синих платьях и белых кокошниках залихватски поют частушки. Одна запевает: «К Кашпировскому поеду, установку получу, снова замуж захочу. Выйду замуж я когда, буду новая звезда». Вторая подхватывает: «Да какая ты звезда? Ах ты, старая… бабуся!» Зрители громко смеются.
За певицами — неизбежный гипсовый Ленин в натуральную величину. За Лениным — двухэтажный торговый центр, где продают дивеевские сувениры и китайский трикотаж. За трикотаж отвечает Алла, живущая в Дивееве всю свою жизнь. То есть двадцать восемь лет. Она считает, что в последнее время Дивеево стало хуже: появились злые люди, приезжие, скупили дома. «Раньше, — говорит Алла, — мы все знали друг друга и на улице приветствовали. А сейчас люди идут с агрессией, на них посмотришь, и страшно становится. Есть у нас соседи одни, они городские, не привыкли к сельским сожитиям, и то им не то, и это. Пройдет еще немножко времени, убудет все Дивеево, заселятся сюда иногородние. Ничего здесь не останется». Переезжать Алла не хочет, поскольку к городам «непривыкшая». С другой стороны, Алла боится отпускать из дома свою шестилетнюю дочь: «Года три-четыре назад в село стали приезжать освободившиеся из Мордовии, и я не знаю, почему их сюда допускают. Они, может, скажут, что хотят Богу молиться, а сколько потом происшествий на Канавке проходило! И ограбления, и поножовщина. Недавно женщину на Святой Канавке ножом пырнули: двое мужчин ее ножом вот так, сзади».
Мама Виктории Краснощёк, Тольяна, на сельские праздники не ходит: она почти все время сидит дома и размещает на сайтах «Одноклассники» и «Вконтакте» фотографии пропавшей дочери. Она хочет продать дом и уехать — может быть, в Санкт-Петербург, а может, в Одессу, по которой скучает. Переехать Тольяна сможет только после того, как найдется Вика, и когда это произойдет, не совсем понятно: дело по розыску ее дочери официально закрыто. Некоторое время Вику искал частный детектив из Казани, который в разговоре признался: «Розыск девушки в местной милиции толком не вели, кинолога на место пропажи не присылали, а материалы дела никому не показывали. Она исчезла, и все. И это не первый ужасный случай в селе: там, например, заместитель начальника уголовного розыска подростка пристрелил».
Да, вспоминает Тольяна, был такой эпизод. Десять лет назад заместитель начальника уголовного розыска и по совместительству начальник службы безопасности в гостинице «Московская» Киселев Алексей погнался за подростком-мотоциклистом, нарушившим правила дорожного движения. Киселев решил выстрелить по колесам, но попал в мальчика. Дальше — отстранение от должности, суд, заключение, амнистия. Теперь Киселев, как и раньше, работает начальником службы безопасности все в той же гостинице «Московская». «А что тут странного? — переспрашивает меня одна из жительниц села. — Здесь же все местные друг с другом повязаны, все друг другу помогают».
Чужой монастырь
А приезжие продолжают переселяться в Дивеево. Екатерина приехала в село из Адлера вместе с подружкой монастырь посмотреть, пожить немножко, поучиться. Училась так: «Была на послушании в монастырском скиту, в деревеньке возле леса. Там очень тяжело, очень тяжелый труд. И коров доила, и кушать готовила. Надо было в полшестого утра встать, печку растопить, еду приготовить на сорок человек. Как вспомнишь эти кастрюли огромные! Сама их таскала, надорвалась. Сливаешь воду, помои, ведра таскаешь сама, все выливаешь, ходишь сама. На кухне работали по графику, два через два, но ты не отдыхаешь после дежурства, тебя направляют на огород плюс к этому ты все время читаешь правила, молитвы, поклоны бьешь, в храм ходишь, все мы делали. А только сядешь, к тебе монахини подходят и говорят: “Ты чего отдыхаешь? Иди молись!” Спали мы в скиту по несколько человек в одной комнате. Но я даже не знаю, почему домой не вернулась. Что-то понравилось, что-то тянет сюда необъяснимое. Ореол, что ли, вокруг батюшки Серафима».
Монахини уверенно ездят по сельским улицам на машинах, продают сувениры в киосках и стоят за стойкой местного паломнического центра. Натыкаясь на их строгий взгляд, понимаешь, почему девушки в Дивееве носят старомодные длинные юбки и кофты с длинными рукавами.
Монахини, поясняет Екатерина, сами пекут хлеб и сами следят за территорией. «А недавно при монастыре медицинский центр рядом со Святой Канавкой отстроили. Большое здание: говорят, туда завезена аппаратура самая новейшая», — добавляет она. Туда берут на реабилитацию после серьезных болезней. Лечат тоже монахини.
