Поражение России в матче против Словении означает конец путинских нулевых, считает МИХАИЛ ЗЫГАРЬ
Имена:
Владимир Путин · Гус Хиддинк · Дима Билан · Елена Исинбаева · Мария Шарапова
Трудно вспомнить более страшное событие в современной истории России, чем поражение от сборной команды Словении по футболу. Это не просто трагедия болельщиков. Это символ окончания эпохи — золотых путинских времен, тучных нулевых, времени, когда Россия вставала с колен и гордилась своими спортивными победами.
Легко вспомнить, как мучительно в 90-е новая российская власть занималась поиском национальной идеи. Только при Путине эта идея нашлась. Граф Уваров наших дней, Владислав Юрьевич Сурков, к сожалению, не облек ее в красивую формулу вроде «самодержавия, православия, народности». Но по аналогии это могло бы звучать как «вертикаль власти, спорт и
потребление». Надо кого-то уважать, во что-то верить и жить в достатке. Уважаем Путина, верим в команду, берем потребительские кредиты.
История того, как спорт стал ключевым звеном национальной идеи, очень любопытна. Придумал это сам Владимир Путин. Более того, известна дата, когда это произошло. Было это 22 января 2002 года. В тот день президент приказал министру печати Михаилу Лесину отключить из эфира телеканал ТВ-6 и включить вместо него (временно) спортивный канал НТВ+. И произошло это не только потому, что Путину надоело «независимое телевидение». Просто через неделю начиналась зимняя Олимпиада — и президент решил, что зрители хотят ее посмотреть. Он и сам хотел, поэтому и загорелся идеей создать в России спортивный телеканал.
Действительно, аудитория была довольна. Она не защищала ТВ-6. Оказалось, что ей наплевать на новости и ток-шоу. Позже, когда на шестой кнопке появится канал «Спорт», главный теленачальник Олег Добродеев скажет, что спортивное вещание обладает «уникальным психотерапевтическим воздействием» на население.
Той Олимпиадой, ради которой Путин придумал спортивный канал, были игры в Солт-Лейк-Сити. И это важно, потому что они вписаны в политическую историю России большими буквами. Так вышло, что та Олимпиада оказалась богата на скандалы. Сначала оспорили золото наших фигуристов Бережной и Сихарулидзе (тогда еще не депутата от «Единой России»). Потом «засудили» фигуристку Слуцкую (которая, к слову, упала, а обошедшая ее американка Сара Хьюз — нет). Потом дисквалифицировали лыжниц Данилову и Лазутину (глава Олимпийского комитета Тягачев застенчиво объяснял на пресс-конференции, что у них критические дни).
Читать текст полностью
Когда игры закончились, случайно проведенный соцопрос вдруг выявил, что в России начался колоссальный подъем антиамериканизма. Зрители с радостью винили во всех бедах коварных американцев. А своих — только в том, что недостаточно рьяно с ними боролись и не слишком смело огрызались. Собственно, именно с Солт-Лейк-Сити и началась операция под названием «Россия встает с колен». С одной стороны, телеканалы начали объяснять, как американцы против нас интригуют. А с другой — как мы им противостоим.
Поскольку вставание с колен никаким аршином измерить невозможно, спортивные достижения с тех пор стали одним из главных его барометров. Наряду с капитализацией «Газпрома» и частотой визитов в Москву Уго Чавеса.
Долгие годы растущих цен на нефть приближали триумфы российских сборных. Достичь идеала удалось только в 2008 году. По иронии судьбы — только после того, как президентом стал Дмитрий Медведев. Но то был апогей золотого путинского времени. Тучные времена в самом соку. Цены на углеводороды еще высоки. Банки еще выдают кредиты. Строительство еще идет полным ходом. Россия встала с колен и готова кого угодно на них поставить. Это счастье было бы неполным без спортивных побед — и они поперли.
Сейчас даже уже всего не упомнишь. «Зенит» выиграл Кубок УЕФА. Россия стала чемпионом мира по хоккею. Собрала максимальное число медалей на чемпионате по водным видам спорта. Баскетбольный ЦСКА выиграл Кубок европейских чемпионов. Маша Шарапова выиграла Australian Open. А Дима Билан — «Евровидение». И наконец — команда Гуса Хиддинка оказалась в полуфинале Евро-2008. Яркая демонстрация того, что все в стране правильно. Все идет хорошо. Общественность всем довольна и всем горда. Что еще внушает чувство гордости так, как спортивные победы?
Потом была еще одна победа — в войне с Грузией. Но на ней список триумфов почему-то оборвался. Олимпиада в Пекине прошла так себе. Потом случился кризис — и все посыпалось. Российские команды пролетели на еврокубках. Обе сборные не отобрались на кубок мира по волейболу. Завалили чемпионат мира по легкой атлетике. Казалось бы, где кризис и где Елена Исинбаева? Неужели она зависит от цен на нефть? Но мистическая закономерность налицо: цена на нефть падает — и Исинбаева вслед за ней.
Но мы думали — рассосется. Дно кризиса пройдено, баррель подорожал, Россия обыграла Словению в Лужниках со счетом 2:1. И вдруг правда вскрылась в самом неприглядном свете. Оказалось, что за сытое десятилетие мы ничего не приобрели. Не построили инфраструктуры. Не диверсифицировали экономику. Не реформировали армию, милицию, ЖКХ и госаппарат. Не создали футбольной сборной, которая отличалась бы от той позорной, ельцинско-романцевско-ярцевских времен. Оказалось, что Путин и Хиддинк были миражом. Россия сильнее всех из «двадцатки» пострадала от кризиса — и не попала на чемпионат мира.
Сейчас уже, задним числом, все ясно. На футбол и на спорт вообще тратились огромные деньги. Куда только они не уходили. На заключение новых контрактов с производителями спортивной одежды. На откаты руководителям спортивных каналов. На строительство дорогих спортивных объектов. В общем, как и везде. Главное — теперь деньги потрачены. Результат вроде был, а сейчас его почему-то нет.
Голландца Хиддинка (еще вчера он был Гус Иванович) даже немного жаль. Он-то просто работал за деньги и никогда не притворялся ни патриотом, ни спасителем нации. Даже русский не пытался учить — потому что, если бы попытался, заставили бы вступать в «Единую Россию». Но теперь именно ему придется взять на себя всю вину за провал. Следующего тренера-варяга уже никто не полюбит — времена не те.
Каким будет психотерапевтический результат от спортивного «возвращения 90-х», пока неясно. Потому что самое страшное еще впереди. Грядет Олимпиада в Ванкувере, а там, по самым оптимистическим прогнозам, России грозит одна золотая медаль. А может, и ни одной.
Любимое детище Владимира Путина, телеканал «Спорт», к тому моменту уже закроют — он не переживет этого Нового года. Но от этого не легче. Одно радует: Олимпиада-то будет в Канаде. Значит, можно все свалить на происки американцев. Но дальше, дальше как? Как объяснить то, что, даже встав с колен, мы почему-то снова не достаем до пьедестала?
вот сразу о том же самом подумалось, но не сформулировалось только..