Русская нация мыслится и лепится как сообщество страдальцев, терпящих удары «судьбы», или как коллектив «кающихся», которым никак не удается соответствовать призыву родины.

Оцените материал

Просмотров: 21589

Пелагея и «Рубль»: вечные вопросы всенародного значения

Дэвид Макфадьен · 29/01/2010
23-летняя фолк-певица и разочаровавшийся рокер в думах о судьбах родины

Имена:  Владимир Путин · Дмитрий Медведев · Дэвид Макфадьен · Пелагея · Сергей Шнуров

©  Первый канал

Пелагея и «Рубль»: вечные вопросы всенародного значения
1 января 2010 года сразу после полуночи по российскому телевидению показали мультфильм с легким сатирическим уклоном: Медведев и Путин танцуют на Красной площади и распевают куплеты под гармошку. Персонажи мягко подшучивали друг над другом, что заставило прессу задуматься о мотивах этого внезапного «юмора». Сошлись на том, что комическими частушками, появившимися в телеэфире спустя всего пару минут после традиционного Новогоднего обращения президента, Медведев пытается расположить к себе народ; возможно, это вежливый способ поддеть Путина, который, как всем известно, обычно не шутит, и выставить себя в чуть более выгодном свете. Вдруг смех возьмет верх над внушительной суровостью.

Интересно, что Медведев попытался сделать это с помощью песни. Точнее говоря, компьютерные изображения первых лиц России исполняют куплеты, которые были скопированы с легкоопознаваемых выступлений двух комедиантов конца сталинской эпохи. Чувство национального согласия, видимо, оказалось легче всего передать через добродушные народные стереотипы и умеренные остроты, доставшиеся в наследство от десятилетий советской власти. Разумеется, вся эта затея отдает принужденностью и скованностью: подзуживание, не отменяющее взаимной почтительности, весьма спорная верность «народной» традиции, отредактированной цензурой, и готовность (или неготовность) идти в ногу с модой.

©  pelagea.ru

Пелагея и «Рубль»: вечные вопросы всенародного значения
В продуманном портрете каждый волосок на своем месте.

Вероятно, лучший способ исследовать эти якобы пушистые и уютные стереотипы — взглянуть на них издали. Азербайджанский таблоид Trend недавно опубликовал статью, несколько проясняющую вопрос, каким образом «популярная» музыка может (или не может) благотворно влиять на чувство национального согласия. Эта статья посвящена одной из самых популярных (среди молодых) представительниц российской фолк-традиции — Пелагее Хановой, 23-летней певице из Новосибирска, крупнейшего мегаполиса Сибири.

Азербайджанская пресса выражает легкое удивление тем, что столь молодая женщина выбрала проверенный временем жанр, поскольку «сейчас это не модно». Впрочем, размахивающие гармошкой компьютерно-анимированные политики тоже не слишком модны, однако политтехнологи прекрасно осознают, насколько важны сформированные «совком» взгляды и мышление жителей «обширной и бескрайней» сельской местности для создания ура-патриотического настроя, который всегда полезен для рейтинга политика-консерватора. Выражая ту же самую логику с иной позиции, Пелагея отмечает, к выгоде нерусского интервьюера, что традиционная музыка настолько значительна, что ей следует быть популярной в России.

Как видно по фото, представления Пелагеи о «корневом» и «народном» выбиваются за пределы лугового мира молочниц из рекламы и народных сказок; для нее «народно» любое время и место, в которых чувство русской общности было бы свободно от вмешательства политики. Например, платье на фото сверху намекает на бесстрашное отстаивание семейных ценностей во времена сталинских репрессий или Великой Отечественной войны. В таких грозных контекстах «народность» превращается в невеселые попытки жить нормально — и будь что будет. Жить с улыбкой, пусть и добытой ценой больших усилий.

©  pelagea.ru

Пелагея и «Рубль»: вечные вопросы всенародного значения
«Время пришло, — говорит Пелагея. — Люди стали задумываться о том, откуда они, кто их предки, как они жили и, как следствие, что пели. Сама по себе культура твоего народа должна присутствовать в жизни любого человека — это корни его бытия. В нашей стране так получилось, что корни эти семьдесят лет выкорчевывали. Они якобы мешали прорастать новой, универсальной, межэтнической культуре. Оказалось, что культура эта больше похожа на сорняк... Теперь мы по крупице собираем то, что осталось. Кто-то пробует творчески это осмыслить, привнести что-то свое. Сочетание аутентичной музыки и современных звуков-ритмов в результате рождает такие жанры, как этно, фолк-рок, этно-джаз, или как у нас — арт-фолк. Это становится интересно все более широкой аудитории, выросли новые поколения, которым никто не навязывает никакого псевдонародного искусства, вот они и выбирают либо настоящее, корневое, либо обработки этого корневого…»

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • koderov· 2010-01-29 18:54:28
    Ну и зачем вы перевели эту чушь?
  • boyarinov· 2010-01-31 19:54:55
    затем что это не чушь
  • besputa· 2010-02-16 17:41:04
    Это детский сад
Читать все комментарии ›
Все новости ›