Дьякон Андрей Кураев, личность в Москве знаменитая, назвал Дивеево «палатой номер 6 всероссийского масштаба». Это ведь о чем-то говорит, да?
Журналист СВЕТЛАНА РЕЙТЕР о темной стороне православной святыни. Фотографии АРСЕНИЯ НЕСХОДИМОВА
Про село Дивеево я услышала в мае этого года, когда занялась материалом об исчезнувших людях, следов которых так и не нашли.Четыре года назад, при невыясненных обстоятельствах, бесследно, внезапно и необъяснимо пропала жительница села Дивеево 27-летняя Виктория Краснощёк, администратор местной гостиницы «Московская».
Читать!
Ее родители по-прежнему живут в этом селе: бывшие одесситы, они вместе с дочерью переехали в Дивеево «за благодатью и спокойной жизнью».
Но, показалось мне, спокойная жизнь — это не про Дивеево.
Я помню, что отец Виктории, Владимир Краснощёк, показывая мне дом, сказал: «Вы не смотрите, что дом у нас внутри хороший, а снаружи — так себе, это чтобы соседи не завидовали». И добавил, что у них четыре года назад собаку убили, «отравленную кость подкинули».
И я решила приехать в Дивеево еще раз.
Палата №6 всероссийского масштаба
По примерным оценкам, около половины восьмитысячного населения Дивеева — приезжие, перебравшиеся в село исключительно из религиозных соображений: в Дивееве расположен самый большой в Европе женский монастырь, в котором обитает больше четырехсот насельниц. В Дивееве семь церквей и пять святых источников, туда ежедневно направляется множество паломников, которые ежедневно едут на автобусах из Набережных Челнов, Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. Некоторые из них ездят в Дивеево годами, а потом строят в селе собственный дом.
В монастыре хранятся мощи самого почитаемого в России святого, преподобного Серафима Саровского, считающегося, помимо прочего, покровителем российского ядерного щита. Перед ракой с мощами святого паломники стоят по многу часов. Плачут. По их собственным уверениям, излечиваются от болезней.
Дивеево, считают паломники, — это благодать.
Это село похоже на место, где с человеком никогда ничего плохого случиться не может. Тихие улицы. Парки. Золотые купола, куда ни глянь. На центральной улице огромный щит с изображением строгого Серафима Саровского и надписью: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас».
Основная достопримечательность села, Серафимо-Дивеевский монастырь, почитается как четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы». Он возник во второй половине XVIII века по инициативе рязанской помещицы Агафьи Семеновны Мельгуновой, и его покровителем стал Серафим Саровский.
После революции монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать, но в 1927 году — закрыт. Его восстановление началось в 1989-м, после образования в Дивееве церковной общины. Особый размах ремонтно-восстановительные работы приобрели в 2003-м, накануне празднования столетия прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых: в Дивееве отремонтировали соборы и провели перепланировку монастырской территории. Женя, сельский таксист и экскурсовод, прекрасно помнит, как это происходило: «Сначала весь центр перегородили железным забором. Был у нас парк Победы — пусть это был небольшой сквер, но село-то маленькое, хоть какой-никакой, но парк, чистенький, зеленый. Туда десятилетиями люди приходили на День Победы и вечерами на лавочках посидеть. Раз — забором огородили и сказали, что это теперь монастырская территория. Была у нас хоккейная коробка, я в ней на коньках научился кататься, в хоккей играл. В 2000 году и эту коробку оттяпали: монастырь расширил свой забор, а «хоккейка» осталась внутри. Понятно, что там теперь цветник, но нам не нужен был этот цветник, нам хотелось на коньках кататься. Был Дом культуры. Хороший, по нашим меркам, ДК. Концертный зал на 500 мест, вполне современный, не хуже, чем в Арзамасе. Кинозал был, спектакли ставили, дискотеки проводили. Несколько лет назад хоп — монастырь отобрал, трапезная там. Куда молодежи податься?! Мы раньше собирались возле школы, там был шикарный спортивный городок. Кто на гитаре тренькает, кто качается на тренажерах. Хороший турник был, брусья. А сейчас — монастырская больница. Молодежи делать нечего, и им ничего не остается, кроме как пиво и водку на автовокзале пить. Ни кинотеатра, ничего. Конечно, батюшку Серафима Саровского никто не отменял, но зачем же спортзал забирать?! К тому же стали приезжать какие-то левые типы, покупать дома. Мы здесь привыкли, что все свои, все друг друга знают, а тут начинают строиться, заборами огораживаться».
На автовокзале села Дивеево стоят несколько автобусов, из которых группами выходят паломники. Я приезжаю в Дивеево на праздник Святой Троицы, и автобусов перед утренней службой особенно много. По всему пути от автовокзала до монастыря — палатки, в которых продают иконы с изображением Богородицы и Серафима Саровского, статуэтки ангелов и головные платки.