Местные жители, по слухам, в этот медицинский центр не попадают и даже не знают, кого туда берут. Монастырь в Дивееве — это государство в государстве, законы там свои, и говорят про них — всякое.
Некто «Раб Божий Василий Портнов» в своем блоге пишет: «Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь — это четвертый и последний удел Пресвятой Богородицы во Вселенной. Но что делают с ним, это просто дикость. Мы, как слепые котята, ничего не понимающие, позволяем осквернять великую святыню. Все телефонные переговоры в Дивееве прослушиваются ежесекундно. В женском монастыре матерные слова в среде рабочих как норма. Приезжих молодых мужчин, к примеру меня, просят помочь сестрам и заводят чуть ли не в кельи сестринские. Мне лично пришлось это испытать на себе, когда позвали чистить подсвечники в сестринском корпусе. Одному старику, читавшему акафист образу Пресвятой Богородицы “Воскрешающая Русь”, у Канавки заявили, что территория монастыря — это частная собственность, и выпроводили вон. Никогда ни монастыри, ни храмы не являлись и не являются частной собственностью кого-либо!!! Если человек нарушает благочестивый церковный порядок, это одно, тогда, разумеется, его нужно выпроводить. Но если на Канавке Пресвятой Богородицы, куда вход свободный, основанием для запрета чтения Акафиста является заявление, что монастырь — это частная собственность, то это обыкновенный бандитизм, захват монастыря, попытка сделать монастырь музейным культурно-развлекательным центром православия для туристов». Раб Василий утверждает, что среди покровителей монастыря — масоны.
При входе в Казанский собор висит мемориальная доска со списком фамилий покровителей, внесших неоценимую лепту в восстановление Дивеева. Среди них — Олег Дерипаска, владелец местной гостиницы «Московская», и глава «Росатома» Сергей Кириенко. За вклад в восстановление святынь Дивеева семь лет назад Кириенко удостоился ордена Серафима Саровского.
Но до полного восстановления святынь еще далеко: согласно недавней проверке Счетной палаты РФ, «по состоянию на 1 декабря 2010 года из 37 объектов недвижимого имущества, включенных в список памятников истории и культуры федерального значения села Дивеево, передано 26 объектов».
Читать!
Земля в Дивееве дорожает. Десант продолжается.
Страницы:
КомментарииВсего:23
Комментарии
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455737
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345975
- 3. Норильск. Май 1273382
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899117
- 5. ЖП и крепостное право 837518
- 6. Закоротило 824322
- 7. Не может прожить без ирисок 791804
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766245
- 9. Коблы и малолетки 745032
- 10. Затворник. Но пятипалый 479017
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409265
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374717
так сказать для сравнения
К счастью, так не везде.
Только что, в начале июля, ездил на Соловки - ничего подобного дивеевским ужасам там нет. Общая атмосфера лёгкая и, я бы сказал, прозрачная. По улицам во всех направлениях бродят козы и коровы. Люди предупредительны и доброжелательны - в это трудно поверить, но мата я на Соловках ни от кого не слышал, даже от милиционеров и боцмана с катера "Туман".
Каждый занят своим делом: туристы ездят смотреть на Секирную гору, доисторические лабиринты и китов-белух, паломники к 6 утра ходят на длиннющие монастырские службы, а местное население - меньше тысячи, если не ошибаюсь, постоянных жителей посёлка Соловецкий - зарабатывают за летние три месяца львиную долю своего годового дохода.
Для организованных туристов есть куча экскурсий с гидами, для неорганизованных - пункты проката автомобилей, лодок и пр. Одних только пунктов проката велосипедов я насчитал около десятка.
При входе в монастырь женщины могут (бесплатно, естественно) взять напрокат застёгивающуся юбку, которая надевается поверх штанов/миниюбок/чего-угодно-неуместного-в-монастыре. В главном местном кафе все основные блюда готовят в двух вариантах - с мясом и без.
Монахи, несмотря на суровый/устрашающий/бородато-волосатый вид оказались вполне адекватны. При мне трое ребят (выцветшие майки, пирсинг) после недолгой беседы были допущены в церковь Благовещения петь кондаки и акафисты.
В общем, не Дивеево.
Трагедия на Волге ставит вопросы: а чего это они целыми семьями в корытах старых плавают? Ответ нашла в казанской рекламе -"В туристический сезон 2011 года предлагается новый маршрут«Болгар православный».
Программа маршрута предусматривает посещение действующей Свято-Аврааминской церкви и источника Святого Авраамия. Смотрим здесь:
http://www.bolgar-hram.info/node/702.
Предлагается паломникам средство от наркозависимости, от пьянства, от бесплодия, от нищеты и от всех болезней - излечивают раз и навсегда! Для многих это оказалось правдой, только горькой...
Не понял только, может, кто объяснит, что это за "темная сторона святыни". Интересно было бы узнать и о светлой стороне, если таковая имеется, в чем, после прочтения указанной статьи, сильно сомневаюсь.
