Начав вести эту колонку, я предполагал, что писать буду про дабстеп, время от времени касаясь грайма, uk funky и каких-то еще смежных форм танцевальной музыки, не замахиваясь на навигацию по современной электронике в целом.
Но жизнь, как говорилось у Довлатова, опережает мечту. Кто же знал, что по итогам 2011 года дабстеп из разряда «остропередового стиля» перейдет в разряд «танцы для второгодников»? А кто ожидал, что «наши люди», оставив слово «дабстеп» недотыкомкам из драм-н-баса, дружным строем двинут в новые сферы и очень эффективно их перелопатят?
Взять, к примеру, джук, он же футворк, — изначально местечковое развлечение для чикагских танцполов, причем не самых презентабельных. Родился и вырос в южных и западных окраинах Чикаго, там же и пригодился — зазвучал на местных радиостанциях, оброс цехом производителей и аудиторией поклонников. Но за пределами города никому оказался не нужен — потрясающий пример абсолютно герметичного музыкального стиля. Но интернет и усилия нескольких энтузиастов существенно изменили ситуацию.
Джук развился из чикагской хаус-музыки. Только с годами ускорился до космической скорости в 160 bpm и усложнил ритм. Да обзавелся этими синкопированными том-томами, которые потом еще пришлись ко двору в той ветке американского рэпа, что проросла на Юге Штатов. Ну и чуть ли не обязательным атрибутом джука стали ускоренные до мультипликационного писка (или заторможенные до рева Годзиллы) голосовые сэмплы, повторяемые миллион раз подряд, пока не будет достигнут гипнотический эффект. Все вместе это капитально сносит крышу. Неудивительно, что танцы под джук выглядят как первенство палаты душевнобольных за титул самого пластичного.
Собственно, с танцами может возникнуть путаница. Изначально футворком назывался как раз танец, который еще лет тридцать назад исполняли под хаус. Он же являлся элементом брейк-данса.
Для джук-вечеринок вот эти быстрые движения ногами оказались наиболее подходящими. Но в последние пять лет джук съехал с канонического прямого ритма, и вот эту экспериментальную и значительно более плодородную версию музыки тоже стали называть футворком.
О роликах с танцами как первопричине своего интереса к футворку рассказывали многие из европейцев, вовлеченных в новую культуру. В их числе и главный агент влияния джука в Европе, известный культуртрегер и основатель лейбла Planet Mu Майк Парадинас, он же µ-Ziq.
Читать текст полностью
Майк в своихмиксах играет сочинения таких людей, как DJ Nate, DJ Roc, DJ Rashad, DJ Spinn, DJ Tha Pope, Traxman и DJ Diamond. Примерно половину из них Парадинас сам же и издает на Planet Mu, делая выбор, естественно, в пользу склонных к поиску и инновациям. Ну а когда за футворк взялись люди, не являющиеся его частью, это привело к еще более интересным результатам. Так, в 2011-м на лейбле у того же Парадинаса вышли два выдающихся, на мой взгляд, альбома, вдохновленных как раз танцами чикагской бедноты: пластинка айдиэмщика Machinedrum«Room(s)» и альбом «Severant» — музыканта, прежде писавшего дабстеп под маркой Vex’d, а сейчас называющего себя Kuedo.
Футворк-звучание пришлось по душе и другим английским лейблам, будь то Night Slugs или Numbers, Swamp81 или Hessle Audio. Свидетельства тому можно было обнаружить и у Girl Unit в его первом громком сингле «IRL» , и у Ramadanman в «Work Them». Ну а самой громкой евровариацией на тему футворка был, видимо, трек Addison Groove «Footcrab», попавший во всевозможные итоговые списки 2010 года. Скоро, естественно, выяснилось, что его автор, так здорово приправивший галопирующие чикагские ритмы верной дозой лондонской флегмы, прежде писал дабстеп под именем Headhunter и был в этой области не последним человеком.
