У нас появился совершенно особенный музыкальный жанр – новая городская поэзия
По всей стране включились десятки тысяч творческих генераторов, не стесненных никакими ограничениями и заботами – просто вынеси на улицу бумбокс и читай, о чем душа болит. Так у нас появился совершенно особенный музыкальный жанр - новая городская поэзия.
Всего несколько лет назад молодым студентам, осваивающим профессию музыкального менеджера/продюсера в Государственном университете управления, задавался коронный вопрос на засыпку. Звучал он так: «Есть ли у хип-хопа будущее в России?» Его задавали на экзаменах мои уважаемые коллеги, умудренные опытом деятели музыкальной индустрии. Правильным считался ответ: «Нет. Никогда. Ни под каким видом». Аргументация была проста: почва для этой музыки в России отсутствует. Ритм — чуждый, проблемы — иные, и вообще — где спасительные три аккорда, те, что за душу берут? Шансон — вот наше все, альфа и омега, синус и косинус, исчерпывающий лексикон, которым возможно описать все и утолить все печали.Сейчас это уже вызывает улыбку. Мы живем в другой реальности: хип-хоп для парней, R-n-B для девчат. Специальные клубы и вечеринки по всей стране, где девушки могут показать свои загорелые пупки и при этом всем своим видом дистанцироваться от забубенной попсы — вот он, новый образ жизни, красивый и перспективный!
Парням повезло еще больше. Рок на русском устал дергаться в конвульсиях — сплошные мытарства и самоповторы. Музыканты занимались сами собой, пока вконец не потеряли доверие.
И тут с другого края пришло оно, живое слово. Не обремененное куплетно-припевной формой, тошнотворно-форматным звуком и пафосом. Богатый русский язык с его не втискивающимися в рок-музыку конструкциями вдруг ожил. Фонемы, царапавшие ухо в сравнении с английскими и приводившие в уныние не одно поколение наших рок-музыкантов, в хип-хопе расцвели, сильно его украсив. И, наконец, вернулась проблематика: то, что сильно волновало, проникло в песни. По всей стране включились десятки тысяч творческих генераторов, не стесненных никакими ограничениями и заботами — просто вынеси на улицу бумбокс и читай, о чем душа болит.
Да, ритм в сравнении с западной продукцией был послабее — это, увы, наша специфическая особенность. И если в электронике это компенсировалось неповторимой русской мелодикой, то в хип-хопе пропорция сдвинулась в сторону языка. И стали происходить совсем уж невероятные мутации.
Сначала питерские электронщики — дуэт «Елочные игрушки», впечатлившие своим безумным ремиксом на Radiohead самого Тома Йорка, вступили в кооперацию с двумя начитанными парнями, образовав на выходе весьма неожиданный продукт — 2H Company. Хотя в названии была четко определена принадлежность к хип-хопу, спустя короткое время сами питерцы себя с этой музыкой уже никак не соотносили. Галлюциногенные тексты, начитанные в сверхскоростном режиме, явно опережали сознание слушателей, вызывая интерес, желание разобраться и неизбежное привыкание с последующей мифологизацией, — как это делает, скажем, фильм «Малхолланд-драйв». Ритм был замаскирован и зашифрован, а звукоряд дополняло нечто, напоминающее «музыкальный образ вселенной глазами электронов и атомов».
Проект взбудоражил общественность. Следующим шагом «ЕИ» стало сотрудничество с поэтами — Андреем Родионовым и Лехой Никоновым из панк-группы «Последние танки в Париже». Затем появился проект «Самое Большое Простое Число» — трепетные истории, почти что сказки на ночь, начитанные журналистом Кириллом Ивановым под полное отсутствие ритма и музыки в общепринятом понимании. Искусная манипуляция случайными шумами вводила в транс. Хип-хоп без ритма — то ли молитвы, то ли заклинания — что еще удивительней может быть на свете? Результаты экспериментальных петербургских проектов был представлены на сборнике «Дикие Елочные игрушки», где и был обнаружен полюс русского хип-хопа, скорей всего северный.
Так у нас появился совершенно особенный музыкальный жанр — новая городская поэзия, которому, хочется верить, уготовано интересное будущее. Страна, где стихи собирали стадионы сорок лет назад, не может проигнорировать новое живое слово.
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3447042
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340548
- 3. Норильск. Май 1268472
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897656
- 5. Закоротило 822068
- 6. Не может прожить без ирисок 781973
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758522
- 8. Коблы и малолетки 740803
- 9. Затворник. Но пятипалый 471056
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402951
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370380
- 12. ЖП и крепостное право 345037