Оцените материал

Просмотров: 8992

«Territoriя», Марк Алмонд, «Длинные руки-5», Джеймс Пэнтс и др.

Тагир Вагапов · 30/09/2008
Фестивали не для всех, реабилитация китча и произведение для 400 гитар

©  Фестиваль TERRITORIЯ

 На фото: Addictive TV

На фото: Addictive TV

Открытие фестиваля «Territoriя»
30 сентября, завод «Арма», павильон 5


Международный фестиваль актуальных искусств, проходящий при поддержке Администрации Президента РФ, откроет перформанс «Drink My Voice» Саши Фроловой и группы Aquaaerobika. Примерная ученица Андрея Бартенева переодевается в латексный костюм блондинки, будто нарисованной художником Такаши Мураками, и что-то покрикивает под незамысловатый электробит. Следом за Фроловой свое аудиовизуальное шоу покажет лондонский дуэт Addictive TV. Лондонцы еще в эпоху VHS придумали обращаться с видео как продюсеры с электронной музыкой, то есть резать его на сэмплы и аранжировать в новые произведения, получая на выходе ремиксы и мэшапы, и добились в этом мастерстве немалых высот. Проще говоря, Addictive TV за пультом работают и за диджеев, и за виджеев — могут устроить артхаус-зрелище, а могут и рейв. Лучшего начала для фестиваля, интересующегося новыми видами искусств, возникающих на стыках жанров, и не придумаешь.

К примеру, в портфолио англичан есть такая любопытная позиция, как первый официальный видеоремикс на голливудский фильм:



Для корректного отображения содержимого этого блока, а также просмотра галерей фото и видео, которые представлены на нашем сайте, пожалуйста, обновите ваш Flash player до текущей версии.

Вы можете сделать это на сайте компании Adobe: http://www.adobe.com/ru/



Soulfly
1 октября, «Б1 Maximum»

©  Концертное агентство «Мельница»

«Territoriя», Марк Алмонд, «Длинные руки-5», Джеймс Пэнтс и др.
Американо-бразильские тяжеловесы Soulfly были собраны 11 лет назад Максом Кавалерой, экс-лидером чемпионов трэш-метал Sepultura. Поначалу Soulfly экспериментировали с народившимся тогда же нью-метал, но позже вернулись к излюбленному трэш-звуку. Состав нового детища Макс привык постоянно тасовать, но в любом состоянии Soulfly всегда охотно привечали в России, и потому нынешний концерт для Москвы, кажется, четвертый по счету. Посвящен он выходу нового альбома «Conquer». После Москвы бразильцы едут в тур по Сибири.


Рой Эйерс
2 октября, «Б1 Maximum»

©  Концертное агентство «Мельница»

«Territoriя», Марк Алмонд, «Длинные руки-5», Джеймс Пэнтс и др.
Концерт вибрафониста Роя Эйерса стараниями промоутеров может стать хорошей ежегодной московской традицией — такой же, как выступления The Stooges и Чака Берри. Впрочем, раз уж учитель Эйерса Херби Хенкок до нас никак не доедет, мы ничуть не против.

Эйерс в джазе уже больше 45 лет: начинал с бибопа, потом экспериментировал с фанком и соулом, афробитом, диско и прото-хип-хопом. Эксперименты эти в 1980-х выродились в так называемый smooth-jazz, а еще позже — в эйсид-джаз, в праотцах которого числят Роя Эйерса. Но если вышеозначенные жанры, за некоторым исключением, музыка сугубо утилитарная, то корни ее, посаженные Эйерсом, музыка живая и самодостаточная. Вспомнить хотя бы горячечный саундтрек к фильму Coffy, сочиненный Роем, или его совместные записи с нигерийским гением Фелой Кути.


Марк Алмонд
1 октября, Манеж кадетского корпуса (СПб.)
2 октября, Театр эстрады
4 октября, Сити-парк (Калининград)

В начале 2000-х Марка Алмонда можно было запросто встретить в московском гей- или стрип-клубе. В 2004-м экс-солист синти-поп-дуэта Soft Cell сильно пострадал в мотокатастрофе, которая поставила под вопрос не только его гедонистический образ жизни, но и вообще дальнейшую карьеру. Но Алмонд восстановил голос и силы и возвращается теперь в Россию. Программа смешанная — здесь и русские романсы альбома «Heart on Snow», и каверы на сокровища мировой эстрады с последнего альбома «Stardom Road», и даже барочные элегии с недавно вышедшего сингла «Gabriel & The Lunatic Lover», записанного с Майклом Кэшмором из Current 93, ну и без «Tainted Love» не обойдется. Потрясает способность Марка делать что угодно: копеечный электропоп и возвышенную эстраду, петь дуэтом с теми же Current 93 и индустриальщиками Foetus, Энтони, Людмилой Зыкиной и Сергеем Пенкиным, при этом не изменяя своим интересам к темной изнанке жизни и поп-культуры. Театральные подмостки британцу, являющемуся большим специалистом по китчу, самая подходящая площадка, бархатный занавес — лучшая декорация.


Горан Брегович
4 октября, Государственный Кремлевский дворец

Горана Бреговича здесь знают и почитают давно, недаром золотоносного боснийца везут ни много ни мало в Кремль. Любовь народная крепла от фильма к фильму, саундтреки к которым делал Горан: знаменитая «Аризонская мечта» Эмира Кустурицы; «Музыка для свадеб и похорон» и «Турецкий гамбит». Даже на звуковой дорожке к комедии «Борат», возмутившей официальные власти Казахстана, Брегович со своей Wedding & Funeral Band умудрился отметиться.