Перед Казанским собором раскатывают зелено-белую ковровую дорожку. По ней идет священнослужитель в парадном облачении. Кто-то кричит: «Это владыка, владыка!» За владыкой — несколько монахинь. В руках одной из них фотоаппарат с неожиданно большим, профессиональным фотообъективом. «Вот видите, ничто человеческое им не чуждо», — комментирует паломница Ирина. Ирине на вид пятьдесят лет. Ночь она ехала из Москвы в Дивеево на автобусе и заплатила за поездку две тысячи рублей. У Ирины крашеные волосы цвета «дикой вишни», а на голове — белый платок. В собор Ирина идти боится: она одета «нежелательно». То есть в брюках. Она чуть не плачет: «Я думала, нас перед службой в гостиницу отвезут, а нас — сразу сюда. Я в автобусе переодеться не смогла: все толкались, торопились». Ирину можно понять. Впервые попробовав пройти по селу Дивеево в коротких брюках и с сигаретой, я наткнулась на жесткий отпор от пожилой женщины в платке:
— Вот вроде и взрослая, а куришь и брюки неправильные носишь!
— В смысле?
— Брось сигарету и переоденься, манда!
И я иду переодеваться.
На входе в Казанский собор — толпа людей, не войти. Маленький мальчик дергает за руку рослого лысого: «Папа, папа, купи мне новый крестик!»
Вокруг главного здания монастыря, Казанского собора, — Святая Канавка, выкопанная сестрами монастыря в 1825 году. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от Антихриста. «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтораста “Богородиц” прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»
Вдоль Святой Канавки медленно движется друг за другом цепочка людей. Все они шевелят губами, про себя читая молитву Богородице. Я с удивлением замечаю, что девушка передо мной идет вдоль Канавки без обуви. В тонких, с виду капроновых, колготках. Время — семь утра, холодно. Я обхожу девушку, чтобы посмотреть на ее лицо.
Оно светится от счастья.
Частный предприниматель Татьяна, переехавшая в Дивеево из Набережных Челнов, говорит, что «тут хорошо приживаются психически больные люди, которые ищут поддержки. Они знают, что их в монастыре накормят, напоят. Дьякон Андрей Кураев, личность в Москве знаменитая, назвал Дивеево “палатой номер 6 всероссийского масштаба”. Это ведь о чем-то говорит, да? В итоге публика в селе самая разная: со всей России приезжают. Преступных элементов стало много: несколько лет назад пропала девочка, подросток. Мама сбилась с ног, ее искала. А потом девочку нашли в гараже, убитую».
Дивеевская криминальная хроника последних десяти лет состоит из происшествий предсказуемых: «На объездной дороге Дивеева водитель ВАЗ-21074 выехал на полосу встречного движения и столкнулся с ВАЗ-21043. В результате с переломами и ушибами в больницу попали 27-летний водитель ВАЗ-21043 и его ровесник водитель ВАЗ-21074. Две пассажирки автомашин, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, с сотрясением мозга и переломами, госпитализированы». Страшных: «Следственным отделом по Нижегородской области завершено расследование уголовного дела в отношении ранее судимого 29-летнего жителя города Елец Липецкой области. По версии следствия, ночью 18 января 2011 года ранее судимый злоумышленник, находясь в доме по ул. Садовой в селе Дивеево, похитил деньги в сумме 114 тысяч рублей, принадлежащие 84-летней квартирной хозяйке, а затем нанес дочери потерпевшей несколько ударов колуном по голове и скрылся с места преступления». Трагикомических: «Житель поселка Прибрежный Первомайского района Нижегородской области под видом паломника проник в собор, подошел к раке и кулаком разбил стекло, закрывающее мощи святого Серафима Саровского». А недавно, сказали мне в селе, еще одну собаку отравили — нищий, из мести, за то, что хозяева собаки ему подаяние не давали. Я пытаюсь выяснить, где теперь этот нищий: «Да он погиб. Вроде как паленой водки опился, или еще что бытовое».
Я иду по селу Дивеево. От земли до неба разносится мелодичный звон множества колоколов. На улицах продают емкости для воды из святых источников — их в селе пять, и четыре расположены на территории монастыря. Две женщины в ярких платьях и мужчина в серых бархатных брюках направляются к купальням — с одной стороны отделение «Для братии», с другой — «Для сестер». На входе объявление: «Громко не разговаривать, не сквернословить».
В пяти метрах от источника девочка лет шестнадцати пинает колесо машины Mitsubishi Lancer с московскими номерами: «Блядь, эти приезжие всегда без очереди лезут!»