Также озадачила фотография о "процветающем за счет приезжих" ритуальном бизнесе. Обычно процветающий бизнес выглядит как-то иначе. Но то ли в Дивеево все по-другому, то ли для автора статьи процветающий бизнес именно такой, Бог весть. Склоняюсь ко второй версии, но допускаю, что ошибаюсь. Обратно же, возникают вопросы и что это за "приезжие". То ли приезжают, чтобы умирать, то ли родные привозят материал для "процветающего бизнеса", то ли представителей этого "бизнеса" приглашают в соседние города, в том числе и Москву, за счет чего этот "бизнес" процветает". Опять же неясно.
Ну и, конечно, же "свидетельства очевидцев". Это стержень материала. Эти полные сдержанной страсти и подлинной правды слова "типичных представителей". Славный (судя по всему) человек, уважительно именуемый автором гидом-экскурсоводом, его жена - точно такая же гид-экскурсовод. "Частные предприниматели", приезжие, торгаши... Весь цвет. И цвет этот свидетельствует - "нет правды!". Конечно же, стоило записать эти скорбные повествования.
Также удались и свидетельства о "криминале". Чего стоит история десятилетней давности!
Автор явно нацелена на Пулитцеровскую премию!
И этот мрак и ужас, с которого начинается статья. Похитили человека! Неслыханно! Разумеется, ничего подобного невозможно представить в других российских городах.
Это ли не подлинное свидетельство "темной стороны православия".
Ну, и конечено, две детали. Вопрос о благодати (который, как известно предполагает ответ). "Все (чувствуют багодать)?". Видимо, "почти"...
И "трагикомическое" событие - надругательство над иконой. Непонятно, почему "траги-"? Просто - "комическое".
Пройти по т.н. "святому месту" (кавычки автора) в "коротких брюках" (почему не в шортах или трусах, плаках?) с сигаретой (почему не взять в другую руку бутылку пива?), естественно, с непокрытой головой. Это, да, дорогого стоит.
Вывод: "манда" - это самое слабое определение.
Нвадежда: ждем репортажей в такой же стилистике из святых мест иудаизма и мусульманства.
Пожелания: новых творческих успехов, "почувствовать" благодать в других "святых местах".
Часть первая.
На территории монастыря: "Пожалуйста, берите сухарики Серафима Саровского. Сухарики бесплатные. Но в ваш пакетик мы не можем насыпать, нужно купить
специальный пакетик в церкви". Занавес.
Часть вторая.
Стоянка около монастыря.
"А стоянка платная?". "Бесплатная, но нужно благословение". "А где его взять?". "Можно купить в гостинице. 100 рублей".
Но матом на нас никто не ругался тогда. Просто они недоумевали, что мы в шортах летом и без крестов. Но пришлось им с этим смириться. Уговаривали нас отказаться от использования российского паспорта, очень убедительно доказывая: паспорт - от лукавого. Мы соглашались, но нужно было еще обратно возвращаться, поэтому отказ от паспорта на некоторое время отложили.
--- не-православные и без этой статьи все как один согласны с автором. им факты не нужны.
--- "продвинутые" православные тоже в курсе. только они переживают за церковь, и стараются, где могут, устроить всё по-другому. + они понимают, что церковь, которая массовая, заражена всеми грехами культуры, к оторой она функционирует.
--- православные вроде тех, что описаны в статье не умеют читать.
для кого же текст? к чему это всё?
При желании в каждом месте можно увидеть только плохое. Соловки, между прочим, в этом не отличаются от других мест - можно найти и матерящихся трудников и безумных туристов, не имеющих никакого представления о том, куда они попали и многое другое. А можно найти удивительную благодать, сказочную природу и т.д. и т.п.
Другое дело, обидно, что если это OpenSpace (который я очень люблю), то вероятность найти здесь хоть одно доброе слово о Церкви или, например, о власти, стремится к нулю. Что, в свою очередь, указывает на некую однобокость и тенденциозность...
во-первых, живется в Дивеево не так плохо, все местные жители отлично зарабатывают на туристах и паломниках, во-вторых, хоккейную площадку и новый дк можно всегда построить на те деньги, что администрация гребет от святого места, а вот восстанавливаются храмы у нас гораздо сложнее... в-третьих, я, например, там была во время праздника какого-то, так там такие гулянья были, даже звон колоколов не было слышно, в-четвертых, если у нас народ пьет, что не построй, все равно пить будут, в этом не отсутствие дк виновато...
Опять же, когда я там была, там было очень много народу в коротких юбках и брюках разных цветов... а если какая-то бабка пристала с осуждениями, так это и на улицах Москвы пристать может...
у нас сейчас любое паломничество - бизнес и просто надо правильно к этому относится... понимать, а зачем ты едешь в Дивеево?