Фестиваль «Длинные руки-5»
2—5 октября, культурный центр «ДОМ»

Известнейший фестиваль авангардной музыки посвящен основателю одноименного лейбла и культурного центра «ДОМ» Николаю Дмитриеву, скончавшемуся в 2004 году. Ранее гостями «Длинных рук» были Терри Райли, Марк Стюарт, Фил Ниблок, Билл Драммонд и прочие гуру экспериментальной музыки и околомузыкальных опытов и практик, в том числе видеоарта, театральных постановок, аудиовизуальных инсталляций. На фестивале по традиции выступят лучшие силы русского авангарда со всех уголков страны и приглашенные гости, в числе которых американец Рис Чатем, получивший наибольшую известность как одна из ключевых фигур «никакой волны» Нью-Йорка конца 70-х. Сейчас Чатем живет в Париже, где три года назад реализовал свой самый масштабный проект — произведение «A Сrimson Grail», написанное для 400 (!) гитар и сыгранное в базилике Сакре-Кёр. На фестивале Рис сыграет с московской группой Exit Project и «максимальным количеством гитаристов, которое удастся привлечь». Также обещаны американский аудиоколлажист Чарльз Амирханян, немецкий видеохудожник и экс-участник ансамбля Rechenzentrum Лиливан Побджой, швейцарский аудиовизуальный проект Strotter Inst, японский квинтет саксофонистов SXQ и греческий эксперименталист Mecha/Orga.


Digikid 84
3 октября, «Мио»

Устроители тематических вечеринок «I Love Rien, Im Parisien», посвященных французской электронной музыке, привозят в Москву малоизвестных, но талантливых молодых музыкантов, из которых могут вырасти вторые Daft Punk или хотя бы Justice. Если верить MySpace дуэта Digikid 84, за пределы Парижа они выбираются редко. Музыка Digikid 84 весьма типична для сегодняшнего дня: сильно шипящее электро с ностальгическими «нововолновыми» синтезаторами. Но эти молодые ребята, в общем, симпатичнее многих только народившихся проектов схожего толка — то ли оттого, что беспощадной прямой бочке предпочитают старый добрый хип-хоповый бит, то ли потому, что не строят из себя невесть что и делают модную музыку всего-то лишь из искренней к ней любви.


«Territoriя на FАБRИКЕ»
3 и 4 октября, проект «Фабрика», Грунтовальный цех

Два дня Фестиваля актуальных искусств отданы выступлениям московских музыкантов, которые занимаются саунд-артом и саунд-изысканиями, причем делают это последовательно и давно. Аркадий Марто, больше всего известный по дуэту Moscow Grooves Institute, под названием Eject Project, делает тягучий и минималистичный эмбиент, используя инструменты самого оригинального происхождения — скажем, генератор для продувки помещений. Валерий Васюков, он же THE: HET, представит альбом «Жизнь после Нефти», принципиально записанный исключительно на аналоговой технике — от микрофона до синтезатора «Аэлита». Дуэт Алексея Борисова и Павла Жагуна F.R.U.I.T.S., существующий с 1992 года, использует в своих выступлениях самый широкий спектр оборудования — от грувбоксов и терменвокса до микрогенераторов и транзисторных радиоприемников. Плюс дополнительно обрабатывают слушателя психоделическим видеорядом, который делает видеохудожник Никита Цымбал. Медиапродюсер и диджей Ричардас Норвила, увлеченный коллекционированием забытых советских синтезаторов, под именем Benzo покажет видеоперформанс «Москва и море», где будут звучать давно снятые с производства «Алисы» и «Поливоксы». Легенда из андеграундных московских 1990-х, супергруппа «Министерство Психоделики» заявила к показу сатирический видеоотчет «Звук мужского рода». Участники программы «Territoriя на FАБRИКЕ» делают музыку не для всех, чем, впрочем, могут гордиться.


James Pants
4 октября, «16 тонн»

Джеймс Пэнтс — одно из последних и самых, пожалуй, ценных приобретений лос-анджелесского лейбла Stones Throw. Музыканта почему-то хочется сравнить с диско-экспериментатором и виолончелистом Артуром Расселом: Пэнтс тоже производит кросскультурные эксперименты с поп-музыкой, которые звучат органично и по-хорошему ненавязчиво. На дебюте Пэнтса, умной и разноплановой пластинке «Welcome», нашлось место сухому электро, ленивому диско, абстрактному хип-хопу и эстетскому панк-року. Смешные и дурацкие песни, сделанные весьма неглупым человеком, меломаном-эрудитом, уроженцем городка Спокэн, бывшим барабанщиком и диджеем. Впрочем, «бывший барабанщик» не совсем правильно сказано: Джеймс — мультиинструменталист и альбом записал в одиночку, хотя на сцене в нынешнем туре с ним играет полноценный live band, который и до Москвы доберется. «Бывший диджей» — тоже неверно: как и многие музыканты Stones Throw, Пэнтс периодически выпускает микстейпы, к слову — очень любопытные.


Meshuggah
4 октября, «Точка»
5 октября, «Орландина» (СПб.)

Квинтет волосатых шведов с лысым фронтменом вот уже 20 лет, по выражению Кинчева, «грызет металл, как фрезерный станок». Поначалу скандинавы равнялись на Metallica, но на первом же альбоме, вышедшем в 1991 году, нащупали собственное звучание — усложненный трэш-метал и нетипичные для стиля длинноты (у Meshuggah немало песен длиннее семи минут). Затем музыканты пошли по пути дальнейшего усложнения материала — на следующем альбоме слышались отголоски индастриала, дэт-метал и даже джаза. После этой пластинки в фан-группу шведов записались корифеи жанра — Оззи Осборн, Slayer и упомянутая Metallica, и до сих пор с репутацией у Meshuggah все в порядке.

 

 

 

 

 

Все новости ›