Небеса обетованные
Приезжих в Дивееве действительно не любят: они, считают местные жители, отбирают у них рабочие места. Градообразующее предприятие села Дивеево — местная птицефабрика, дела у которой обстоят примерно так: в 2006 году группа компаний «Содружество», владелец Дивеевской птицефабрики, продала фабрику акционерному обществу «Нижегородский МЖК», то есть Нижегородскому масложировому комбинату. В 2009 году фабрика попросила кредит у Волго-Вятского банка Сбербанка России в размере 57 миллионов рублей — на модернизацию. Сейчас, объясняет экскурсовод Женя, «рабочих мест мало, местные получают зарплату в 10 тысяч максимум и держатся за эту работу зубами. Они, в массе своей, люди оседлые, к переездам непривычны, к тому же не религиозны, большие скептики. Честно сказать, им вся эта православная шумиха не особенно нужна: до пенсии бы спокойно доработать, и всё». Но, чтобы получить лишние пару сотен рублей с туриста, местные водят группы по святым местам. Конечно, есть своя конкуренция. Женя говорит: «Был тут на меня наезд несколько месяцев назад. По телефону один местный сказал: “Не занимайся экскурсиями, а то у тебя будут неприятности, вплоть до лишения машины и здоровья”».
Несмотря на это, Женя продолжает заниматься экскурсиями. Пока. Три года, с 2006-го по 2008-й, Женя служил в Чечне. Ему было 25 лет, когда он понял, что ему все надоело: «Я жил в Дивееве, работы никакой не было, и мне стало очевидно, что я слишком часто начинаю водочку употреблять, тот же спирт. Я, конечно, на фанфурики не собирал, но у меня так было: вечером напивался, с утра вставал с чугунной головой, к середине дня в себя приходил, потом опять бухал. А в один день пришел в военкомат в Дивееве и сказал: “Заберите меня, не могу больше”. Кроме Чечни, других мест не было». Отслужив в Чечне, Женя поехал в Саратов, женился на женщине с ребенком и вернулся в село к родителям, потому что больше ехать было — некуда.
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:23
Комментарии
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17830356
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6724569
- 3. Норильск. Май 1293584
- 4. ЖП и крепостное право 1117496
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907056
- 6. Закоротило 837167
- 7. Не может прожить без ирисок 832228
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790969
- 9. Коблы и малолетки 766225
- 10. Затворник. Но пятипалый 507927
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441899
- 12. «Роботы» против Daft Punk 408967
так сказать для сравнения
К счастью, так не везде.
Только что, в начале июля, ездил на Соловки - ничего подобного дивеевским ужасам там нет. Общая атмосфера лёгкая и, я бы сказал, прозрачная. По улицам во всех направлениях бродят козы и коровы. Люди предупредительны и доброжелательны - в это трудно поверить, но мата я на Соловках ни от кого не слышал, даже от милиционеров и боцмана с катера "Туман".
Каждый занят своим делом: туристы ездят смотреть на Секирную гору, доисторические лабиринты и китов-белух, паломники к 6 утра ходят на длиннющие монастырские службы, а местное население - меньше тысячи, если не ошибаюсь, постоянных жителей посёлка Соловецкий - зарабатывают за летние три месяца львиную долю своего годового дохода.
Для организованных туристов есть куча экскурсий с гидами, для неорганизованных - пункты проката автомобилей, лодок и пр. Одних только пунктов проката велосипедов я насчитал около десятка.
При входе в монастырь женщины могут (бесплатно, естественно) взять напрокат застёгивающуся юбку, которая надевается поверх штанов/миниюбок/чего-угодно-неуместного-в-монастыре. В главном местном кафе все основные блюда готовят в двух вариантах - с мясом и без.
Монахи, несмотря на суровый/устрашающий/бородато-волосатый вид оказались вполне адекватны. При мне трое ребят (выцветшие майки, пирсинг) после недолгой беседы были допущены в церковь Благовещения петь кондаки и акафисты.
В общем, не Дивеево.
Трагедия на Волге ставит вопросы: а чего это они целыми семьями в корытах старых плавают? Ответ нашла в казанской рекламе -"В туристический сезон 2011 года предлагается новый маршрут«Болгар православный».
Программа маршрута предусматривает посещение действующей Свято-Аврааминской церкви и источника Святого Авраамия. Смотрим здесь:
http://www.bolgar-hram.info/node/702.
Предлагается паломникам средство от наркозависимости, от пьянства, от бесплодия, от нищеты и от всех болезней - излечивают раз и навсегда! Для многих это оказалось правдой, только горькой...
Не понял только, может, кто объяснит, что это за "темная сторона святыни". Интересно было бы узнать и о светлой стороне, если таковая имеется, в чем, после прочтения указанной статьи, сильно сомневаюсь.
