Оцените материал

Просмотров: 13941

Bilal, Летиция Садье, Карандаш и др.

Наталья Югринова · 01/12/2010
Жизнь после Interscope, пластинка о самоубийстве от вокалистки Stereolab, продюсер-барабанщик и бит «как у Фифти»

Имена:  Летиция Садье

Bilal, Летиция Садье, Карандаш и др.
Bilal
«Airtight's Revenge»

Plug Research
****

 

 

Кто это: В силиконовом жанре R&B тоже есть свой андеграунд: если вычесть из него брюлики в виде Лорин Хилл и Алишии Киз, останутся далекие от распила бюджетов Эрика Баду, Жанель Моне — и теперь еще Билал, причем последний в подполье забрался из самого что ни на есть мейнстрима. В 2001-м дебют Билала вышел на лейбле Interscope; критики немедленно записали его в звезды неосоула, хотя от «нео» по сути были лишь попытки уйти в аранжировках в джаз-фьюжн. Пластинка продавалась так плохо, что лейбл решил не издавать второй альбом музыканта, тем более что за несколько месяцев до релиза он появился в сети. Новый альбом вышел на инди-лейбле, промышляющем экспериментальной электроникой вроде Flying Lotus; оказалось, что к акробатике вокала больше всего идет затхлый футуристический звук, застрявший на равном расстоянии от фанка, вонки и прог-рока. Билал беспощадно выворачивает соул наизнанку, причем не только в плане аранжировок, но и в текстах: это песни не про любовь, а про отчаяние, не про возбуждение, а про грехопадение — без соплей, зато с толком и чувством.

Трек на пробу


Зачем покупать: Оценить свежий и незашоренный взгляд на жанр, в котором, казалось, уже все сказано и спето.


Laetitia Sadier
«The Trip»

Drag City
***

Кто это: Голос Летиции Садье стал таким же символом, определяющим девяностые, как кислотные вечеринки и гранжевые клетчатые рубахи. Группа Stereolab в свое время умудрилась протянуть важный мостик между простой формой и хитрым смыслом, между китчевым лаунжем и краут-роком — и осталась на этом мостике единственным путником, создав важную ступень музыкального процесса, но существуя вне его. В глубокомысленности Садье сильно уступает своему партнеру по группе Тиму Гейну: на первом сольном альбоме (проект Monade с родственными душами из Pram не в счет — его легко можно принять за тень Stereolab) она воспользовалась элементарным поп-роком, незатейливой босановой, ностальгической электроникой, чтобы сделать акцент на истории — трагическом самоубийстве младшей сестры. Записью в дневнике ограничиться было бы проще и логичнее: Садье переживает по тому же лекалу, которым пользовалась всю жизнь, чередуя светлую грусть и тяжелую меланхолию примерно в одних и тех же гармониях. Звучит это так, словно с песен Stereolab сняли одежду, но зрелище оказалось до скучного бесплотным.

Трек на пробу здесь
Зачем покупать: Все равно группа Stereolab уже больше года существует в режиме паузы, а ее недавно вышедший альбом «Not Music» — сборник невнятных ауттейков с давнишних рекорд-сессий.


Weekend
«Sports»

Slumberland
**

Кто это: Удивительно, насколько длинный хвост возникает у каждой волны возрождения какого-либо жанра — трио Weekend из Сан-Франциско, к примеру, с горячностью дебютантов пытается в очередной раз пережевать опыт постпанка, шугейзинга и нойз-рока, когда тему, казалось бы, закрыли еще No Age. По алтарю из любимых пластинок Jesus and Mary Chain, My Bloody Valentine и, разумеется, Joy Division музыканты передвигаются с уверенностью асфальтоукладчика — и с его же изяществом: это набор сырых, угрюмых, расхристанных песен, подобием цепкости из которых обладает только лишь стартовая «Coma Summer». Остальные же сливаются в какой-то совсем удручающий гул, а выехать на одной атмосфере, без какого-либо существенного посыла, согласитесь, непросто.

Трек на пробу здесь
Зачем покупать: Тот редкий случай, когда в своем отечестве пророк отыщется намного быстрее — см. группу «Утро».


Shigeto
«Full Circle»

Ghostly International
***

Кто это: Продюсер из Детройта Shigeto, с этой осени по совместительству концертный барабанщик хорошей группы School of Seven Bells, умудряется идти по дороге, накатанной сотнями исполнителей абстрактного хип-хопа, и не попадать в тупик, где все они сегодня топчутся. На дебютном альбоме ожидаемо проходит раздача респектов Джей Дилле и Ричарду Ди Джеймсу, поочередная ревизия постдабстепа, гармоничного IDM, игрушечной индитроники и эмбиент-техно, но поверх лабораторной ловкости в обращении с портативным рекордером и соседскими синтезаторами у Shigeto читается очень важное стремление облечь идею и технику в интуитивно понятную форму мелодии. В итоге от причудливых звуковых экзерсисов, уместных и в джаз-клубе, и на танцполе, веет таким уютом и душевностью, что хочется немедленно взять их с собой на прогулку по заснеженным улицам.

Трек на пробу здесь
Зачем покупать: С оригинальностью у Shigeto туговато, зато чувствуется душевный порыв и энтузиазм звукорежиссера, что для дебюта весьма неплохо.


Карандаш
«Живи быстро, умри молодым»

Rap Recordz
***

Кто это: Карандаш не из тех, кто брызгает слюной и размахивает кулаками у микрофона: его хип-хоп всегда был тоньше, умнее и ироничнее коллег по цеху. Берясь за проблемы меньшего калибра, чем прочие, без гангстеров и лигалайза, он показывал куда более кучную стрельбу песнями, не в последнюю очередь из-за нахрапистой читки. Сейчас где-то случилась осечка — ну или пресловутый кризис среднего возраста: вместо куплетов острослова проявилось обыкновенное нытье за жизнь. Причем нытье ленивое, от представителя мидл-класса: когда вроде бы всем доволен, но нарочно ищешь изъяны. Впрочем, музыка качает по-прежнему: эстрадные мелодии порядочной давности ложатся к лощеному биту «как у Фифти», и пластинка неожиданно обрастает таким рельефом, что даже морщины на лбу, вызванные текстами про бытовуху, сами собой разглаживаются.

Трек на пробу


Зачем покупать: Потому что Карандаш — толковый саунд-продюсер.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • chuhmaster· 2010-12-01 17:05:24
    Раньше кроме пяти основных рецензий, всегда было ещё несколько обзоров пластинок!
    Маловато как-то
  • boyarinov· 2010-12-03 18:36:11
    постараемся писать чаще
  • dorfmeister· 2010-12-04 03:42:53
    "если вычесть из него брюлики в виде Лорин Хилл и Алишии Киз, останутся далекие от распила бюджетов Эрика Баду, Жанель Моне"

    Лорин Хилл, братцы, сошла со сцены лет десять назад, и камбеков пока не предвидится. Насчет "распила бюджетов" тоже странно прозвучало.
  • AsQuette· 2010-12-05 22:21:59
    сравнение карандаша с гангстерами и легалайзами - слишком ограничено как-то. жанр уже давно вышел за подобные рамки. но согласен, карандаш пустился в мелкую бытовуху и проблема в том, что в этой ипостаси он становится лишь одним из - слишком уж много аналогов.
Все новости ›