Лично я (и, возможно, не один я) впервые услышал джук как раз в миксе Headhunter в 2009-м. Оттуда узнал и о крестных отцах жанра вроде DJ Rashad и DJ Spinn. Другой знаковый чикагский персонаж, Chrissy Murderbot, вспоминает, что еще раньше, в 2008-м приезжал в Бристоль и, к своему удивлению, обнаружил там английского диджея (речь опять про Headhunter), который уже подхватил чикагское поветрие, включал джук в свои сеты и готовил сайд-проект Addison Groove.
Headhunter уже побывал в Москве с дабстеп-сетом, 23 декабря он появится у нас в своем джук-амплуа и со специальным шоу — live 808s. Так что глупо было бы не воспользоваться моментом и не задать ему несколько вопросов.
— Мы всех об этом спрашиваем: ну и что, собственно, случилось с дабстепом, что его первопроходцы открещиваются даже от самого этого термина?
— То, что сегодня называется дабстепом, имеет очень мало отношения к истокам жанра. И я не возьмусь рассуждать о жанре, текущее состояние которого мне неизвестно. У него образовалась новая аудитория, новый звук, который ее устраивает, одно соответствует другому. Нам остается только помахать рукой на прощание.
— Как тебя, англичанина, заинтересовала чикагская по происхождению музыка?
— Джук я нашел на YouTube, а там сейчас настоящая кладовая новых жанров, о которых глобальный мир пока не слишком осведомлен. Услышав джук в первый раз, я почему-то вспомнил, как впервые услышал дабстеп. Такая по-хорошему инопланетная музыка. Где бы я ее ни включал, она всегда делает людей чуточку безумными, и они начинают танцевать, как в последний раз. Джук действительно оживляет вечеринку, ну и его невероятно весело сводить.
— Для тебя было важно, что твой джук-эксперимент «Footwork» неожиданно подхватили авторитеты вроде Surgeon или Рикардо Виллалобоса?
— Не то чтобы это для меня многое значило, нет. Но вообще прикольно, что они нашли здесь какие-то точки соприкосновения и стали играть что-то такое, что за пределами их нормы.
— Многие считают, что Machinedrum своим новым альбомом сделал для джука то же самое, что когда-то Burial пластинкой «Untrue» для тустепа. А поскольку нам до Machinedrum не удалось достучаться, то спрашиваем у тебя: есть мнение на этот счет?
— Я, пожалуй, соглашусь. Я не рецензент, так что не стану описывать ощущения от прослушивания, они все-таки у каждого свои. Но это альбом, который обязательно надо послушать. Он полностью переворачивает представление о том, что джук — это только биты с сумасшедшим темпом.
— Нам больше по душе Kuedo с альбомом «Severant». А ведь он когда-то, как и ты, писал дабстеп, а сейчас вот тоже шагнул в сторону чикагской музыки. Ты видишь в этом тенденцию?
— Конечно, никакого тренда тут нет. Джейми нашел новый способ самовыразиться. Он не эксплуатирует чужие идеи, это не имитация никакая, а просто новое русло для творческой энергии. Ну и просто потрясающий альбом.
— Что это за live 808s show, с которым ты сюда едешь? На что похоже?
— Похоже на то, как если бы я сидел в рубке космического корабля. У меня с собой 808-я драм-машина и еще кое-какое оборудование, с помощью которого я и попробую воспроизвести немного интересной музыки. На редкость веселое занятие.
— Ключевой вопрос: как под этот футворк вообще танцуют? Хотим взять пару уроков до твоего приезда.
— Нет, учитель танцев — не моя профессия. Вопрос уходит в Чикаго или в любое другое место на планете, где эта музыка теперь звучит.
P.S. Некоторое представление о танцах под футворк можно все же получить из этого видео:
Chrissy Murderbot & DJ Spinn «Bussin Down»
Addison Groove и Jon Convex (участник дуэта Instra:Mental) выступают на вечеринке Capital Bass в клубе «Солянка» 23 декабря.
с удмуртского, языка Бурановских бабушек переводится как "каша"