Также озадачила фотография о "процветающем за счет приезжих" ритуальном бизнесе. Обычно процветающий бизнес выглядит как-то иначе. Но то ли в Дивеево все по-другому, то ли для автора статьи процветающий бизнес именно такой, Бог весть. Склоняюсь ко второй версии, но допускаю, что ошибаюсь. Обратно же, возникают вопросы и что это за "приезжие". То ли приезжают, чтобы умирать, то ли родные привозят материал для "процветающего бизнеса", то ли представителей этого "бизнеса" приглашают в соседние города, в том числе и Москву, за счет чего этот "бизнес" процветает". Опять же неясно.
Ну и, конечно, же "свидетельства очевидцев". Это стержень материала. Эти полные сдержанной страсти и подлинной правды слова "типичных представителей". Славный (судя по всему) человек, уважительно именуемый автором гидом-экскурсоводом, его жена - точно такая же гид-экскурсовод. "Частные предприниматели", приезжие, торгаши... Весь цвет. И цвет этот свидетельствует - "нет правды!". Конечно же, стоило записать эти скорбные повествования.
Также удались и свидетельства о "криминале". Чего стоит история десятилетней давности!
Автор явно нацелена на Пулитцеровскую премию!
И этот мрак и ужас, с которого начинается статья. Похитили человека! Неслыханно! Разумеется, ничего подобного невозможно представить в других российских городах.
Это ли не подлинное свидетельство "темной стороны православия".
Ну, и конечено, две детали. Вопрос о благодати (который, как известно предполагает ответ). "Все (чувствуют багодать)?". Видимо, "почти"...
И "трагикомическое" событие - надругательство над иконой. Непонятно, почему "траги-"? Просто - "комическое".
Пройти по т.н. "святому месту" (кавычки автора) в "коротких брюках" (почему не в шортах или трусах, плаках?) с сигаретой (почему не взять в другую руку бутылку пива?), естественно, с непокрытой головой. Это, да, дорогого стоит.
Вывод: "манда" - это самое слабое определение.
Нвадежда: ждем репортажей в такой же стилистике из святых мест иудаизма и мусульманства.
Пожелания: новых творческих успехов, "почувствовать" благодать в других "святых местах".
Часть первая.
На территории монастыря: "Пожалуйста, берите сухарики Серафима Саровского. Сухарики бесплатные. Но в ваш пакетик мы не можем насыпать, нужно купить
специальный пакетик в церкви". Занавес.
Часть вторая.
Стоянка около монастыря.
"А стоянка платная?". "Бесплатная, но нужно благословение". "А где его взять?". "Можно купить в гостинице. 100 рублей".
Но матом на нас никто не ругался тогда. Просто они недоумевали, что мы в шортах летом и без крестов. Но пришлось им с этим смириться. Уговаривали нас отказаться от использования российского паспорта, очень убедительно доказывая: паспорт - от лукавого. Мы соглашались, но нужно было еще обратно возвращаться, поэтому отказ от паспорта на некоторое время отложили.
--- не-православные и без этой статьи все как один согласны с автором. им факты не нужны.
--- "продвинутые" православные тоже в курсе. только они переживают за церковь, и стараются, где могут, устроить всё по-другому. + они понимают, что церковь, которая массовая, заражена всеми грехами культуры, к оторой она функционирует.
--- православные вроде тех, что описаны в статье не умеют читать.
для кого же текст? к чему это всё?
При желании в каждом месте можно увидеть только плохое. Соловки, между прочим, в этом не отличаются от других мест - можно найти и матерящихся трудников и безумных туристов, не имеющих никакого представления о том, куда они попали и многое другое. А можно найти удивительную благодать, сказочную природу и т.д. и т.п.
Другое дело, обидно, что если это OpenSpace (который я очень люблю), то вероятность найти здесь хоть одно доброе слово о Церкви или, например, о власти, стремится к нулю. Что, в свою очередь, указывает на некую однобокость и тенденциозность...
во-первых, живется в Дивеево не так плохо, все местные жители отлично зарабатывают на туристах и паломниках, во-вторых, хоккейную площадку и новый дк можно всегда построить на те деньги, что администрация гребет от святого места, а вот восстанавливаются храмы у нас гораздо сложнее... в-третьих, я, например, там была во время праздника какого-то, так там такие гулянья были, даже звон колоколов не было слышно, в-четвертых, если у нас народ пьет, что не построй, все равно пить будут, в этом не отсутствие дк виновато...
Опять же, когда я там была, там было очень много народу в коротких юбках и брюках разных цветов... а если какая-то бабка пристала с осуждениями, так это и на улицах Москвы пристать может...
у нас сейчас любое паломничество - бизнес и просто надо правильно к этому относится... понимать, а зачем ты едешь в Дивеево?